Leave a comment

Comments 33

donna_benta October 30 2016, 17:04:07 UTC
Да... Четко видно, в какой момент масштабный рабочий конфликт превращается в обличение "вражеского гнезда", как ситуацией начинают манипулировать и использовать в репрессивных целях.
Удивительно все же, что работники зоопарка решились на подобное письмо в "Известия" в разгар 1937 года.

И знаете, вдруг возникла литературная параллель. Может, неслучайно В.Каверин сделал отчима Сани Григорьева из "Двух капитанов" сторожем зоопарка? А прежде тот был белогвардейцем, служил в батальоне смерти. Не откликнулась ли в этих фактах разоблачительная кампания в "Известиях"? Чем дальше, тем больше нахожу в романе "штампов эпохи".

Reply

vchaplina_arhiv October 30 2016, 18:53:04 UTC
Ставки в этой схватке были очень серьезны. Авторы письма не могли не отдавать себе отчет в том, что в случае их успеха Островского ждет арест и безжалостный приговор. Эпоха любезно вкладывала меч в их руки, и искушение "праведной и решительной" расправы было очень велико.

Насколько же нелегко было Вере Васильевне дистанцироваться от этого противоборства. В определенном смысле ей повезло, что тем летом она из-за рождения дочери в какой-то момент выпала из гущи зоопарковских событий. Но осенью Чаплиной было очень трудно. Теперь мы это понимаем совершенно в другом смысле: ее назначение 10 ноября заведующей секцией хищников было совсем не наградой за успешную работу, а суровой необходимостью занять место кого-то из уволенных товарищей. Со всеми вытекающими последствиями.

О "штампах эпохи" в романе Каверина нам трудно судить, всё-таки это изначально весьма просоветское произведение.

Reply

donna_benta October 31 2016, 13:23:17 UTC
В первом абзаце вы четко сформулировали то, о чем думалось, но не хватило решимости сказать вслух.
И в это время Вера Васильевна сумела сохранить работоспособность и творческий настрой. Редкая самодисциплина.

Reply

vchaplina_arhiv October 31 2016, 14:28:09 UTC
Эту атмосферу жестокой несправедливости, подозрительности и страха Вера Васильевна вспоминала почти всегда предельно кратко, но очень горько.
Не поставить под удар не только себя и свою семью, но и других людей - для этого, Елена, Вы совершенно правы, требовалась "редкая самодисциплина".
В.В. рассказывала, что статья "за недоносительство" научила ее быть очень осторожной. Даже в "своих" компаниях, когда начинали рассказывать политические анекдоты или что-то подобное, она старалась перевести разговор на нейтральную тему. А если это не получалось, то просто вставала и уходила...

Но с другой стороны, те же годы были пронизаны истинным новаторством, какой-то всеобщей динамикой, творчеством и неподдельным интересом к разным областям. Думаем, что окунувшись с головой в любимую работу с животными, и в свою новую - литературную работу - она отвлекалась и находила моральную поддержку.

Reply


chele_sta October 30 2016, 18:39:43 UTC
Группой диверсантов, свивших своё гнездо в зоопарке, была предпринята попытка ошельмовать директора, верного ленинца-сталинца.
Почувствовав, что их подрывная деятельность по кормёжке зверей гвоздями и стрихнином вот-вот будет изобличена, они написали лживое письмо в центральную газету. Но их подлый замысел был вовремя разоблачён, а деятельность, инспирированная японскими милитаристами, пресечена.
Слава советским чекистам, стоящим на страже!

Reply

vchaplina_arhiv October 30 2016, 19:18:40 UTC
Можно и так.
Но тот факт, что высокопрофессиональные, образованные, известные и порядочные люди использовали в своей правой борьбе тот же метод, что и "верные ленинцы-сталинцы" - есть факт. И справедливости ради его нельзя игнорировать.

Reply

chele_sta October 30 2016, 19:21:35 UTC
Я это тоже заметила, но списала на наивность. Мы-то видим ситуацию задним числом.

Reply


yudinkostik October 30 2016, 19:44:42 UTC
мда... крутой поворот, однако...

Reply

1_9_6_3 October 30 2016, 20:35:57 UTC
И кстати, в свете этой истории становится понятнее истерически-безрассудная решительность Островского с тигрольвом Аполло в сентябре 1938 года. Еще один зигзаг.

Reply

yudinkostik October 30 2016, 20:43:47 UTC
да, пожалуй, психологически тут может быть связь...

Reply


il_ducess October 31 2016, 19:07:03 UTC
какая у него мощная "рука" была где-то там высоко!!!
ну просто мерзавец

Reply

vchaplina_arhiv November 1 2016, 03:16:35 UTC
"Рука Островского хранила..."
Впоследствии он руководил Новосибирским зоопарком.

Reply


ex_dorys18 November 1 2016, 09:52:28 UTC
Судьба Московского зоопарка - отражение судеб той эпохи. Да, Островский оказался просто непотопляемым!

Reply

vchaplina_arhiv November 1 2016, 14:28:57 UTC
Конечно, нам о Льве Островском известно не так уж и много, но согласимся с Вами: похоже, он принадлежал к категории именно тех людей (и веществ), которые в соответствующих обществах (и жидкостях) не тонут, а всплывают.

Reply


Leave a comment

Up