Dec 17, 2015 15:07
На днях я ходил в оппозиционную группу ЖЖ, спрашивал там, в чём конкретно заключаются претензии протестующих, но там объяснения сводились к "ты чо, ничо не понимаешь" и обзывательствам:
Поддерживающий протест: Ты не понимаешь, Платон придумали олигархи, чтобы поднять под себя долю частного рынка в грузоперевозках!
Я: Но крупный бизнес тоже платит Платону, как Платон может изменить ситуацию? Что мешало крупному бизнесу подмять под себя долю рынка частников до введения Платона?
Пп: Как будто ты не знаешь преимущества крупного бизнеса перед малым!
Я: Я понимаю преимущества крупного бизнеса перед малым, также я понимаю преимущества малого бизнеса перед крупным. Я не понимаю, причём здесь Платон.
Пп: Ой, всё. Я обиделся. Ты дурак.
Пп: Ты не понимаешь, с Платона ворует деньги Ротенберг!
Я: Со всего кто-то ворует деньги, коррупция у нас пронизывает все слои общества. Деньги воруют со строительства дорог (акцизы с бензина), с таможенных платежей (ввоз тягачей и телег), со штрафов, которые платят дальнобойщики и так далее. Протест против Платона или против коррупции? Почему не протестуют против коррупции вообще, а именно против Платона?
Пп: Ой, всё. Я обиделся. Ты дурак.
Пп: Ты не понимаешь, это третий налог за одно и то же! Такого нигде в мире больше нет!
Я: Назовите хотя бы три страны, где нет трёх этих же налогов.
Пп: Ты что не знаешь таких стран? Я почти обиделся!
Я: Помимо того, что в странах Европы налогов как минимум столько же, а именно конский транспортный налог, конские акцизы в цене на бензин, плюс конская оплата по километражу, так у них еще полно прочих платежей, например в Германии лицензия дальнобойщика суровых денег стоит. И масса ограничений - в каникулы нельзя ездить, быстрее 90 нельзя ездить, в выходные тоже по-моему нельзя ездить, больше 8 часов в сутки нельзя ездить.
Пп: Ты плохой и ничего не понимаешь!
Я: Любой бизнес платит несколько налогов "на одно и то же" - можно сказать, что НДС, налог на прибыль и налог на дивиденды это тоже налог "на одно и то же".
Пп: Ой, теперь точно всё. Я обиделся.
Странно, что меня ни разу не признали кремлеботом, Ольгино и всё такое.
Получасовое гугление, кстати, показало, что единственная страна, где нет транспортного налога - США. У них транспортный налог спрятан в цене бензина. Во всех прочих странах, по которым я нашел информацию - Германия, Франция, Япония, Чехия, Дания - все три налога присутствуют в том же виде и даже имеют те же названия: транспортный налог (платится раз в год с транспортного средства), акцизы в цене бензина, налог на километраж (типа Платона). И эти налоги в разы, а то и в десятки раз выше, чем в России. Помимо этого бывают всякие другие налоги на то же самое, такие как транспортный налог, который платится один раз при покупке транспортного средства, дорогущие водительские права, экологический сбор и так далее.
При этом некоторые претензии протестующих абсолютно разумны и справедливы:
1) Нельзя было сразу вводить систему с 100% сборами и с необоснованно гигантскими штрафами. Очевидно, что нужно было тестировать систему в бета-режиме, с добровольцами, и только после максимальной отладки запускать систему для всех с обоснованными штрафами. Про систему штрафов ниже.
2) В системе на момент запуска присутствовали критические недостатки - со слов моего знакомого: "Если через прибор - он собирает "лишние" деньги. Врёт. Если через сайт - надо заранее оформлять, плюс выбора дорог нет (а система пихает на платные трассы), невозможно, к примеру, объехать пробку." Тут см. пункт 1 - бета-тестирование на добровольцах, и только после отладки запуск системы. К слову, с его же слов, многие подобные косяки исправили в течение нескольких дней: "Я ради интереса сделал "разовую регистрацию"- мейл одноразовый, телефон, СР и номер от балды. Маршрут система старается прокладывать по федеральным трассам, особенно платным. Например в Краснодар - через Волгоград, затем на М4. В Казань- через Сызрань. Но теперь (по просьбам) сделали до 10 промежуточных точек- можно маршрут сделать как удобно. Так что проблема была, но её решают."
Выводы:
а) авторы системы эпические .даки, что не догадались сделать эту оптимизацию в бета-режиме, когда системой пользуются, скажем, добровольцы
б) авторы системы герои и молодцы, что решают такие проблемы в рекордно короткие сроки (не сарказм)
3) Необходимость участия в этом деле сына Ротенберга и компании с частным капиталом весьма сомнительна.
Можно ожидать, что внедрение системы "Платон" вытеснит с рынка "плохих" частников и компании, работающие "в серую": ездящие на раздолбанных фурах, с перегрузом, занимающиеся перевозкой наркотиков и прочих запрещённых грузы.
Но есть опасения, что помимо очевидных паразитов и вредителей с рынка, возможно, уйдут "правильные" частники. И если это так, то это очень плохо.
В этой сфере должен быть здоровый баланс между крупными компаниями, средними компаниями и чистыми частниками. И государство должно плавно регулировать налоговую нагрузку таким образом, чтобы процентное соотношение этих трёх групп оставалось на заданном уровне.
Есть задачи, которые на рынке могут решить только крупные компании. Есть задачи, которые могут решить только частники. А средние - для сглаживания перекосов, которые могут возникнуть между первой и второй группами.
И, в заключение, про штрафы. Формула формирования размера штрафа (для не угрожающих обществу нарушений, типа нарушений правил оплаты "Платон"): стоимость легального проезда нарушителя, поделенная на вероятность поймать нарушителя плюс стоимость работы службы отлова нарушителей, помноженная на весовой коэффициент данного нарушителя, формируемый из стоимости его нарушения, и вся сумма умножается на некий умозрительный переменный коэффициент, нужный для того чтобы с его помощью приводить к минимуму количество нарушителей, и, соответственно, количество людей в службе отлова нарушителей (так как эти люди никакой добавленной стоимости не создают). Понятно, что формула применима только когда вероятность поймать нарушителя будет довольно высокой, чтобы 1% пойманных нарушителей не платил завышенный в 100 раз штраф за все 100% нарушений.
Таким образом работа службы нарушителей будет полностью окупаться за счёт самих нарушителей, парковка будет оплачена в полном объёме, из небольших сумм "индекса" будет набегать итоговая цифра, которую можно потратить на что-то полезное для системы, и при помощи того же индекса, меняя его раз в месяц в большую или меньшую сторону, можно будет уменьшать количество нарушителей.