О фашизме

Feb 02, 2007 00:15

Читал я тут про парня, которого порезали ножом в Питере 14.01.07. (http://tupikin.livejournal.com/192266.html) Потом почитал разные обсуждения в Интернете. Сразу оговорюсь: я, конечно же, осуждаю это преступление, как и положено всякому порядочному человеку. Но, все же, все не так ( Read more... )

Leave a comment

white16 February 2 2007, 06:51:04 UTC
"Если человек называет себя фашистом, то (так сразу) из этого ничего еще не следует".
Я думаю, что как раз следует. Разумеется, изначально фашизм был совершенно неэквивалентен нацизму, и потом итальянцы проклинали немцев за коррумпированную идею и т.д. - а так же многие считают Пиночета прогрессивным деятелем, пусть и жестковатым; короче, теории много.
Тем не менее. Если человек напялит на себя свастику и пойдет гулять по городу, утверждая что это вообще-то древний знак, никакого отношения к Гитлеру не имеющий, он все равно рискует тем, что ему набьют морду. Справедливо? возможно нет, если он действительно имел в виду древний индуизм или буддизм; но скорее всего да, потому что а)он в курсе, что знак свастики имеет совершенно конкретные ассоциации; б)если он не в курсе (невероятно :)), то незнание закона не освобождает...
Человек, называющий себя фашистом - как бы он не отбрехивался - автоматически принимает на себя все, что связано с этим понятием, справедливо или нет (так уж исторически сложилось). У него есть выбор - придумать какой-то другой термин, либо... принимать тот факт, что он фашист; наследник всего этого...
Фашисты и антифашисты - две разные банды? не думаю. Т.е. возможно, что в боевые дружины и тех и других идут накачанные ребята, которым лишь бы насилие учинить над кем; но если фашизм - совершенно определенная концепция государства и власти, то антифашизм - просто отрицание и нежелание вот такое государство иметь.
... и надо сказать, что я его тоже не хочу. Уже было в виде бывшего СССР - абсолютный эквивалент, только называется по другому. Но это уже другая история.

Reply

vdohnovitel February 2 2007, 18:06:00 UTC
Я согласен. (Частично - см. пункт 2 исходного текста).

Но у меня была еще одна идея, которую я, видимо, не смог ясно выразить.
Конечно, то, что у Муссолини было на бумаге, и то, что было в Италии,
это не одно и то же. Но то, что было на бумаге, может многих впечатлить,
и, наверное, многие, называющие себя фашистами, вдохновились многими
из идей, которые можно найти у Муссолини. Так вот, я хочу им
возразить, что расизма в том теоретическом построении не было.

А еще одна вещь, о которой я хотел сказать, следующая. Для нормальных
людей (вроде вас), антифашизм - просто отрицание и нежелание вот такое
государство иметь, и я с этим согласен. Но это не значит, что каждый,
кто ударил по лицу человека со свастикой, - мой друг. (Слава богу,
не значит). Мне все-таки кажется, что в современной России многие так
называемые фашисты и антифашисты не особо вдаются в детали этих
слов. Нормальные люди, естественно, симпатизируют антифашистам, и я
в том числе, но странно, что под этим лежит именно чувство, что фашизм
это абсолютное зло. (Я не спорю, но мне это странно. Об этом я писал
в пункте 3).

Reply

white16 February 2 2007, 23:41:48 UTC
"Но это не значит, что каждый,
кто ударил по лицу человека со свастикой, - мой друг"
Согласен. Вообще враг моего врага - не обязательно мой друг :)
"но странно, что под этим лежит именно чувство, что фашизм
это абсолютное зло".
А мне как раз не странно - ибо то, что связано в массовом восприятии с фашизмом, действительно зло, причем вполне абсолютное. Мало кого интересует, что в идеологии фашизма и изначальных его идеях не было нацизма. Мало кого волнует, что Карл Маркс был абсолютно прав в определении диагноза, который он дал "рыночному обществу", именуемуму капитализмом. В основном интересует результат - вполне чудовищный...

Reply

Еще одно уточнение vdohnovitel February 2 2007, 18:24:38 UTC
Еще одно уточнение. Если все вдруг забудут всю историю, то "фашизм"
не будет ничего означать. Мне кажется, что для многих людей это
слово не так уж нагружено смыслом/эмоциями, или нагружено чем-то
не тем, чтобы иметь ожидаемый эффект.

Я это все с точки зрения более эффективного решения проблемы, не с
этической. Если человек носит фашистскую символику, не понимая, что
это такое (или декларируя совсем иные убеждения, нежели можно ожидать),
то тогда я не знаю. Если человек делает это сознательно... Вот смотрите,
этично ли собраться вдесятером и напасть на убийцу? (и, допустим, убить
его). Во всяком случае, допускать такое в массовом порядке непрактично.
Так и здесь. Собраться толпой и избить человека, сознательно надевшего
фашистскую символику, - этично или нет? Во всяком случае, допускать такое
в массовом порядке непрактично.

Я вот тут задумался, что если бы я проверял олимпиадную или экзаменационную
работу с нарисованной свастикой... Не знаю, что бы я сделал (и какое
законодательство защищает меня от такого, ведь свастика в уголке под
фамилией - это еще не разжигание межнациональной розни), но если бы я
решил, например, потерять эту работу, я бы счел это допустимым с этической точки зрения. (То есть мое отношение к человеку, осознанно надевшему фашистскую символику, - как к преступнику, которому не стыдно. Но, прагматически, с преступниками тоже нужно бороться цивилизованными методами).

Reply

Re: Еще одно уточнение white16 February 2 2007, 23:47:52 UTC
Безусловно, самосуд и толпа, которая бежит и топчет ногами любого - вещь отвратительная. Однако это к сожалению, свойственно любому обществу - только назови зло. Если оно завтра станет фашистским - то побьют ногами носящего антифашистскую символику. И наоборот. Это признак недостаточной цивилизованности общества, которое берет на себя функции присущие государственной судебной системе и т.д.
Однако же - свастика был символ (не забытый) нацизма, истребившего много людей. Надевающий ее на себя автоматически принимает на себя все его атрибуты. Равно как и размахивающий красным флагом с серпом и молотом... никакие теории не помогут.
В общем - эффективное решение проблемы - в образовании и этическо-эстетическом воспитании населения, роста его самосознания, воспитания личностности :)... т.е. то с чем никакое общество по настоящему не справляется, поскольку никакому государству это не выгодно...

Reply


Leave a comment

Up