От «А» до «Я» - четвероногие друзья Веры Чаплиной

May 17, 2017 09:07

Выпуск 15:
...Китя - Кузя…

131. Китя, домашняя козочка.
Из коллекции Московского зоопарка 1930-х, воспитанница площадки молодняка 1933 г. В конце лета, когда все питомцы площадки уже сильно подросли, произошел драматический эпизод с ее участием:







(из книги В.Чаплиной «Малыши с зеленой площадки»)

Но Китя действительно не пострадала, а осенью была оставлена в зоопарке.
В конце следующего 1934 г. в записях Чаплиной встречается упоминание о том, что «коза Китя покрыта козерогом», а 12 февраля 1935 г. в «Дневнике по молодняку зоопарка» (РГАЛИ, ф. 3460) Вера Васильевна пишет:




«…У Кити (дом. коза) сильно раздулись бока. Беременность заметна, но что-то долго не родит…»

132. Кнопка (Кнопочка), белка.
Воспитанница площадки молодняка 1937 г., выкормленная кошкой (об этом сообщается в одной из рабочих записей Чаплиной начала лета 1937 г.).
Почти четверть века спустя, в апреле 1961 года писательница упоминает ее имя в одном из своих писем читателям:




«…Вообще имена животным, которые у меня воспитывались, я всегда старалась дать со значением: леопарда звала «Заботка», тигра «Сиротка, белочка «Кнопка», хорек «Винтик», медвежата «Плакса», «Шалун» и т.д…»
(черновик ответа Г.Н.Нежданову из Перми; РГАЛИ, ф. 3460)

133. Копуша, бурый медвежонок.
Воспитанница площадки молодняка Московского зоопарка 1935 года, поступила туда со своим братом Драным Носом и сестрой Лизуньей, а осенью была передана в Саратовский цирк.
У Копуши был шанс стать киноартисткой: летом в зоопарке проходили съемки фильма «Насекомые», к которым Вера Чаплина привлекла и свою любимицу Копушу. Впрочем, ответственный эпизод съемок кражи меда у пчел закончился для «артистки» полным фиаско, и от дальнейшего продолжения ее кинокарьеры пришлось отказаться.
Попытка кражи была зафиксирована фотокамерами наружного наблюдения:




(в подпись Веры Васильевны, сделанную много лет спустя, вкралась неточность, - конечно же, это съемки 1935 года)

Зато Копуше удалась славная литературная карьера - она стала героиней одноименного рассказа Чаплиной из сборника «Мои воспитанники» (1937). В 1955 году писательница переделала этот рассказ для своего нового сборника «Питомцы зоопарка» и дала ему название «Медвежонок», под которым он был переведен на японский, немецкий, румынский, эстонский, грузинский, кабардинский, балкарский, украинский, на язык бенгали и даже напечатан шрифтом Брайля.
Сегодня мы покажем самую первую версию рассказа о Копуше, опубликованную 9 февраля 1936 года в ташкентской газете «Пионер Востока»:




РГАЛИ, фонд 3460

134. Крошка, белая крыса.
Одна из домашних воспитанниц юннатки Чаплиной 1925 года.




РГАЛИ, ф. 3460

Увы, в сохранившемся наброске 1925 года «Хрупик и Крошка» Чаплина описывает только Хрупика.
В другой ее записи того же года речь идет о белых крысах Хрупике, Кнопке и Злючке. Так что о Крошке не сохранилось почти ничего, кроме имени в вышеуказанном заголовке. Впрочем, отсутствие сведений о ней, возможно, связано с преждевременной кончиной Крошки в результате несчастного случая, произошедшего летом.
В мае, когда Вера уехала из Москвы в деревню Есепливо Костромской губернии к бабушке Елизавете Васильевне Кутыриной, она оставила своих белых крыс дома на попечение другой бабушки - Марии Андреевны Осиповой.
2 июля Мария Андреевна сообщала внучке из Москвы в Есиплево:
«…Погода у нас стоит очень хорошая, вчера была гроза, все промыла. Крысы здоровы, одна, пока я спала, вылезла в окошечко, которое наверху, и упала через балкон, разбилась, ее Н. Д. принесла теплою. Остальные поскучали, в особенности одна. Теперь, когда я приду, они выбегают. Что касается котят, то как будешь пускать гулять? их сейчас утащат. На веревочку не привяжешь, значит в комнатах. Кроме этого, ради Бога, прошу не брать, и так много подохло. Поклон бабушке…»

135. Крошка, бурый медвежонок.
Из коллекции Московского зоопарка середины 1930-х; один из 12 медвежат, воспитывавшихся на площадке молодняка летом 1934 года (привезен из Мурманской области). Чаплина писала о нем:




«…14/VI Привезли еще медвежонка. Он совсем крохотный, и поэтому его назвали Крошкой. Несмотря на свой маленький рост Крошка очень злой и в первый же день укусил [Марвуше?] и Леле руки, когда они снимали его с рук. Как только его пустили в загон, не отходил от решетки, а когда его гнали, кусал от злости свои лапы…».
(Дарвиновский музей)

Осенью в Московском зоопарке был поставлен эксперимент: в просторной вольере поселили вместе целую компанию подросших воспитанников площадки молодняка: 2 волчат, бурого медвежонка Крошку, 3 барсуков, 6 уссурийских енотов и 6 лисиц. Зверята настолько привыкли друг к другу, что их решили не разлучать, а посмотреть, как будут развиваться их отношения в условиях постоянной совместной жизни.
Медвежонок Крошка особенно сдружился с одним из барсуков. Вот как описывал их «партнерские» отношения П.А.Мантейфель в своей статье «Как переносят холод животные» («Известия» от 10.01.1935):




11 апреля 1935 года о них написал в «Вечерней Москве» зав. сектором научных исследований зоопарка С.Я.Калмансон:




Целый год дружная компания провела на Острове зверей, но накануне второй зимы их пришлось переселить. Об этом и о проказах медведя Крошки сообщала «Правда» 30 ноября 1935 г.:




Очередное упоминание о «друзьях детства» относится к 27 мая 1936 года: «Вечерняя Москва» писала, что «…эта группа уже третий год дружно живет на одном из загонов “острова зверей”…»
А в 1937 году в стереоскопическом альбоме П.А.Мантейфеля «Московский зоопарк» было помещено фото (вероятно, еще 1935 года) с медвежонком Крошкой и его друзья:




136-137. Кубарик и Лепешка, бурые медвежата, брат и сестра.
Воспитанники площадки молодняка 1935 года. Упоминаются В.Чаплиной в материале «Малыши на площадке» («Мурзилка» № 8 за 1935, фото Э.Евзерихина)…




…и в серии диапозитивов «Мохнатый детский сад» (1937):







Кубарика кормит из бутылочки 6-летний Толя Чаплин.

138. Кудряш, пеликан.
Из коллекции Московского зоопарка 1940-х - 1950-х. Вера Чаплина писала о нем в рукописи «Четыре времени года» (1953; этот раздел не вошел в окончательную версию ее сборника «Питомцы зоопарка», 1955):
«…Одного из них, самого большого, зовут Кудряш. Кудряш не похож на остальных пеликанов. У него на голове кудрявая шапка перьев и сам он серого цвета. Это так называемый серый или кудрявый пеликан. Кудрящ живет в зоопарке уже много лет. Он медлительный в движениях, важный, никогда ни к кому не лезет и не терпит, чтобы приставали к нему. У него есть и свое привычное место, на котором он всегда отдыхает. А если какой-нибудь из пеликанов и заберется по ошибке на его место, Кудряш тут же его сгонит крепким ударом клюва…»

139-140. Кузя и Кузиха, кондоры.
Долгожитель-рекордсмен Московского зоопарка и его подруга.
Привезенный уже взрослым, Кузя прожил в зоопарке 70 лет - с 1892 по 1963; почти столько же лет за ним ухаживал служитель Никита Иванович Тепляков. Кузя - герой рассказа Чаплиной «Кондор», ее материала «В Московском зоопарке» («Мурзилка» № 3, 1949) и альбома «В Зоопарке» (1964).




Кондор Кузя на прогулке. Московский зоопарк, Старая территория
[конец 1930-х или конец 1940-х]
Дарвиновский музей

Продолжение следует…
.

диапозитивы, «Вечерняя Москва», *Крошка (крыса), статьи Веры Чаплиной, `Горлов Д.В., «Известия», *Копуша, *Кузиха, `Осипова М.А., *Кубарик, «Мурзилка», `Эмден Э.М., *Китя, *Лизунья, персонажи, *Кудряш, *Кнопка (белка), *Драный Нос, `Евзерихин Э.Н., «Правда», Дарвиновский музей, издания Московского зоопарка, *Кузя, `Калмансон С.Я., *Дикта, `Фитингоф Е.Н., площадка молодняка, Московский зоопарк, РГАЛИ фонд № 3460, *Хрупик, `Толя (А.А.Михайлов), `Мантейфель П.А., *Крошка (медведь), *Лепёшка, `Тепляков Н.И.

Previous post Next post
Up