В поисках гипотетического "православного эволюционизма".

Apr 30, 2012 01:44


В этом ЖЖ мне периодически доводилось критиковать некоторые богословские идеи по причине того, что считаю их “модернистскими” и "еретическими". Однако есть тема, вполне себе богословская, относительно которой мои собственные взгляды нельзя назвать иначе, чем модернизмом. Это проблема противоречия теории эволюции и традиционного для Церкви учения о ( Read more... )

модернизм, эволюционизм, креационизм

Leave a comment

ort7000 April 30 2012, 05:34:43 UTC
Никто из святых не говорил об эволюционизме.

Reply

vazlav_s April 30 2012, 07:00:28 UTC
Да, причем я достаточно долго (будучи весьма в этом заинтересованным) пытался найти хотя бы какие-то серьезные "промежуточные" высказывания, которые без насилия над текстом могли бы указывать на допущение эволюции. Теперь я думаю, таких высказываний у св.отцов нет ( ... )

Reply

birr April 30 2012, 07:46:24 UTC
а у Григория Нисского в Об устроении человека 8 разве не эволюционистская тенденция?

Reply

ort7000 April 30 2012, 09:35:59 UTC
Это все за уши притянуто. Никто из святых не говорил об эволюционизме. Это современная либеральная богословская доктрина.

Reply

birr April 30 2012, 09:38:12 UTC
с троллями не общаюсь

Reply

ort7000 April 30 2012, 09:49:49 UTC
Да вам просто по существу сказать нечего. Вот и прыгаете из журнала в журнал, пока вас в очередной раз не пнули.

Reply

vazlav_s April 30 2012, 19:45:09 UTC
//Свт.Григорий Нисский: У всех прочих передние члены суть ноги, потому что согбенное имеет нужду в опоре. А в устройстве человека члены эти стали руками. Ибо в потребность прямому стану достаточно было одного основания, так как и двумя ногами безопасно подпирается он во время стояния. Сверх того содействие рук помогает и потребности слова//

Спасибо, я раньше вообще не читал этого произведения.

Мне приведенное место не кажется особенно "эволюционистским", т.к. выражение "передние ноги стали у человека руками" вряд ли понимается свт.Григорием в смысле "передние лапы в течение миллионов лет и поколений видоизменились и стали руками". Это понимание мне кажется притяжкой.

Но зато это кажется мне подходящим примером объяснения морфологии с позиции конечного назначения, вместо поиска естественных причин. О различии этих двух подходов я и пишу в своем посте, и эта цитата - кажется хорошая иллюстрация моей мысли ( ... )

Reply

sergeylarin May 30 2012, 13:39:36 UTC
почему Вы так решили?

Reply

ort7000 April 30 2012, 09:33:35 UTC
Эволюция возможно только в своем роде, как приспособление к среде. Но перехода из одного рода в другой никак не может быть. Одним словом из обезьяны человек никак не может произойти, а только обезьяна.

Reply

ort7000 April 30 2012, 09:34:41 UTC
"т.к. это ставит под сомнение благость и истинность Бога."
Отчего же?

Reply

vazlav_s April 30 2012, 19:10:07 UTC
1) Если Бог "закопал" в землю окаменелости, напоминающие кости животных, которые никогда не существовали - то Бог не благ, т.к. создает такие условия, в которых мы можем подумать, что была некая "эволюция", изменение животных из одного рода в другой, а возможно, кто-то в таких условиях додумается и до [богохульной] мысли, что и человек произведен от животных ( ... )

Reply

ort7000 May 1 2012, 05:16:59 UTC
1. Вам одно напоминает, а кому-то другому - другое напоминает. И что? Из этого делать такие радикальные выводы, что Бог не благ?!
Наука диалектична, и не способна формировать мировоззрение.

2. Плотским, непросвещенным божественной благодатью, умом действительно ничего не возможно познать. Приведу Вам кредо блж.Августина: "Уверуй, чтобы уразуметь!"

Простите, но это вообще не аргументы. Они носят исключительно субъективный характер и не могут претендовать на общность.

Reply

vazlav_s May 1 2012, 10:05:28 UTC
Простите, но это вообще не аргументы. Они носят исключительно субъективный характер и не могут претендовать на общность.

Это я понимаю, у нас достаточно ограниченные представления о истине и благе, и не нам критиковать Бога за мир, который Он создал.

Аргументы об "окаменевших барсуках" и "метрике" не претендуют на всеобщность, но в некоторой степени они удобны.

Эта "некоторая степень" заключается в том, что мы делаем предположение, о том, чего Бог НЕ мог бы сделать. И затем ищем в окружающем мире следы подобных действий.

Если эти следы обнаружены, то:

а) либо Бога нет;
б) либо нам нужно пересмотреть изначальные предположения о том, чего Он не может;
в) либо надо пересмотреть наше понимание некоторых мест Св.Писания;

На (а) мы не согласны, (б) мы всегда успеем (и всегда готовы) сделать, т.к. помним, что наша аргументация не претендует на всеобщность.

Значит, есть время подумать над (в).

Reply

ort7000 May 1 2012, 10:18:17 UTC
У нас - это у какого?
Я, например, принадлежу Св.Церкви, которая только одна является "столпом и утверждением истины". Так что здесь каждый должен за себя говорить, а не за всех.

"в некоторой степени они удобны" - кому-то удобны, кому-то не удобны :)

"что мы делаем предположение" - так оно изначально может быть неверно. Что тогда вообще говорить о последующих выводах? Наука не говорит ни о начале, ни о конце. Это просто не в ее компетенции. А если кто-то из ученых и пытался говорить, то это не наука. Ибо наука предполагает повторяющийся во времени эксперимент, которого нет и быть не может. Были выдвинуты ряд гипотез, которые есть ни что иное как вера, только неправославная. А, следовательно, и не спасительная.

Церковное понимание Писания - однозначно и определенно раз и навсегда. И не подлежит никакому пересмотру. Т.к. это апостольская вера, "единожды преданная святым".

И еще. Бог не может только то, что противоречит Его Естеству. Но это никак не умаляет Его благость.
И последнее. Если нет Бог, то нет и человека :)

Reply

sergeylarin May 30 2012, 13:38:47 UTC
а Адам и Ева не могли жить с динозаврами?

и что такое окаменелость?

Reply

vazlav_s May 30 2012, 16:31:18 UTC
///что такое окаменелость?

Окаменелость это минерализованные останки живого существа. Скелет истлел, но полость, которая осталась после разрушения костной ткани, заполнилась более или менее однородным минералом. Получился по составу камень - но по форме - слепок той кости, которая лежала в земле.

/// Адам и Ева не могли жить с динозаврами?///

Мы не находим окаменелых останков homo sapiens, также как и окаменелых барсуков. Значит нет оснований полагать, что барсуки и homo sapiens соседствовали с динозаврами.

Reply


Leave a comment

Up