Из "Книги Ученика"

Apr 04, 2013 22:53



XXIII

Песнь низвергающегося цветка

<2.04.2013>

[XXIII.1(67)] Обучение складывается из двух составляющих: того, что доступно благодаря открытым источникам, и того, что по ряду причин не может быть выражено в словах. Пока человек не освоит то, что лежит на поверхности, он не сможет проникнуть вглубь Учения. Ученик показывает свою неготовность учиться, когда приходит к Учителю с требованием обучать его «Тайному Знанию» посредством методов невербального воздействия, в то время как сам он не дал себе труда прежде освоить необходимый для обучения понятийный язык и хотя бы те начальные знания, которые содержатся в общедоступных источниках. Книжное знание, конечно, не является Высшим Знанием, но пока ученик не преодолеет уровень книжного знания, с ним невозможно говорить о Знании, превышающем книжное. Учитель - это не «чудотворец», делающий из безнадёжных глупцов Истинных Мудрецов, а тот, кто способен стать для готового «последним камнем», который сдвинет лавину - инициирует окончательный и бесповоротный «камнепад».

[XXIII.2(68)] Искатель, который не приложил личных усилий, который, образно говоря, не обагрил Путь собственной Кровью, - вряд ли достигнет успеха. И дело здесь не в количестве «пролитой» Крови, а в радикальности Поиска, в готовности ученика отдать Жизнь ради Ведания (которую у него, разумеется, никто не потребует, ибо кому она нужна - его никчёмная Жизнь?..), в его готовности выйти за пределы того, что он прежде считал «собой». Ученик приносит в жертву всего «себя», иначе он не может называться Учеником. Ученик - это цветок, по собственной воле низвергающийся в Бездонную Пропасть, это вырванное из груди Сердце, отданное его Вечной Возлюбленной, это «Свобода или Смерть!» в действии. Дело не в Учителе, - дело в Ученике. Пока ученик возлагает все свои инфантильные надежды на Учителя, не желая принять ответственность за себя, он не может учиться. Лишь когда он приносит к ногам Учителя свою абсолютную безнадёжность, ему может быть оказана Помощь.

[XXIII.3(69)] Ученик, приходя к Учителю, желает обрести его Мудрость. Но пока он мыслит в категориях «обретения», он поистине безнадёжен! Ибо всё, что может «обрести» тот, кто жаждет обретать (а жаждет «обретать» в нас наша ложная самость), это покровы, скрывающие То, Что невозможно «обрести». Учитель не утаивает свою Мудрость от учеников, но «обрести» Её может лишь тот, кто отдал себя без остатка Пути, кто не желает ничего так сильно, как Того, Что находится за пределами всех наших обусловленных желаний... Для кого-то эти слова выглядят чем-то вроде поэтического парадокса, но для человека Пути они являются прямым указанием на То, Что не может быть предметом «указания», ибо на Пути к НЕРОЖДЁННОМУ не бывает никаких «дорожных знаков» и никаких «указателей», кроме тех, коими являются, в определённом смысле, все без исключения предметы и процессы в этом Мире... Sapienti sat!

XXIV

Слово Учителя

<3.04.2013>

[XXIV.1(70)] Чем Слово Учителя отличается от слов обычного человека? Тем, что Учитель говорит не из мнения, а из Знания. Зачастую слова, которыми обмениваются люди, либо не имеют к их Внутреннему Бытию никакого отношения вовсе, отражая лишь поверхностные слои Сознания, либо являются «продуктами» этого Бытия в том смысле, в каком экскременты являются продуктами жизнедеятельности организма. Слово, рождённое на языке, весит немного; но Слово Учителя, идущее из Сердца, из Глубины, - обладает достаточным весом для того, чтобы сдвинуть ученика с «мёртвой точки».

[XXIV.2(71)] Разумный обмен мнениями полезен и в некоторых случаях даже необходим для развития человека. Но что такое это «мнение»? На чём оно основано? На непосредственном опыте, на добытом практикой Знании, или на абстрактной вере и личной убеждённости, не подтверждённой опытом? В начале обучения некоторые люди могут обижаться, что их мнения не принимаются в расчёт, и предполагать, что причиной этого является высокое самомнение Учителя. Пока ученик не сможет увидеть всю легковесность собственных мнений и не убедится в том, что Слово Учителя не имеет ничего общего с подобного рода мнениями, - его положение на Стезе Ученичества остаётся практически безнадёжным.

[XXIV.3(72)] Разумеется, в данной сфере, как и во многих других, существует возможность сознательного обмана и злоупотреблений со стороны подражателей, а также - самообмана со стороны ученика, когда последнему хочется видеть в человеке, чьи слова ему чем-то импонируют, своего Духовного Учителя. Между тем, Слово Учителя вовсе не обязательно должно нам нравиться, вызывать в нас эйфорию или род эмоционального возбуждения. Скорее, наоборот: таковые эффекты, в большинстве случаев, являются свидетельствами действий подражателя, а не Истинного Учителя. Наибольший эмоциональный отклик в душе обычного человека получают именно мнения, в то время как Знание требует от ученика способности распознать его, выделить из множества мнений. А для этого человеку необходимо уже иметь внутри себя некоторый критерий - некий «отблеск» Знания, который поможет ему из тысячи звучащих в толпе слов выбрать и услышать Слово Учителя.

XXV

О двух типах сообществ

<3.04.2013>

[XXV.1(73)] Существуют сообщества равных, созданные для общения людей сходного уровня понимания, и существуют Инициатические сообщества, в которых установлена определённая иерархия, позволяющая новичкам перенимать знания более опытных в Духовном отношении собратьев. Оба типа сообществ по-своему необходимы и полезны; проблемы начинают возникать, когда у человека, желающего вступить в то или иное сообщество, недостаёт ясности касательно природы интересующего его сообщества. Так, желающий найти свой круг общения может быть весьма удивлён и озадачен, когда от него потребуют соответствия определённым требованиям и исполнения неких обязательств. В то же время некто, претендующий на подчинённую роль ученика или руководящую роль Учителя в сообществе людей, просто собравшихся для приятного времяпровождения в среде себе подобных, может оказаться смешён или неуместен в силу своего несоответствия общему кругу.

[XXV.2(74)] Любое Инициатическое сообщество должно уметь защищать себя от паразитов и склонных к Духовному «бродяжничеству» гастролёров, не способных учиться и мешающих учиться другим. Если в сообществах первого типа радость человека, получаемая им от вхождения в круг «своих», является чем-то вроде самоцели, то в сообществах второго типа одной этой радости (являющейся формой эмоционального возбуждения) мало для того, чтобы начать действительное обучение, - требуется ещё доказать свою способность и готовность следовать Пути Ученичества. Разделить с другими господствующую в их круге идеологию или образ мышления не трудно, - намного труднее оказывается перейти на другой уровень Сознания, который не зависит напрямую ни от какой идеологии, находясь за пределами всякого образа мышления, за пределами всякого умствования.

[XXV.3(75)] Современный человек настолько привык искать во всём развлечения, что переносит эту свою привычку и в Духовную сферу. Человеку привычно и удобно потакать себе во всём, следуя своим «накатанным» устремлениям, в то время как Ученичество требует от него разрыва привычного шаблона, выхода за рамки обычных механических реакций. В кругу «своих» бывает приятно проводить время, отдыхать после работы, в то время как в кругу иных необходимо трудиться, выдавливать из себя по капле привычного «себя». Человек, разделяющий какие-то идеи или любящий эстетику данной Школы или данного Учителя, вовсе не обязательно является учеником. Подлинный же ученик умеет пользоваться комплексом данных идей и понятий в качестве своего рода «языка», но он не путает понятийный язык, на котором преподаётся Учение, с сущностью данного Учения.

XXVI

Садовник

<4.04.2013>

[XXVI.1(76)] Методы прямолинейного обучения подходят лишь для простецов и Мудрецов, но для большинства искателей - учеников со средними способностями - они будут мало действенны. Дело в том, что по-настоящему глубокое воздействие на нас может произвести лишь то, что не просчитывается умом, что способно «разорвать шаблон» нашего привычного мышления. Для воздействия на человека с неразвитым умом может быть достаточно ёмкой притчи или даже анекдота, рассказанного в подходящее время и при подходящих обстоятельствах. Для ученика с высшими способностями иногда может быть достаточно тонкого намёка, чтобы начать процесс внутренней трансформации. Но на интеллектуала, искушённого разного рода книжными знаниями, может оказать трансформирующее воздействие лишь та обучающая ситуация или программа, фазы которой следуют друг за другом таким образом, что общий смысл происходящего может быть раскрыт лишь в самом конце, когда урок, по сути, будет уже усвоен. Для наглядности можно привести такой пример:

Садовник, ухаживая за яблочным садом, вскапывает Землю вокруг деревьев, поливает её Водой, иногда удаляет сухие ветви. Для постороннего наблюдателя, не знакомого с ремеслом садовника, может показаться, что все действия последнего либо не имеют прямого отношения к яблоням и яблокам, либо даже «вредят» деревьям (спиливание ветвей, обработка нижней части ствола известью и т.п.). В какой-то момент садовник и вовсе «перестаёт заботиться» о деревьях, словно «забывая» до поры о саде. Между тем, все вышеперечисленные действия влияют на будущий урожай самым благоприятным (хотя и не очевидным для профана) образом.

В действиях садовника нет никакой «мистики», хотя для не сведущего в его ремесле производимые им манипуляции могут представляться чем-то вроде Религиозного Обряда или Магического Ритуала. Когда же придёт срок собирать урожай, набожный наблюдатель может заявить, что урожай «послан Богом», и садовник не имеет никакого права претендовать на плоды, данные «по Благодати», и т.п.

[XXVI.2(77)] Для того чтобы стать садовником, мало просто любить яблоки, - нужно ещё уметь пользоваться садовыми инструментами и знать, что, каким образом и в какое время необходимо делать в саду. Также нужен некоторый практический опыт в данной сфере, чтобы, имея даже самые благие намерения относительно подопечных деревьев, не навредить им по недоразумению или из-за неловкости (например, спиливая сухую ветку, не повредить ствола и т.п.). При этом садовник вовсе не обязан объяснять первому встречному смысл своих действий или переубеждать скептиков относительно «чистоты» своих намерений. Вполне вероятно, что на вопросы подобного рода наш садовник просто пошлёт вопрошающего по матери или даже пригрозит докучливому посетителю ружьём, заряженным каменной солью.

[XXVI.3(78)] Сходным образом может вести себя Учитель или лидер Инициатической группы, имеющий целью создать наиболее благоприятные условия для «созревания» своих учеников. Отсекая сухие ветви и гоня известью паразитов, Учитель помогает Древу Духа принести добрый плод, когда тому придёт срок. Возможно, кому-то его действия могут показаться недостаточно «благими» или даже «недостойными» Истинного Учителя, который, - по мнению множества «добропорядочных во всех отношениях» граждан, обладающих характерным для своего уровня набором инфантильно-слащавых образов и представлений о Духовности, - непременно должен быть идиотически благостным во всех случаях Жизни, невзирая на динамику окружающей действительности. Между тем, действия Учителя не определяются соответствием или несоответствием существующему в умах обывателей «благостному» образу или некоему «совершенному» образцу, выдуманному досужими умами и растиражированному на страницах многочисленной псевдо-Духовной литературы, а диктуются Целью его Работы и свойствами конкретных людей - учеников, с которыми непосредственно ведётся эта Работа.

(Продолжение следует...)

Previous post Next post
Up