Выпуск 11:
...Дик - Думка…
97. Дик, бурый медвежонок.
Воспитанник Площадки молодняка Московского зоопарка 1933 года, персонаж книги Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» (1935):
«Маленький дикарь.
На площадку пришел Ваня Горячев [кюбзовец]. За его спиною был мешок. Ваня опустил его на землю и облегченно вздохнул. Мешок зашевелился, когда мы подошли к нему. Оказалось, там был маленький дикий медвежонок, подаренный зоопарку. Осторожно взяв мешок за углы, мы внесли его в клетку. Рычик с Тапой гуляли, и там была одна Тая [медвежата, подаренные в зоопарк еще весной]. Мешок развязали. Маленький всклокоченный худышка-медвежонок в одну секунду очутился на дереве. Тая даже не успела испугаться, как дикарь уже качался на самой верхушке. Дальше лезть было некуда. Там он и остался. Три дня не слезал он с дерева. Не слезал даже за пищей. Все ему казались врагами, даже резвые динго. Собаки, загнавшие его мать, были похожи на них.
(рисунок Дмитрия Горлова)
Шел дождь. качало ветром ветви. Одиноко сидел между ними медвежонок, издали похожий на большое птичье гнездо. Много потратила Леля [Елена Фитингоф, сотрудница площадки] трудов, чтобы приручить дикаря или, как его назвали, Дика. Но, несмотря на все усилия, она добилась лишь того, что он не так стремительно влезал на дерево. Однажды Дик, уцепившись лапами, висел на решетке. Леля хотела его погладить. Но это не удалось. Маленький злючка с неожиданной ловкостью прыгнул на нее. Привычным движением Леля успела отскочить, но и то ударом лапы, пришедшимся по лицу он рассек ей губу. К животным Дик тоже не привык. Сдружился только с Таей. Когда же ее выпускали [на общую площадку прогулок], сильно скучал. Рвал зубами решетку и ревел. Из-за этого мы выпускали его редко. Маленький и ловкий Дик мог вылезти, а поймать его трудно. Здесь и без него с Рычиком и Тапой много хлопот. Как выпустишь гулять - они через ограду…»
13 сентября 1933 года медвежата Дик и Тапой вместе с таром Ведьмаком были отправлены из Москвы в Сталинградский зоопарк.
98. Дикарка, волчица.
Из коллекции Московского зоопарка 1920-х - 1930-х; сестра волка Лобо. Их мать также звали Дикаркой, так что это была Дикарка II. В январе 1933 года у нее родилось 5 волчат. Когда они подросли, их забрали на площадку молодняка, и Дикарка, размещавшаяся неподалеку, на Острове зверей, долгое время скучала и выла «тихо, жалобно, словно ветер в трубе». Упоминается в книге Чаплиной «Малыши с зеленой площадки» и в рассказе «Арго» (1937).
99. Дикарь, бурый медвежонок.
Воспитанник площадки молодняка Московского зоопарка 1938 г. На зиму был помещен со своими друзьями в специально расширенной клетке львятника. Вера Чаплина писала об этом эксперименте в заметке «Дружная компания»:
(«Вечерняя Москва», 3 декабря 1938 г.)
Три месяца спустя, Чаплина упоминает эту компанию в статье «Зима в Зоопарке. Письмо из Московского зоопарка»:
«…Рядом с обезьянником - помещение крупных хищников. В этот год там много нового. В специально расширенной клетке находится группа зверей: молодые львы [Альма и Огонек], собаки динго и медвежонок. Около них всегда толпа…» («Клич пионера», Горький, 3 февраля 1939 г.)
Наконец, 11 октября 1939 г. директор зоопарка Л.Островский, рассказывая об обитателях львятника в статье «Зоопарк зимой» («Вечерняя Москва»), сообщает:
«…там же помещены в одной клетке два подросших льва с собаками динго. Это друзья по площадке молодняка. В прошлом году они вместе воспитывались там. Пятого друга - медведя - пришлось отсадить, так как он очень надоедал одному льву - сосал у него ухо. Лев доходил почти до «нервных припадков», убегая от надоедавшего приятеля, но тот всюду следовал за ним и, зажмурив глаза, принимался за ухо…»
100. Дикая, уссурийский енот (енотовидная собака).
Из коллекции Московского зоопарка первой половины 1930-х. В начале 1933 г. у нее был выводок из 8 щенят, с которыми ее взяли на площадку молодняка. Но «на новом месте она волновалась, таскала детенышей, и ее пришлось заменить ручной Нелькой». Упомянута в книге Чаплиной «Малыши с зеленой площадки». Большое потомство у Дикой было и весной 1934 г.
101. Дикта, волчица.
Из коллекции Московского зоопарка середины 1930-х, воспитанница площадки молодняка 1934 года (вероятно, из майского выводка зоопарковских волков Маньки и Паньки).
Осенью того же года из числа подросших питомцев площадки была составлена экспериментальная группа животных совместного содержания: 2 волчонка (в их числе Дикта), бурый медвежонок Крошка, 3 барсучонка, 6 уссурийских енотов и 6 лисят. Зверят-подростков поселили на просторном выгуле «Острова зверей».
Год спустя центральные газеты сообщали:
«…В зоологическом парке существует площадка зверей-переростков. Это молодняк, рожденный в 1934 году. На площадке, в одном вольере были посажены в прошлом году и живут до сих пор дружной семьей барсуки, уссурийские еноты, подмосковные лисы, мурманский медведь “Мишка-крошка”, сибирские волки. Звери ластятся и играют друг с другом. Главенствует в этой необыкновенной семье волчица “Дикта”…»
(А.Морозов. Зима в зоопарке // «Правда» 30 ноября 1935 г.)
(П.Мантейфель. Дружба зверей // «Известия», 21 октября 1935 г.)
102. Динка, пума.
Из коллекции Московского зоопарка 1920-х; упоминается в записях наблюдений юннатки Чаплиной по львятнику начала 1927 года:
(РГАЛИ, ф. 3460)
«…Цезарь с Терезой не играет. Динка все время рычит на В. и М. [леопардов Ваську и Маруську] Цезарь рычит сидя.
27/I Спаривались пумы, леопарды, пантеры, тигры. Динка дерется, что раньше никогда не было. Р. с Б. [Раджи с Баядеркой] сидят по разным углам…
…Манелик через решетку дрался с Динкой, которая последнее время очень зла.
8/II Динка зла по-прежнему. Остальные по-старому…»
103. Динка, динго.
Из коллекции Московского зоопарка первой половины 1930-х. В феврале 1933 г. Динка родила 4 щенят, которых назвали: Милка, Рыжий, Седой и Ласка (будущие воспитанники первой площадки молодняка). Чаплина вела о ней записи в феврале-марте 1933 года:
(Дарвиновский музей)
«…25/II Сняли ящик. И четыре карапуза оказались на глазах у публики. Динка волновалась этой перемене, она нервно искала блох у расползавшихся щенят <но не догадалась таскать за шиворот>, а щенята то ползли к матери, то расползались по сторонам, удивленно смотря своими молочно-мутными глазенками на
открывшийся свет. Трое из щенят были шоколадного цвета, а один, самый большой, молочно-кофейного, и у всех четырех по темному пятнышку на хвосте, совсем как у лисиц.
А когда успокоившись, заползли под брюхо матери, на той стороне львятника словно задумавшись стоял динго, долго и безотрывно смотря на щенят…»
104. Драный Нос, бурый медвежонок.
Воспитанник площадки молодняка 1935 года, поступивший со своими сестрами Копушей и Лизуньей. Персонаж рассказа Чаплиной «Копуша» (в редакции 1937 г., позднее сокращенного и в 1955 г. получившего название «Медвежонок»).
105-106. Думка и Юла, волки.
Ручные волки из коллекции Московского зоопарка начала 1940-х; содержались в составе секции хищников, руководимой Верой Чаплиной. Осенью 1941 года их упоминают в своем письме к ней Семен Канцлер и Вита Останевич: «…Животные, которые не эвакуированы, все сохранены. «Кинули» и «Тереза» чувствуют себя очень хорошо. Волки «Вьюн», «Юла» и «Думка» сидят в наружной клетке львятника. С ними Вита часто гуляет по парку…» Об одной из таких прогулок сообщала и «Вечерняя Москва» 24 декабря 1941 года:
(из заметки «В зоопарке»)
Продолжение следует…
.