Давно в газете "Экстра Блог" вышло интервью с основателем арт-проекта "HoodGraff" Арти Буржем. Я прочел эту статью с большим интересом и оставил в закладках на телефоне, чтобы потом пересказать вам.
Небольшая вводная. Еще летом я увидел в инстаграме толи репост, толи еще что-то но заметил этого парня и его графити в Питере - изображение Эйнштейна, которое было выполнено очень круто. Запало в душу, а потом, уже в сентябре это интервью. Почитаем выдержки?
«Экстра Блог»: Как родился ваш проект?
Арти Бурж: В октябре 2013-го мы сделали первый портрет - Snoop Lion aka Snoop Dogg - в поддержку альбома в регги-стиле Reincarneited. Меня это впечатлило, потому что всю свою аудиторию, «курительную», так сказать, он все эти годы собирал-собирал, а потом - бам! - и направил её как раз-таки на жизнь без насилия, без наркотиков. Это был сильный поступок, и мы решили отдать ему дань. Идея сработала - нашлось много его поклонников, и, в общем, монументально это всё. Так и возникла идея дальше рисовать кумиров народа, с точки зрения маркетинга, удачных. А вообще идея такова - нарисовать перевернувших мир. Их много на самом деле, и если каждый из них что-то хорошее сделал - он окажется на стенах города. Основа - это скорее цитата, а портрет - такой своеобразный значок копирайта.
«Экстра Блог»: То есть портреты должны притягивать внимание к фразам, к словам?
Арти Бурж: Да, весь смысл-то и концентрируется во фразе.
«Экстра Блог»: Расскажите о вашем коллективе, кто в него входит. В разных источниках разная информация…
Арти Бурж: Пишут нам люди, что тоже хотят рисовать в рамках проекта. Но у нас пока строгая концепция - это портреты. Так что вы в команде, ребята, если вы хотите облагораживать город, но мне нужны портреты. Пока, кроме основного состава, никто портреты не делал. Есть еще два художника витебских, не входящих в основной состав. Они сделали Сальвадора Дали и Пушкина, а сейчас занимаются коммерческой частью. В общем, есть HoodGraff - социальная сторона (это то, что мы делаем основным составом), и есть энтерпрайз- HoodGraff - это предпринимательство. Заказы, поступающие к нам, мы сами не делаем, а отдаем их художникам, контакты которых у меня есть. Поэтому наш основной состав - это два художника и я, а для остальных мы - кормушка.
«Экстра Блог»: Скорее, наоборот, помогаете им развиваться. А как название родилось, что оно значит для вас?
Арти Бурж: Наконец-то спросили в России об этом, потому что в Белоруссии тема вроде понравилась. А идея такова. HoodGraff - вроде как художественно-графический факультет. Ребята кончили худграф и не хотели далеко отходить от университета. Но тут еще есть своя фишечка. Hood - это в переводе с английского «район», а graff - сокращенно «граффити». Получается, в принципе, «район граффити».
«Экстра Блог»: Если говорить о ваших работах, то много ли их и в каких городах можно увидеть?
Арти Бурж: По факту можно увидеть только в двух городах - в Витебске и Питере. У нас была попытка сделать в Минске…
«Экстра Блог»: А почему именно Петербург, а не какой-то другой город?
Арти Бурж: Тут больше всего культурная особенность, потому что - не в обиду России - я не считаю его городом России, скорее, русскоязычным городом. Здесь не типичная Россия, а культурная Россия. Здесь самые сливки культуры, тут очень умеренный темп, люди умеют выбирать, у них есть чувство вкуса, они могут оценить. А в Москве - в основном это деньги, то есть если бы я приехал в Москву, получил бы много коммерческих предложений.
«Экстра Блог»: И это как раз мой следующий вопрос. Ваша первая работа и привела к определенным скандалам и процессам. В Петербурге выделили 102 участка под граффити, собираетесь ли вы принимать какое-то участие в их освоении?
Арти Бурж: Мне самому интересен только центр города. Ладно, местные художники - они живут в других районах, им ближе там рисовать, а мне ближе в центре. Это раз. А два - тут лицо города. Я считаю, что город должен быть разносторонним, тут должно быть совмещено несколько культур. Петербургская архитектура и граффити как субкультура. Если их грамотно совместить, будет очень колоритно смотреться.
Естественно, туристы не поедут в «спальные» районы, они в основном останавливаются в отелях в центре, где вся архитектура. И если правильно совмещать все, то это будет с туристической точки зрения выгодно городу. Да и вообще здесь такой поток горожан, которые могут остановиться, задуматься. Вот был очень забавный случай, когда мы мистера Бина делали, подошел человек и поблагодарил. Он каждый день здесь ходил в мыслях о работе, а тут остановился на полчаса, задумался о чем-то большем, чем работа.
«Экстра Блог»: По какому принципу вы выбираете персонаж и его соответствие данному месту?
Арти Бурж: В первую очередь находим место, потому что найти хорошее место - трудно. Вот под Бодрова место было найдено со второй попытки. Мы пробовали сделать его на улице Чайковского, но это было неудачное место, поэтому решили переделать. Приступая к работе, мы контур наносим ночью, чтобы не привлекать внимания. И, собственно, мы делали это ночью три раза, и у нас не получалось - он очень тяжело давался. Персонаж выбирался уже после того, как место было найдено.
Выбор происходит за два-три часа до покраски, потому что списка какого-то или алгоритма у нас нет. Вообще мы смотрим цитаты изначально и, если персонаж интересный, берем. С мистером Бином все было наоборот: смотрели его фотографии, выбрали, а потом уже искали цитату. Происходило все это за полтора часа до покраски.
«Экстра Блог»: Кто мешает рисовать, как часто приходится реставрировать работы?
Арти Бурж: Я надеюсь, что мораль существует в городе, что никто в принципе трогать не будет. Есть такое неписаное правило: если ты перекрываешь работу чью-то - то делаешь это лучше. Пока такого еще не было, но я нисколько не обозлюсь, если сделают на нашей работе что-то лучше. Но я также верю, что есть злой человек какой-то, завистник, который придет и оставит свой след на наших изображениях. Это неизбежно. Но придет или не придет - я не планирую из-за этого останавливаться. Никто от этого не застрахован.
«Экстра Блог»: Петербург так или иначе исторический город, его центр охраняет ЮНЕСКО, жаль не всегда успешно. Как вы вписываете граффити в историю, в сложившиеся интерьеры города?
Арти Бурж: Если говорить не о граффити, а о стрит-арте, то это делать не очень сложно. Есть же здания-памятники, которые сами - лицо города. А то, что во дворе находится, это не совсем лицо города, и там можно найти площадки для рисования. То есть город внутри, мне кажется, должен отражать современную культуру, а снаружи оставаться историческим. Потому что турист, заходя во двор, не видит там историческую ценность, он видит отвалившуюся штукатурку. По-моему, это не тот колорит, который нужен. А если вместо этого будут какие-то работы сделаны, он будет понимать, что город живет внутри, а снаружи сохраняет и поддерживает внешние фасады. Дайте художникам это делать внутри, и это будет так вписываться и гармонировать!
«Экстра Блог»: Не так давно вы провели акцию на Малой Садовой в поддержку Жанны Фриске. Чему она была посвящена?
Арти Бурж: Я всегда мониторю Интернет, чтобы быть в курсе. И вот случайно попалась статья о состоянии здоровья Фриске. Прочитал все, углубился и понял, что на самом деле для женщины с обложки журнала «Максим» попасть на больничную койку - это очень тяжко, тем более у нее сын родился. Решили оставить несколько пожеланий, но как народ-то привлечь?! Нужно шоу. Вот принесли планшет, собрали, начали рисовать, и там, уже на месте, я вручал маркеры всем, кто хотел что-то написать. Получился такой своеобразный фон с наитеплейшими пожеланиями, и от местных, и от иностранцев. Мне очень понравилось, что не было такого: «Мы же граффитисты, мы должны андеграунд делать!». Портрет получился, мы уже связались с ее пиар-директором, думаем, как это все отправить в Москву, и Жанна сама уже портрет увидела и очень польщена.
«Экстра Блог»: Расскажите о своих творческих планах, чего вы хотите достичь, что от вас следует ждать.
Арти Бурж: Вот легалайза стрит-арта в Питере достигли, хочется делать фасады домов, то есть к этому уровню расти, что касается технической части. А концептуально - все те же портреты, они прописаны до следующего сезона. То есть пока мы их поделаем, если можем, а дальше новая идея - дать людям задуматься, дальше работы будут нести в себе смысл без слов, с изображением других персонажей, завуалированных немножко. Но это мы увидим только в следующем апреле, а пока так. Вот сейчас Питер нам дает погоду, будем делать.
Это единственный план - давать людям понять каких-то проблемы более глобальные, чем масштаб их квартиры. Тут затевалась проблема самого человека, самосознания, то есть какие-то цитаты, направляющие на развитие, и так далее. Что дальше будет? Если завесу тайны приоткрыть - больше заботы об окружающем мире. Небольшой социально-рекламный контекст будем передавать, но сделаем это таким доступным языком! Уж если так много людей задумалось!
Мне очень многие письма пишут: спасибо там за то, за это, хотя это лишь только подтолкнуло их заниматься чем-то новым. Думаю, со следующего сезона даже какие-то общественные деятели, чиновники смогут задуматься об этом. Потому что сейчас происходит подъем России, русского духа, а для истории ничего толкового не делается. Я вот оценил историю с грандиозной Олимпиадой. Но история написалась - и все, дальше затишье. Надо продолжать. Вот со следующего сезона и начнем. Начнем с корней, сначала обычных людей, а потом подключатся и чиновники.
Источник