История с Pussy Riot никак не хочет покидать новостные ленты, даже, напротив, набирает обороты. Если уж сам Господь Бог решил вмешаться в ситуацию и отчитался перед Чаплиным по этому поводу, значит действительно дело серьёзное. Да тут ещё коллективное письмо от представителей интеллигенции в поддержку несчастных девчонок окончательно смешало карты. Если до этого письма религиозные (и не только) ревнители общественной морали с пеной у рта доказывали, что общественность требует крови, то сейчас их пыл поубавился. Оно и понятно, ведь теперь перед ними сложный выбор: либо отказываться от прежней инквизиторской позиции, либо переть против умной толпы интеллигентов, среди которых, кстати, есть и верующие. Ситуация нешуточная. Ведь на общественное мнение теперь не кивнёшь, вон оно, это самое мнение - в письме. Что же делать? Как оградить беззащитное глупое общество от опаснейшей заразы, расшатывающей основы государства Российского? Вопрос! Проблема!
В этой откровенно затянувшейся истории интересно то, как распределились обвинительные позиции в стане жаждущих возмездия. Их можно разделить на три группы:
1. Режимщики.
Представители этой группы открыто заявляют, что никакого политического подтекста в деле вовсе нет, что налицо циничное и дерзкое оскорбление религиозных чувств верующих, а это недопустимо и наказание должно быть как можно более суровым, дабы другим неповадно было. Тот факт, что текст исполненной в храме песни недвусмысленно антипутинский этих товарищей совершенно не смущает. Никакой политики, исключительно забота о религиозных чувствах граждан.
2. Оголтелые.
Представители второй группы прямо утверждают, что религиозный подтекст в деле напрочь отсутствует, Церковь на ход дела никак не влияет, но такие политические акции должны жёстко пресекаться и наказываться, так что власть всё правильно делает, дабы другим неповадно было. Тот факт, что акция была проведена в главном Храме страны этих товарищей не смущает. Никаких религиозных чувств, просто политическая гигиена.
3. Доктора.
Но помимо этих двух групп есть ещё одна, самая интересная. Её представители нутром чуют, что дело хоть и скандальное, но непростое. Прокомментировать хочется, но ниточки-то завязались в такой тугой политико-религиозный узел, что разбираться в нём нет ни желания, ни интеллектуальных ресурсов. Тут ещё и риски нешуточные: брякнешь сдуру невпопад - обидишь кого. И они придумали гениальное решение, убивающее сразу двух зайцев: во-первых, они изящно уходят от деликатной политико-религиозной темы и, во-вторых, сохраняют обвинительную позицию. Что же это за кульбит такой? Они дружно объявляют девчонок из Pussy Riot душевнобольными. А что, очень удобно. Что вы, товарищи! Нет здесь никакой политики, и чувств религиозных нет! Групповое психическое расстройство налицо. В самом деле, ну станет ли нормальный человек переться в Храм, чтобы сплясать там с носком на голове? Нет, конечно. Вот простоять шестнадцать часов в очереди, чтобы пройтись рядом с тлеющим кусочком ткани - это в порядке вещей, это ритуал. Святое! Интернет тем и славен, что в нём все сплошь специалисты по всем вопросам. И в этот раз оказалось, что страна полна доморощенных психологов, раздающих цветистые диагнозы, изощрённости которых позавидовал бы сам Фрейд.
Такое вот убогое решение проблемы Pussy Riot. Оно и понятно - нутром чуять, это вам не головой думать. Объявляя Pussy Riot сумасшедшими, мы как бы даём понять, что их протест совершенно беспочвенный, у него нет объективных причин и сознательных мотивов. Да и не протест это вовсе! Так, результат неожиданного психического расстройства. Ведь в нашей замечательной стране, шагающей в светлое путинско-православное будущее, только сумасшедший может протестовать. Только невменяемый может выражать недовольство. А все нормальные люди, неистово крестясь, голосуют за ВВП.
Нет, господа мои хорошие, так дела не делаются. Не нужно закрывать глаза на тот простой и очевидный факт, что это пусть и хулиганская выходка, грубая и бездарная, бьющая на эффект, но, всё же, отражающая давно назревший в обществе социально-политический протест. Против маразматической власти, политизирующейся Церкви, вообще против всего и вся. Конечно, это неадекватная форма протеста, но это не значит, что у самого протеста нет объективных причин и конкретного содержания. И бороться с подобными истерическими выплесками нужно совсем другими способами. Жестокость наказания, как показывает мировой опыт, никак не влияет на уровень преступности. Бороться нужно не со следствиями, а с причинами. Здоровое общество, это не то, в котором запутавшихся по жизни и отчаявшихся людей распихивают по душегубкам. Здоровое общество - это общество, в котором созданы такие социальные условия, что человеку и в голову не придёт устраивать в общественном месте дебош, дабы его заметили и к нему прислушались. Но вместо того, чтобы направить свои консолидированные общественные силы на создание таких условий, это общество с удовольствием раскалывается на группки, фракции, партии и сообщества, сталкивающиеся друг с другом в базарном запале. Опять пытаемся лечить следствие, вместо того, чтобы разбираться с причинами.
Выходя на холодную улицу, дорогие мои доктора, нужно потеплее одеться, чтобы потом не обкладываться носовыми платками.
А последствия, конечно, тоже нужно лечить, и если уж сопли потекли, то не нужно отрывать нос, можно и платком обойтись.
И отвечая на поставленный в заглавии вопрос, скажем: отпустите уже всех нас, все натерпелись. Ведь в этом СИЗО не только они сидят, мы все в нём сидим вместе с ними.