Великая Отечественная Война Мусы Джалиля

Aug 30, 2015 18:22

Оригинал взят у anet727 в Великая Отечественная Война Мусы Джалиля


На кинофестивале в Казани показали фильм, рассказывающий о фашистском легионе «Идель-Урал». О легионе, в котором фашистам служили представители поволжских народов. В основной своей массе это были татары, захваченные в плен или добровольно перешедшие на сторону врага. Врио Президента РТ Р.Минниханов после просмотра фильма предложил поблагодарить создателей аплодисментами.


Является ли выступление Минниханова предвыборным реверансом той части элиты, которая в России пытается реабилитировать всех коллаборационистов, я не берусь судить. Надеюсь, что он просто расчувствовался, показав, что ничто человеческое ему не чуждо.

Распространена точка зрения, что люди хотели просто выжить, поэтому надели фашистскую форму. Сразу отмечу, что они хотели выжить за счет своих соотечественников, которых им приказывали убивать их фашистские начальники.

События того времени до сих пор засекречены, поэтому супруга режиссера уточнила, что фильм основан на зарубежных источниках. Важную роль в создании фильма сыграли моабитские тетради поэта и коммуниста Мусы Джалиля, которые он сумел тайно передать из тюрьмы.

В одном из боёв на Волховском фронте в июне 1942 года тяжело раненный в плечо Муса Джалиль попал в плен к фашистам. В плену поэту было поставлено условие работать на врага и готовить военнопленных для борьбы с партизанами.

Джалиль вместе с несколькими товарищами создал подпольную группу, в которой занимался советской агитацией. В результате подготовленные ими военнопленные при первой возможности переходили на сторону партизан. Через некоторое время на подпольщиков пало подозрение, они были брошены в тюрьму и казнены.

В связи с этим я хотел бы напомнить, как Джалиль относился к плену. Поэт с самого начала знал, что в неволе он будет бороться с врагом и погибнет. Об этом он написал в сентябре 1942 года, вскоре после своего пленения, в стихотворении «Неотвязные мысли» (здесь и далее привожу фрагмент):

Нелепой смертью, видно, я умру:
    Меня задавят стужа, голод, вши.
    Как нищая старуха, я умру,
    Замерзнув на нетопленной печи.

Дальше он пишет о том, что ему тоже хочется жить. В этом нет ничего удивительного, правда?

Осуществления моих надежд,
    Победы нашей не дождался я.
    Напрасно я писал: «Умру смеясь».
    Нет! Умирать не хочется, друзья!

А в конце стихотворения он пишет, как именно он хочет жить. И здесь мы видим, что поэт хочет отдать всю жизнь без остатка Родине:

Я жить хочу, чтоб Родине отдать
    Последний сердца гневного толчок,
    Чтоб я, и умирая, мог сказать,
    Что умираю за Отчизну-мать.

В тюремных стихах Мусы Джалиля есть много слов о любви, о стойкости солдата и о верности Родине, о чести и о долге перед Отчизной. В стихотворении «Праздник матери» для матери нет большего счастья узнать, что сын её жив и не посрамил честь своих павших братьев. Она говорит так:

«Трех детей, как птенцов,
    Я пустила летать.
    Приходите ко мне,
    Я их старая мать.
    Молоком из груди
    Их кормила своей.
    Научила парить
    Над простором полей!
    Двое пали в бою,
    В поле кони их ржут…
    В этот дом никогда
    Сыновья не войдут…
    Кровь, что я им дала,
   Нет, не пролита зря.
    Над страной на древке
    Бьется наша заря!
    Младший сын мой пришел
    И принес ту зарю.
    Я горюю порой
    И от счастья горю!
    Сын обрадовал мать
    Своим ратным трудом.
   И джигитами полн
    Незавидный наш дом.
    И как будто мои
    Это все сыновья…
    И как будто бы в сборе
    Вся наша семья…»

В тюрьме поэт жил с мечтою о Победе, день наступления которой он пророчески чувствовал и выразил это в стихотворении «После войны»:

В мае опять состоится сбор,
    Съедутся все друзья.
    Звучно ударит в дно хрусталя
    Алой дугой струя.
    И перебьет застольный хор
    Смех, словно шум ручья.

Это октябрь 1943 года. Джалиль чувствует, что Победа будет в мае. Он не сомневался в том, что это произойдёт очень скоро и записал в стихотворении «Строитель», как мы будем заново отстраивать дома на освобожденной от врага своей земле:

Скоро вырастут всюду
    Сотни новых домов,
    Порожденные мощью
    Наших рук и умов.

В стихотворении «Без ноги» он пишет о солдатском долге и чести:

Сто ног бы отдал, а родной земли
   И полвершка не отдал бы врагу.
    Ценою рабства ноги сохранить?!
    Как ими по земле ходить смогу?

Вернулся я!.. Встречай, любовь моя!
    Не огорчайся, что безногий я,
    Зато чисты душа моя и честь.
    А человек - не в этом ли он весь?

А в стихотворении «Песни мои» он поднимает тему смысла человеческой жизни. В данном случае смысла жизни поэта:

Песни, дети солнечного дара,
    Расцветайте на земле моей!
    Сколько будет силы в вас и жара  -
    Столько права жить среди людей.

Вы - мой свет, незамутненный, ранний.
    Вы - слеза чистейшая моя.
    Вы умрете - и меня не станет.
    Не умрете - буду жив и я.

Своё отношение к предательству Джалиль выразил в стихотворении «Четыре цветка»:

Рвутся «тигры», изрыгают пламя,
    Всё теснее их зловещий круг.
    И средь пятерых солдат нашелся
    Жалкий трус, он руки поднял вдруг.

Но сосед-боец, приятель прежний,
    Гневно в спину штык ему вонзил:
    «Смерть прими от земляка, предатель,
    Если ты насквозь душой прогнил!»

Для Мусы Джалиля вопрос предательства - метафизический. Трус навсегда будет выброшен из земного сада памяти о тех, кто погиб за Родину:

Бой закончен. Вражеские танки
    Не смогли пробиться под огнем.
    Пятеро солдат лежат в овраге,
    Успокоившись последним сном.

И четыре алые гвоздики
    Славные могилы осенят,
    Но репейник вырастет на пятой,
    Где схоронен трус, а не солдат.

Подпольную группу - Джалиля и его одиннадцать товарищей, - развернувшую в плену антифашистскую деятельность, предал один из военнопленных. Хотелось бы спросить и создателей фильма о легионе «Идель-Урал», и зрителей: - надо ли увековечить имена предателей, потому что они хотели ЖИТЬ?

война с историей

Previous post Next post
Up