Выпуск 18:
...Лизунья - Лиска…
156. Лизунья, бурый медвежонок.
Воспитанница площадки молодняка Московского зоопарка 1935 г., поступила со своей сестрой Копушей и братом Драным Носом. Персонаж рассказа Чаплиной «Копуша» в сборнике «Мои воспитанники (1937), позднее переделанного писательницей и получившего название «Медвежонок» (1955).
157. Лина, гепард.
Вместе с гепардом Люксом временно поступила в Московский зоопарк из-за границы в конце 1940 г. (для последующей передачи цирковому дрессировщику Юрию Дурову) и содержалась в составе секции хищников, руководимой Верой Чаплиной.
(из заметки П.Венского «Гепарды», «Вечерняя Москва» от 11 января 1941 г.)
158. Лина, козленок.
Воспитанник площадки молодняка 1937 года - приятель леопарденка Заботки:
«Много разных зверушек на площ. молодняка. Молодые неуклюжие росомахи «Бимбо» с «Бомбой», волчата, лисята, еноты, бурые и гималайские медвежата, дикие австралийские собаки и наконец - молодой леопард «Заботка» с козленком «Линой», <вот то мирное сообщество, которое в веселье проводит время на этой площадке>…»
(из черновой записи Чаплиной 1937 года; Дарвиновский музей)
(Дарвиновский музей)
Лина упомянута Чаплиной в ее статье «Заботка» («Юный натуралист» № 8, 1937), а Заботка с Линой были настолько популярными питомцами площадки, что Московский зоопарк даже выпустил почтовую карточку с их фотографией, снятой Павлом Воробьевым:
159-160. Лиска-1 и Лисок, лисята.
Сестра и брат, воспитанники первой площадки молодняка Московского зоопарка; поступили на площадку в день ее открытия, 21 мая 1933 года:
(Юрий Гринберг - недавний кюбзовец и товарищ Веры Чаплиной, зав. секцией заготовок)
В книге Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935) есть даже портреты Лиски и Лиска…
(рис. Дмитрия Горлова)
…а про Лискин хвост вообще есть специальный очерк!
161. Лиска-2, лисенок.
Воспитанница площадки молодняка Московского зоопарка второй половины 1940-х, дружила с медвежатами Шалуном и Плаксой.
Персонаж книжки-картинки В.Чаплиной «Шалун и Плакса» (1957) с фотоиллюстрациями А.Анжанова:
162. Лиска-3, ручная лисичка-подросток.
Летом 1968 г., по-видимому, вскоре после того, как окончательно поправившегося Мухтара отдали соседу Федору Васильевичу, Вера Васильевна взяла из Московского зоопарка к себе на передержку ручного лисенка Лиску и дикого лиса. Они поступили в зоопарк, но из-за переизбытка лисиц оставлять их там не было возможности, и кто-то из сотрудников, друживших с Чаплиной, попросил помочь их куда-то пристроить. Первой Вера Васильевна взяла к себе на дачу Лиску:
Вера Чаплина и Марина с Лиской на даче в Ново-Бутаково
(верхний снимок - РГАЛИ, ф. 3460)
В эти первые дни Марина привыкла к ручной ласковой Лиске, и, через некоторое время приехав к бабушке на дачу, увидела еще один ящик-клетку, с новой лисой. Она бодро, без каких-либо сомнений открыла защелку, залезла рукой в клетку и потрепала дикого лиса, у которого от такой наглости случился кратковременный нервный шок.
На счастье, Вера Васильевна была поблизости и сразу увидела, что происходит. Не подходя вплотную, она с окаменевшим, как будто очень усталым лицом, ровно и негромко сказала:
- Марина, не трогай лиса и закрой клетку.
Марина тут же закрыла ее. И не потому что была послушной - она уловила в интонациях и в лице бабушки что-то слишком серьезное. Через несколько секунд клетка сотряслась от ударов: пришедший в себя лис стал бесноваться и грызть железные прутья, а Вера Васильевна, уже не сдерживая эмоций, воскликнула:
- Он же тебе в одно мгновенье руку бы перекусил!!!
Чаплина решила некоторое время понаблюдать за диким лисом и, убедившись, что он действительно дикий - боится людей и сможет адаптироваться к вольной жизни, - отвезла его в лес, чтобы выпустить. Взяла с собой и Марину.
Вынесли клетку из машины к краю леса, открыли ее и отошли в сторону. Лис довольно долго не выходил из клетки, осматривался, принюхивался. Потом высунул морду, коснулся одной лапой травы и тут же резко отдернул, будто обжегся. Через некоторое время он наполовину вышел из клетки и замер. А через мгновенье огненно-рыжего лиса уже не было - он буквально растворился.
- Ты видела, как он ушел? - спросила Вера Васильевна внучку, которая, как и бабушка, не сводила глаз с лиса. - Нет?! Я тоже не увидела. Это потрясающе, как он незаметно исчез! - восхитилась Чаплина.
А ручную ласковую Лиску Вера Васильевна пристроила осенью в один из подмосковных детских домов:
(РГАЛИ, ф. 3460)
Продолжение следует…
.