Как и почему חזיר хазир стал "запретным животным".

Aug 08, 2017 00:44



Расхождений по поводу толкования смысла слова «хазир» у переводчиков Библии нет. Считается, что благодаря лаконичному и точному описанию в перечне животных, запрещенных для употребления в пищу эта лексема приобретает лишь одно-единственное значение - «свинья»:

«И хазир’а, хоть копыта раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает он жвачку, - нечист он для вас. Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь - нечисты они для вас» (Вайикра 11:7-8).

«Народ, гневящий Меня перед лицом Моим постоянно, - приносящие жертвы в садах и воскуривающие на кирпичах. Обитающие в могилах и в скрытых местах ночующие, едящие мясо хазир’а, и варево гнусное в сосудах их» (Йешайа 65:3-4);

«Золотое кольцо в носу хазир’а - (сие) женщина красивая, но безрассудная» (Мишлей 11:22);

«Те, которые освящают себя и очищают себя <…>, едят мясо хазир’а, и мерзость, и мышь, - вместе погибнут - слово Господа» (Йешайа 66:17);

В псалмах Давида, в синоидальной версии, упоминается вепрь, а не свинья! Вепрь - это самец диких свинорылых. Синонимы: боров, кабан, хряк, секач. Является предком домашней свиньи.

Пс.79:14. Пс 88:41; Ис 5:5 14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
חזיר יער חותר תחתיה, ואת חיית השדה אוכלת אותו.
Уединенный дивий. По Феодор.: ВЕПРЬ пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.
Как подозрительно слово Навуходоносор навевает “на вух да носорог.” Вепря с носорогом объединяет наличие на морде “выростов”, у вепря это клыки, которыми он вспарывает землю или противника, ту же функцию несёт рог у носорога.

3 Езд 15:30 Выйдут, как вепри из леса, Кармоняне, неистовствующие в ярости, и придут в великой силе, вступят в борьбу с ними и опустошат часть земли Ассирийской.

Кабан в иврите ХАЗИР БАР - вепрь (на арабском вепрь alkhinzir аль хинзир) , кабан, ДИКИЙ кабан; досл. свинья вне поселения: в поле, лесу, т.е. дикая. В Ветхом завете термин ХАЗИР (свинья) употреблен в Псалме 80:14 (Вестминстерский кодекс), в Новом Завете (на еврейском языке) применен у Матфея 7:6, Марка 5:16 и 2-е Петра 2:22

Вепрь. Энциклопедия архимандрита Никифора
ВЕПРЬ (лесной, дикий, иначе кабан; Пс 79:14) - двукопытное животное, из породы толстокожих, отличающееся своею силою и свирепостью. Новейшие путешественники передают, что кабанов очень много водится в сев. Африке, Азии, частию на берегах Иордана и в тростниках моря Тивериадского. Кабаны или вепри встречаются в большом количестве в некоторых частях Леванта и особенно изобилуют в джунглях pp. Тигра и Евфрата. В Месопотамии они встречаются в самом близком соседстве с различными селениями. Вследствие того что Магометане, подобно Египтянам, Арабам и Финикиянам древнего времени, не употребляют в пищу свиного мяса, дикие кабаны там водятся в большом числе...

1. Охота на кабанов. Раннемусульманское серебряное блюдо (Нужно полагать, что они охотились на кабанов ради спортивного интереса, а его мясо кому скармливали?)
2. Серебряное блюдо с изображением царя Пероза (Иран), охотящегося на вепрей.
3. Сасанидская штуковая панель, на которой изображен всадник, поражающий копьем вепря из окрестностей Тегерана
4. Дикий кабан - символ, очень широко распространенный в сасанидском искусстве. Эта голова вепря - часть штукового фриза.







В Ираке есть одноимённая с хазиром река Хазир (араб. الخازر‎‎‎), протекает по мухафазе Найнава. Правый приток Большого Заба. Считается, что ранее река впадала непосредственно в Тигр, но затем устье передвинулось восточнее. Вероятно в русле реки Хазир водились хазиры...

На просторах интернета нашла попытку расшифровки слова “хазир”
“На иврите свинья - "хазир". Это слово образовано от того же корня, что и "лахзор" (вернуться, исправиться). Считается, что после прихода Машиаха свиньи станут кошерными”
Интересно автор обрадуется или расстроится, что он пропустил приход Мишиаха? Свинку то, уже обкошерили! :)







«Дикий кабан - образ потомков Эсава (см. Псалмы, 80:14 и Раши там же). Эсав - брат-близнец Яакова, отказавшийся от духовного наследия семьи Авраама. Из примечания к тексту «Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель»», Яффо, 1908 г., Еврейская традиция считает европейские народы наследниками его идеологии и потомками не по крови, а «по духу». Эсав задумал убить Яакова за то, что тот (несмотря на то, что родился на мгновение позже) удостоился благословений первородного сына. Христианство, вступившее в спор с еврейским народом «о первородстве» или «об избранности», стало прямым наследником идеологии Эсава, собиравшегося доказать свою правду устранением соперника».
Прежде чем приступить к разбору слова Хазир, присмотримся к самому “персонажу” и его символам в мифах различных народов.

Вепрь, кабан, свинья, во многих мифологиях - символ боевой мощи и плодородия. Вепрь кабан также у многих народов являлся солярным символом.

Дикий свирепый вепрь - спутник многих грозных богов войны и власти: греческого Ареса, римского Марса, гepманскoгo Водана, скандинавского Фрейра, японского Хатимана. Другие боги сами принимали облик Дикого кабана: египетский Сет, галльский бог - покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну и др. По видимому, боги справедливо считали образ вепря идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой схвaткой с вpaгoм. Сет, перевоплотившись в черного вепря, вступил в поединок с могущественным богом света Гором и выбил ему глаз своим длинным острым клыком, а Вишну в образе вепря Вараха поднял на клыки землю, заполоненную демонами.
В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - «головы Вепря» на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. io:furr, «вепрь», «князь», «бог»). В древнехеттских текстах Вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога» (šiunas huitar). В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога- старца в Вепря. Охота на кабанов предстаёт как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона в образе кабана. Смелейшие и опытнейшие воины с гордостью носили на своем теле татуировку в виде кабана в качестве знака, отмечающего их победы и высокое знание боевого искусства. Второй функцией подобных татуировок было указание на мужскую силу и плодовитость. Взгляды древних скандинавов и германцев отразились и в мифологии: кабан в преданиях упоминается в качестве священного животного Фрейра и Фрейи. Образ дикого кабана связан с мужеством и смелостью не только в сказаниях скандинавов.
Святочный Авсень (Усень, Овсень, Говсень, Тоусень, Баусим и т.п.) - представитель возрождающегося весеннего солнца, подателя плодородия: его водят по селу на святках, подобно тому, как в древние времена водили козла при чествовании Диониса. Авсень, едет на свинке, с чем и получает сходство со скандинавским солнечным богом Фрейром, который ездит на золотом вепре, Gullinbursti. Золотая щетина этого вепря озаряла ночь дневным светом, он мчался с быстротою коня, увлекая за собой колесницу солнечного бога. По отношению к Авсеню или Усеню это подтверждается его именем, которое представляет близкое, очевидное родство с древне-италийским, собственно сабинским, названием солнца - Ausel (этрусс. Usil), с изменением только окончания l-л на -нь.
Сказание о вещем вепре, в случае грозившего междоусобия появлявшемся из морских волн, было связано с Ретрским святилищем, где первенствовал бог солнца Сварожич. Существующее у чехов поверье о появлении накануне Рождества золотого поросёнка на небе, Повсеместно распространенный между славянами обычай бить свиней на Рождество, у сербов обрядный поросёнок, приготовляемый к Рождеству, называется «божура» или «божурица»
Усинь у латышей празднуется в день святого Георгия - 23 апреля; сам праздник, по смыслу вполне соответствующий дню величания новогоднего Авсеня, так как день св. Георгия образует начало сельскохозяйственного года, - носит название Усинева дня = Uhsina deena.










У кельтов, почитавших вепря как священное животное, существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря. Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племён Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо) Сродни также евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого человека и посланных в стадо свиней.
Вепри-оборотни в мифах обычно отличаются крайне вспыльчивым характером и подозрительностью ведь, как известно, дикий кабан - существо весьма прямолинейное и не склонное к компромиссам.
Дикий кабан, он же вепрь - зверь очень серьезный. Охота на вепря - смертельно опасная игра, поскольку дикий кабан отличается чудовищной силой, звериной яростью, поразительной живучестью и всегда сражается до конца. Эти качества лесноrо бойца во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха и восхищения, и только бесстрашные герои могли позволить себе вступить в единоборство с диким вепрем, олицетворявшем у древних свирепую ярость, разрушительную силу, наглую агрессию и отчаянную отвагу. К этой общей символике можно добавить и частную: в Японии белый вепрь являлся эмблемой луны, в Иране - знаком солнца.

Продолжение следует...

зре-zar-зирь, религия, кан-кон-кун, символ, Этимология, Кам, Мифы

Previous post Next post
Up