Решение насущных проблем общества как цель образования

Aug 30, 2015 19:26

Оригинал взят у alexfisich в Решение насущных проблем общества как цель образования
2 съезд РВС высветил тот факт, что существуют совершенно разные подходы к тому, кого должна готовить современная система образования. Одни говорят - конкурентоспособного гражданина с высоким уровнем компетенций, другие - человека-творца. Каждая точка зрения имеет свой резон.



Все зависит от того, чьи интересы и идеалы будут реализовываться выпускниками - идеалы и интересы работодателей, идеалы и интересы родителей, каких-либо других сформировавшихся общественных групп. Однако можно сказать, что эти мнения не могут выразить полный спектр общественных потребностей хотя бы потому, что само наше общество пережило чудовищную перестройку под руководством группировки предателей-разрушителей, значительно превзошедших в деле предательства и разрушения легендарных Иуду и Герострата. Разумно предположить, что такое общество со сломанным хребтом не вполне четко может руководствоваться своими истинными интересами и идеалами, проистекающими из сути общественной жизни. Не для того перестройщики использовали мощь могучего пропагандистского аппарата КПСС для наведения антикоммунистического тумана и морока, чтобы люди могли четко разбираться в происходящем.
Например, жилищный фонд в России насчитывает более 3,26 млрд кв. м, из которых 2,5 млрд кв. м (79%) - это многоквартирный жилищный фонд.

На сегодняшний день количество многоквартирных домов в России составило 2,6 миллионов, из которых 1,6 миллионов нуждаются в срочном капитальном ремонте. В этих домах проживает около 40 миллионов жителей

То есть имеется колоссальное количество вакансий председателей Советов многоквартирных домов(МКД). 2,6 миллиона Советов МКД вполне могут создать политическую основу Советской власти в РФ на законных основаниях. 1,6 миллионов МКД (где проживает около 40 миллионов жителей) нуждаются в срочном капитальном ремонте. При этом данные Росстата не учитывают многоквартирные дома Крыма, которые также нуждаются в капремонте. Что же мешает установить власть Советов МКД, несмотря ее настоятельную необходимость еще вчера? Здесь надо согласиться с классиком: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». На практике показано, что нет кадров не только для управления государством, но и для управления многоквартирными домами. Несмотря на то, что для многих наших сограждан квартиры в этих домах единственное по настоящему ценное имущество - сограждане не могут выдвинуть из своего числа председателей и членов Советов МКД и беспомощно наблюдают за его разрушением. Молодежь, проживающая в этих домах, подчеркнуто пренебрегает правами и обязанностями собственников квартир. Каким-то образом они сформировали убеждение, что состояние МКД их не касается. Можно четко зафиксировать нехватку 2,6 млн. руководителей Советов МКД, которая обеспечена существующей системой подготовки кадров.

Проблема нехватки руководителей существует в нашем обществе на всех уровнях. Знания, как прорваться к власти по головам сограждан хватает лишь для того, чтобы получить власть, но этого мало для эффективного руководства. Из-за этого общественные процессы, управляемые некомпетентными руководителями, проистекают с чудовищными издержками и вызывают справедливое возмущение граждан.


        К сожалению, граждане продолжают наставать на своем праве отказаться от роли лидеров , хотя практика показывает, что хата с краю горит первой. Отсюда следует вывод о необходимости внесения изменений в систему подготовки кадров в стране, прежде всего в плане преодоления комплекса кухарки, навязываемого большинству системой образования.
      Требования к руководителю совершенно четко выражены в литературе.

Дело за тем, как воспитать достаточное число руководителей из числа учащихся. Не лишним тут является крайне успешный опыт А.С. Макаренко, которые создал специальную систему подготовки руководителей из числа присланных в колонию на исправление малолетних преступников. Этот опыт изучен специалистами и внедряется в практику, например: «Мысли, идеи, принципы А.С. Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений. ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»»

Сводный отряд А.С.Макаренко - это действительно подвижная форма, он создаётся на определённое время для выполнения определённых задач, поэтому являет собой временный отряд. Как новая педагогическая форма, сводный (временный) отряд - это и новый способ распределения функций: например, командиры здесь уже вместе с колонистами, а не «над ними», как в постоянных отрядах. То есть по способу распределения функций выделяются лидеры и соисполнители. Таким образом, значимость сводных отрядов состоит прежде всего в том, что они обеспечивали чередование функций в совместной деятельности и давали возможность "упражнять" всех колонистов в "командовании и подчинении". Можно подтвердить это примером: «система сводных отрядов делала жизнь в колонии очень напряжённой и полной интереса, чередования рабочих и организационных функций, упражнений в командовании и в подчинении, движений коллективных и личных» [Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. - М.: Правда, 1987. - Т.1, 350].
      Со временем создаётся "устойчивая структура соподчинённых функциональных зависимостей, которая не позволяет "выделиться и стать над коллективом отдельному колонисту" [Прозументова Г.Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике: Дис. … д-ра пед. наук. - М., 1992, 166].

Сводный отряд Макаренко совершенно органично вписывается в современной школе. Вот пример - фрагмент интервью с д.п.н. М.А.Зигановым - руководителем богатой частной школы на Business FM
    С 1.38:
Все бизнесмены знают, что существует разный стиль мышления, который проявляется затем в разном стиле как управления, так и подчинения. Одни являются ведомыми, другие - ведущими, третьи - критиками-оппонентами, четвёртые являются хорошими специалистами по презентациям - могут всё продать. Так вот, в классах, в нормальных школах существуют четвёрки. Двое впереди сидящих разворачиваются прямо на уроке к заднесидящим двоим и в четверке один является руководителем - обязан правильно, грамотно, как профессионал, руководить сегодняшним уроком, второй - является исполнителем, он выполняет все действия, третий - является оппонентом, причем грамотным и не просто критикующим, а аргументированно, четвертый делает заключение и презентует итоги. Затем, на следующем уроке, или через два-три урока они меняются ролями и когда каждый ребенок будет находится много лет в разных ролях и тогда гибкость его исполнительских или управленческих действий становится выше.

Метод Макаренко, разработанный для обездоленных, сегодня практически применяется для детей элиты.

Поэтому я не могу согласиться с мнением министра Фурсенко
«Это наш давний стереотип - что вся высшая школа должна готовить исключительно людей, которые создают что-то новое. А я считаю одной из ее важнейших задач - подготовку квалифицированных потребителей знаний, пользователей. Творцы - это замечательно, но нам нужны не только конструкторы ракет и спутников. Человек, который сможет блестяще организовать содержание и ремонт нашего дома, не менее важен и востребован, чем тот, кто придумал и создал материалы для этого ремонта. А вот такие люди в России всегда были в дефиците».

Нельзя разрывать потребление знаний и использование знаний в общественно необходимой деятельности. Для организации содержания и ремонта дома нужно очень много знаний, но этого недостаточно. Нужно иметь навыки практического применения этих знаний, а для этого нужно быть руководителем - творцом отношений в коллективе. Но это всего лишь одна из областей общественной жизни, где остро не хватет руководителей. А таких областей - несть числа.

Для обучения руководителей  у нас есть все необходимые предпосылки. Иначе насущные проблемы общества не разрешить.

образование

Previous post Next post
Up