Очень простая история

Dec 13, 2008 16:30

Вчера я побывала в Ангажементе на спектакле под названием «Очень простая история» . Лет пять (?) назад я уже видела эту постановку в рамках конкурса «Золотой конёк», в Тюменском театре кукол и масок. Естественно, ни о каком «коньке» я и не подозревала, а если и была наслышана, то нисколько не обратила внимания. Для меня это был всего лишь очередной «поход в театр», которые мы с классом под предводительством Ирины Анатольевны довольно часто устраивали.
В общем я сюжет помнила. Знала, что, о чём и чем закончится. Помнила некоторых главных героев. Ещё помнила, что спектакль этот вроде как меня поразил, но чем именно - я не помнила (увы, так бывает часто, когда за давностию лет пережитые чувства притупляются и забываются).
И вот вчера я поддалась на уговоры друга, сбежала из дома и сходила-таки на Очень простую историю…
Сначала пришло довольно волнительное чувство напоминания чего-то очень далёкого, но родного мне… Когда я вновь переживала то, что однажды уже прочувствовала, только сейчас это уже воспринималось несколько иначе, более глубоко и осознанно. Я интуитивно угадывала в актёрах героев, с первого взгляда-звука, и сама не знала, откуда идёт это понимание. Но это всё лирика, пожалуй, пора рассказать о самом спектакле…

Очень простая история - это в большей мере отражение нашей действительности, нежели что-то «красявое» и буквально театральное и оттого далёкое, не всем понятное. А таких историй, как эта, не счесть, каждому понятно происходящее и потому близко.
Всё действие разворачивается в хлеву-сарае, в пространстве которого постоянно оказываются разные «общественные» (если можно так выразиться) группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом и в то же время противостоят. Первая группа - это люди, т.е. влюблённые парень с девушкой и её «грозные родители». Вторая группа - это непосредственно обитатели этого хлева, вынужденные свидетели и соучастники всего происходящего - животные, домашний скот. И третья группа, которую представляет всего один человек, - это отец влюблённого Алёши, спившийся оборванец, опустившийся человек общественного «дна». Он выступает как некое объединяющее начало между первой и второй группами. Человек - и не человек, как животное, но и не животное… Конфликт в спектакле возникает из-за него, из-за давнишней ненависти отца девушки к нему, презрения к его нищенскому положению и вообще нежелания родниться с «такими». Сын Алёша поневоле должен расплачиваться за несовершенство своего отца. Родители девушки и слышать не хотят ни о какой свадьбе, даже когда выясняется, что их ненаглядная дочурка уже со «счастьем» в подоле… Нет, что угодно, мы готовы пойти на всё что угодно, лишь бы не отдавать дочку «этим». Проблема вполне решаема, срок всего полтора месяца, завтра едем в город и всё по-тихому устраиваем. Влюблённые плачут, но боятся, боятся идти против воли родителей, не получить родительское благословение и решают покориться, сделать, как велят. И только один человек против аборта, против такого убийства, но его и не думают слушать, «скажи ему, чтоб он замолчал, а не то… я за себя не ручаюсь!!!» «но…» «батя, молчи!» «всё, молчу молчу…». Сына слушает…
Животные мало что понимают в происходящем, ведут свои разговоры, обсуждают своих хозяев, свинья мечтает иметь крылья и летать и всё спрашивает, а как там, снаружи, что такое речка, что такое лодки и как это - плавать… Её мечта осуществляется: горячо любимый хозяин выводит её на улицу и … Свинья оказывается на небе, у неё есть крылья, она наконец-то умеет летать и ВСЁ ЗНАЕТ и уже сама отвечает на вопросы любопытных товарищей во хлеву. И она объясняет им, что в ангелы в основном попадают животные и «маленькие люди» (дети, то есть), а вот больших людей и петухов там нет… И что аборт - это искусственное прерывание беременности, ребёночка убьют, и он попадёт в ангелы… И неужели нет никакого спасения? Может быть, выкрасть?.. Да как его выкрадешь, он же у неё в животе! Да, есть одно спасение… нужно, чтобы у ребёнка появился ангел-хранитель, ведь известно, что когда кто-то умирает - кто-то и рождается, и если тот, кто умирает, становится ангелом, то родившегося человека всю жизнь оберегает его ангел-хранитель, а если не попадает, то человек всю жизнь мучается…
Но кому же умереть?.. Лошадь, старая кобыла, соглашается, убейте меня, я уже своё отжила, ни к чему мне… Крепыш (пёс) стащил двустволку у хозяина, но вот как же это вот сделать?.. Тут человеческие руки нужны… Бывший среди них пьяница, почему-то видящий ангела-свинью (хотя ангелов могут видеть только дети и животные) и даже слышащий все разговоры животных, отказывается убивать невинное животное, рука не поднимается… Не может он, вот так ни за что убить живую тварь… Разворачивается и уходит, напевая песню о Стеньке Разине.
Финал близок. Девушка Даша твёрдо решила сохранить ребёнка, потому что около четырёх часов утра в неё будто что-то проникло и придало сил и уверенности. Родители рвут и мечут, когда приходит Алёшка и говорит, что батя застрелился…
И всё. Молодая семья с ребёнком на руках, дедушка с бабушкой, тихо ворча, препираются, кто из них лучше знает, как обращаться с младенцами, тёплая и уютная атмосфера, любовь… А сверху, ласково усмехаясь, наблюдает за ними и за своей внучкой-подопечной ангел… Ангел сосед.

Очень тронул спектакль и поразил. Я не сдерживала слёз и глубоко восхищалась мастерской игрой актёров, особенно Окунев (игравший пьяницу-соседа)!!! меня поразил…. Спасибо большое Ангажементу, ещё вернусь на этот спектакль.

P.S. Прошу простить за сумбур, писала быстро и после не проверяла, к тому же всё изложено сугубо субъективно, прошу не принимать всерьёз разбор спектакля.

Ангажемент, театр

Previous post Next post
Up