Политика искусства как искусство политики

Jun 26, 2012 13:14


"Почему вы думаете,- спрашивает один из пионеров "поп-арт", Рой Лихтенштейн,- что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей". Теми же рассуждениями в свое время доказывалась правомерность абстрактной живописи, кубизма и так далее, в обратном порядке. Все это излагается как борьба против независимых от творческой воли художника внешних измерений хорошего и дурного. Почему вы думаете, что греческая классика или эпоха Возрождения выше, чем рисунок на заборе? Вас так учили. Нет ни прогресса, ни регресса в искусстве, все зависит от привычной условности. Стирая всякий след объективного содержания эстетической жизни, этот напор ходячего релятивизма - одной из главных сил современной буржуазной идеологии - ведет к полной создаваемости если не действительных, то, во всяком случае, массовых суждений вкуса. Погодите, мы вас приучим к тому, что консервная банка не хуже Венеры Милосской, и вам придется это признать!

(М.А. Лифшиц, Феноменология консервной банки, 1966)

Можно с уверенностью сказать, что эти опасения советского мыслителя Михаила Лифшица, высказанные им в шутливой форме почти полвека назад, полностью оправдались. Не знаю, удивился бы Михаил Александрович этому факту или нет, но в любом случае он в свойственной ему манере в одной финальной фразе точно уловил тенденцию своего времени и выразил состояние нашего с вами.



Специфика современного сознания, приученного на всё рефлектировать провокационно-инфантильным «а почему бы и нет?», заключается в стремлении к полному отказу от вынесения каких-либо суждений; в брезгливой подозрительности по отношению к всякого рода прямой речи, утверждению; в маниакальной атаке на понятие объективной истины. Главным орудием этого иррационального сознания в его ожесточённой борьбе со здравым смыслом стали старые добрые сарказм и ирония, доведённые, правда, до абсурда и примитива, и потому то и дело переходящие в пошлость. Сейчас это принято называть остроумием. Недостатка мастеров этого искусства реального и виртуального зубоскальства наблюдать не приходится, ибо сегодня жанр «колкого комментария» переживает бум. Возможно, в этом есть и свои плюсы. В конце концов, ирония - исторически одна из самых поздних эстетических категорий и риторических фигур, и как утверждают историки-искусствоведы, появляются и формируются они на поздних стадиях развития культуры любой цивилизации, ибо требуют наличия хорошо развитого абстрактного мышления, невозможного, например, без письменности. Так что будем справедливы - тот факт, что массы осваивают подобную форму выражения мысли сам по себе не так уж плох. Другое дело, что содержание мышления не ограничивается лишь этими категориями и формами и предполагает использование и некоторых других средств выражения мысли, которые в наше время испытывают настоящий упадок. И вот в этом суть проблемы.

Могут заметить, что та же ирония во все времена была грозным оружием в устах острословов-мыслителей, и ничего нового в этом нет. Дескать, проходили, знаем. Ирония Сократа давно стала притчей во языцех, а его манера ведения споров посредством постановки каверзных вопросов и постоянного ухода от прямых утверждений всем известна. Но в том-то и дело, что сократовская ирония была эффективным инструментом в благом деле поиска объективной истины, и применял он это орудие в борьбе с софистами-демагогами, в руках, а точнее, устах которых истина превращалась в пустую безделушку. И тут ирония и даже умеренный сарказм вполне допустимы и, главное, эффективны.

Можно вспомнить и об иронии ранних романтиков конца XVIII века, ставшей результатом их разочарования в идеалах буржуазной революции и орудием высмеивания нравов «разорванного» общества, и в результате оформившейся в виде едва ли не мировоззренческого фундамента эпохи. В философии и общественной мысли романтическая ирония вкупе с безудержной фантазией в противовес рационалистической традиции наметила пути поиска истины средствами иррациональными: тут на первый план, оттеснив разум, вышил воля и интуиция. В эстетике наметился такой же отрыв от реальности, но ирония как эстетическая категория всё ещё сохраняла тесную связь с художественным образом, и не думая отказываться от него. То есть, здесь ирония, хотя и заигрывает с мистицизмом иррационализмом, всё же, остаётся по преимуществу иронией «над чем-то» и «о чём-то»

Но в современном мире, где в результате массированной и небезуспешной атаки на человеческий разум и его способность отражать окружающую нас объективную реальность само понятие объективной истины в философии и художественного образа в эстетике почти полностью дискредитированы, ирония и сарказм перестают быть просто средством, инструментом поиска и установления Истины и Красоты, а превращаются в самоцель, в собственно форму и содержание общения, пронизывая и поражая последнее, словно раковая опухоль. Ирония над всем и ни очём. Немудрено, что в конечном итоге такая форма общественного подсмеивания над всем и вся порождает явление всеобщего цинизма, представляющего собой, главным образом, способ ухода от всякой ответственности за свои мысли, слова, действия. А порой и за отсутствие таковых. Если мир - арена, а жизнь - игра, то самым адекватным способом бытования является шутка. И все превращаются в шутов. Но по законам жанра, то, что рождается в культурных недрах самого общества и представляется ему невинной забавой, рано или поздно достигает самых его вершин, принимая гипертрофированные и демонические формы, становясь, зачастую, причиной настолько же грандиозных, насколько и трагических событий. И вот уже гримаса циничной властной ухмылки зловеще нависает над растерянной толпой. Оказалось, что власть научилась шутить не хуже нашего. Она быстро усвоила главный лозунг эпохи «Ничего всерьёз!», а постмодернистский релятивизм как средство ухода от любой ответственности успешно освоен даже самыми сирыми и убогими чинушами. Игнорирование здравого смысла, уже давно прописавшееся в галереях современного искусства вдруг резко проявилось в словах и действиях первых и последующих лиц государства. Но если художественный маразм в музеях мы считаем символом общественного прогресса, то политический кретинизм в парламенте нам кажется чем-то возмутительным. Фиглярство и абсурдизм забавляют нас в экспрессивных выходках дадаистов, коммерческом придуривании поп-арта и арт-трэше «актуального искусства», но не кажутся нам такими милыми в залах суда и камерах СИЗО. Странная штука: уход от реальности в одном случае превозносится как небывалое достижение цивилизации, и его результаты продаются за бешеные деньги, но он же самый в другом случае кажется проявлением варварства, и толпы справедливо возмущённых людей выходят на улицы. А ведь многие законы, принимаемые нашими парламентариями, могли бы продаваться не хуже, чем «нематериальные состояния» Ива Кляйна!

«Простите, какая связь между Уорхоллом и обнаглевшим чиновником?», спросит наивный обыватель? Самая непосредственная. Мы научились игнорировать тот факт, что между всеми сферами общественной жизни - культурной, экономической, политической - идёт постоянный взаимообмен, движение идей. Это не какие-то автономные и застывшие сферы, в каждой из которых действуют только свои собственные, исключительные и уникальные правила и законы, это некая целостность, единство. И если разброд и шатание начинается в сфере мышления в виде, скажем, философского анархизма, каким был окрашен весь XX век, а затем в сфере культуры в виде отказа от изобразительности и предметности, то будьте уверены, что дело дойдёт и до политики. Правда, в этой сфере торжество абсурда принимает более тревожные формы, ибо политика имеет самое непосредственное отношение к человеческим жизням. И если каракули современных философов и художников можно игнорировать - пусть себе резвятся и морочат нам головы, то такие же каракули законодательной власти игнорировать опасно - голову можно и потерять.

У объективной реальности есть одна особенность - она неизбежно мстит за пренебрежительное отношение к ней. И начинаясь в сферах культурных, это пренебрежительное отношение даёт о себе знать во всех остальных сферах. И если нам успешно внушили, будто консервная банка не хуже Венеры Милосской, то не нужно удивляться, что сейчас нам полицейскими дубинками вдалбливают, будто враньё не хуже правды.

искусство, политика

Previous post Next post
Up