От «А» до «Я» - четвероногие друзья Веры Чаплиной

Dec 11, 2017 10:28

Выпуск 39:
...Тася - Тишка…

297. Тася, рысь.
Из коллекции Московского зоопарка 1940-х. Родилась в 1940 году, в начале Великой отечественной войны была эвакуирована в Свердловск в группе двадцати пяти особо ценных животных. Три года спустя двенадцати из них предстояло возвращение в столицу:




(РГАЛИ, ф. 3460)

Ответственным представителем Московского зоопарка при получении животных была назначена Вера Чаплина. Рысь Тася, упомянутая в списке, оказала ей неоценимую услугу при транспортировке животных в Москву. Вероятнее всего, спасла ей жизнь.
Сопровождать в эшелоне из Свердловска до Москвы два вагона с такими зверями и кормами для них - и в обычное время было бы делом очень трудным, а в голодное время войны - крайне опасным. Мужчины в зоопарке были наперечет, и Вере Васильевне дали в помощницы женщину, к тому же неопытную. Немало поездив на товарняках в годы Гражданской войны и понимая, что животные и корма могут стать объектом грабежа, Чаплина потребовала строжайшего соблюдения элементарных мер безопасности. Но в одном вопросе помощница постоянно спорила с ней: в вагоне с животными было очень душно, и она все время настаивала на том, что необходимо в пути проветривать, приоткрывая дверь вагона.
Наконец, Чаплина дала ей поблажку.
Этого, как оказалось, только и ждали следившие за ними: было уже темно, и вдруг, совершенно бесшумно, с крыши вагона в проем двери проник человек. Чаплина рассказывала, что она мгновенно просчитала ситуацию: их убьют, в лучшем случае выкинут из вагона на полном ходу. И так же моментально пришло решение: одним прыжком она вскочила на большую нижнюю клетку и резко, с грохотом открыла задвижку верхней клетки поменьше, в которой находилась рысь Тася.
Вера Васильевна поясняла, что рысь - зверь по природе довольно трусливый. Но именно из-за трусости первая реакция на что-то неожиданное у рыси крайне агрессивна, и это почти наверняка может испугать незнающего человека. Так и произошло с рысью, которую Чаплина очень хорошо знала: Тася выскочила из клетки, выгнула спину, оскалила клыки и рявкнула на незнакомца! От неожиданности тот бросился наутек, Чаплина - к двери и в одно мгновенье заперла ее.
Придя в себя, грабители (а их, как оказалось, было двое) начали ломиться в дверь с криками: «Откройте, не то убьем!..» Но кто же после таких слов откроет! А Тасю довольно легко водворили обратно в клетку. После этого до самой Москвы помощница безропотно и во всем слушалась Веру Васильевну.

298. Тая, бурый медвежонок.
Воспитанница площадки молодняка Московского зоопарка 1933 года и персонаж книги Чаплиной «Малыши с зеленой площадки»:




Месяц спустя, 2 июля Тая была подарена турецкому послу:




(рисунки Дмитрия Горлова)

299. Тезик, персидский леопард.
Из коллекции Московского зоопарка конца 1930-х; привезен из Тбилисского зоопарка зимой 1938/39 гг. взамен погибшего в драке с Аполло леопарда Гришки. Упоминается Верой Чаплиной в газетной статье «Осень в Зоопарке. Письмо из Московского зоопарка» («Клич пионера», Горький, от 03.02.1939):




300. Тереза, персидская тигрица.




(Путеводитель по Московскому зоопарку. М., 1940, с. 103)

Из коллекции Московского зоопарка 1920-х - 1940-х. Ручным тигренком передана в зоосад в октябре 1925 года военным представителем в Персии, тов. Заславским (Румянцева Е.Г. Мои знакомые, М., 1935, с.3; возможно, речь идет о 1-м секретаре посольства Славуцком М.М.).
Упоминается в записях наблюдений Веры Чаплиной по львятнику 1926-27 годов, а также в первой книге писательницы - «Малыши с зеленой площадки» (1935):




Когда началась война, ручная Тереза (как и львица Кинули) была оставлена в зоопарке и осенью 1941 года «чувствовала себя хорошо» (о чем сообщали в Свердловск коллеги Чаплиной по зоопарку С.Канцлер и В.Останевич). Умерла в 1943 году, в возрасте 18 лет.
Замечательное воспоминание о Терезе завершает книгу П.А.Мантейфеля «Записки натуралиста» (М., 1961, с. 187-188; рис. В.А.Белышева):







301-302. Тики-Туки, поползень и Тень-Тень, синичка.
Персонажи наброска Верой Чаплиной в память о младшем брате Славе, погибшем во время войны. Основой сюжета послужила автобиографическая запись «Тень-Тень и Тики-Туки», присланная Лидией Владимировной Чаплиной дочери Вере. О ней она сообщает в своем письме от 10 марта 1959 года: «…Я написала тебе конспект истории «Тень-тень и Тики-Туки» - синички и поползня, которые жили у нас на “Правде”. Ты когда-то хотела написать об них в память Славика. Пока не посылаю, т.к. не знаю, какие обстоятельства у тебя дома и поправились ли твои больные…» Вероятно, описанные в наброске события происходили в 1937-1938 годах, когда Лидия Владимировна, вернувшись из Гагр, два года провела в Москве. Из-за длительного отсутствия она еще в 1932 году потеряла комнату в отцовском доме на Большой Дмитровке, и эти два года с 13-летним Славиком жила в съемных (или служебных) квартирах.




(РГАЛИ, ф. 3460)

«В один теплый августовский день, когда леса уже оделись в осенний багрянец, а воздух такой чистый, прозрачный и напоен запахом падающих листьев, к нам в форточку залетела синичка. Она молнией пролетела по комнате, нырнула через открытую дверь в соседнюю комнату и стала биться о стекла. Обыкновенно птицы со всего размаху ударяются о стекло, отлетают и опять с силой ударяются о невидимую преграду. Синичка же очень скоро сообразила, что сквозь оконный переплет пролететь нельзя, и стала искать выхода, прыгая по планкам.
Моему сынишке Славе [Слава дается здесь условным персонажем; впрочем, и в реальной жизни он был Вере скорее сыном, чем братом - на 16 лет младше и много раз оставлялся матерью на ее попечение] давно хотелось иметь ручную птичку, и он упросил меня не выпускать синичку. Тинь-тинь, как мы назвали птичку, освоилась очень скоро. В тот же вечер она выбрала себе место для ночевки и отдыха на металлической планке перед отверстием большого динамика [радио]. Динамик пел, орал, гремел оглушительными маршами, а птичка спокойно спала, засунув головку под крылышко. Каждый день с утра она начинала облет комнат, заглядывая во все уголки и щелки, и извлекала оттуда всех мух и жучков, затаившихся в щелях старого здания, в которое нас вселили. Синичка недолго провела в одиночестве. Через несколько дней знакомые ребята принесли нам поползня. Мы обрадовались, думая, что синичке в обществе другой птички будет веселее. Но получилось наоборот. Поползень с первых же дней проявил к синичке непримиримую вражду. Целыми часами гонялся он за ней, но ни разу не удалось ему ее поймать или застать врасплох, сплошь да рядом можно было наблюдать такую картину. Синичка сидит на переплете окна, увидев ее, поползень, Тики-туки, как мы его назвали, бросается к ней. Синичка сидит совершенно спокойно, но в последний момент, когда поползень уже совсем настиг ее, синичка ныряет под него и спокойно перелетает на другое окно. А поползень плюхается на пустое место и растерянно озирается кругом. Потом он замечает синичку, и все начинается сначала. Тики-Туки тоже нашел себе излюбленное местечко... на ободке электрической люстры и спал там, не обращая внимания на яркий свет 150 w лампы. Кормили мы птиц пшеном, размоченным хлебом, сосновыми и еловыми шишками, ставили им старые источенные поленья, в которых они копались, извлекая что-то из-под коры. Свою кузницу Тики-туки устроил в щели пола. Засовывал туда зернышко или семечко и долбил клювом, пока не вытащит ядрышко. Специально для него покупали стакан семечек и ставили на стол. Тут поползень сразу принимался за работу.
Он вытаскивал из стаканчика подсолнушек и начинал искать подходящую похоронку. Куда только он ни засовывал свою добычу. Во все щели в стене, за обои, в книги. Если сидишь смирно, то семечки оказывались и в волосах, и за шиворотом, и между страниц книг. Уже несколько лет спустя, открываешь какую-нибудь книгу - и, вдруг, между страниц видишь подсолнух».

303. Тихая, крокодил.
Из коллекции Московского зоопарка конца 1950-х - 1960-х, прибыла в террариум в небольшом фанерном ящичке с надписью «Открывать осторожно!». Вместе с ней там помещалось еще восемь крошечных крокодильчиков. Через несколько лет, когда крокодилы выросли, самка Тихая и еще два самых смирных самца были оставлены в Москве (остальных передали в другие зоопарки).
Свое Тихая имя получила за очень спокойный нрав. «…К тому же она была и самая сообразительная. Прекрасно знала, как надо себя вести во время уборки. Даже не ожидая приказания, едва замечала, что кран для спуска воды открыт, сразу вылезала на берег. Здесь она спокойно ждала конца уборки и залезла в бассейн лишь после того, как его промоют и снова заполнят водой.
Но вот наступила пора, когда крокодилы стали ухаживать за своей подружкой. Теперь Тихую никак нельзя было так назвать. она уже не вела себя так спокойно, как раньше. Стала огрызаться, нехотя вылезала из бассейна, а ночами помещение террариума сотрясалось от оглушительного рева крокодилов.
Оба крокодила теперь не отходили от крокодилихи. Они защищали ее от каждого, кто пытался зайти в помещение. Бросались даже на тех людей, которых знали…»
О дальнейшем развитии событий (как три сотрудницы зоопарка стали готовить место, где крокодилиха могла бы отложить яйца, и как однажды Тихая продемонстрировала силу своих страшных челюстей), вы можете прочитать в рассказе Веры Чаплиной «Крокодилы» (1965) из цикла «Питомцы зоопарка».

304. Тишка, енот-полоскун.
Из коллекции Уголка Дурова начала 1950-х; попал в Уголок уже взрослым и дрессирован А.В.Дуровой для номера «Прачечная енота Тишки»:







(Двинский Э. Уголок им. В.Л.Дурова. М., 1959, с.126,127)

Енот Тишка - персонаж рассказа В.Чаплиной и Г.Скребицкого «В Уголке дедушки Дурова» («Круглый год. Книга для детей на 1953 год». М.-Л., 1952): https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/65140.html

Продолжение следует…
.

Уголок Дурова, *Ведьмак, издания Московского зоопарка, статьи Веры Чаплиной, *Тереза, `Слава (В.Г.Чаплин), *Тася, *Раджи, `Белышев В.А., `Горлов Д.В., *Тая, семья, *Тишка, *Дик, `Румянцева Е.Г., *Тапочка-1, *Рычик, Московский зоопарк, площадка молодняка, *Тезик, РГАЛИ фонд № 3460, *Тики-Туки и Тень-Тень, *Гришка (леопард), `Дурова-Садовская А.В., персонажи, `Чаплина Л.В., `Мантейфель П.А., *Лори, *Тихая, `Скребицкий Г.А.

Previous post Next post
Up