из дневников
Уильям Ширер, 34 года, корреспондент американского радио в Европе:
14 сентября.
Прага. Телеграмма от Пола Уайта повергла меня в уныние. Моя ночная передача не прошла. Он говорит, атмосферные помехи или пятна на Солнце. Сейчас с Гиндушем, Коксом и Морреллом отправляюсь в поездку по Судетам, чтобы взглянуть на бои.
Вечером. - Проехали двести миль по Судетской области. Везде бои. Мятеж, инспирированный из Германии и с помощью германского оружия, подавлен. И чешская полиция, и военные, действуя с невероятной сдержанностью, понесли больше потерь, чем судетские немцы. Если Гитлер не вмешается, то пик кризиса миновал. Жители Судет, с которыми я сегодня разговаривал, очень удивлены. Они предполагали, что германская армия войдет в ночь на понедельник сразу после выступления Гитлера, и когда этого не случилось, а вместо нее вошла чехословацкая армия, они пали духом. Сторонники Генлейна удерживают власть только в Швадербахе, потому что чехи не могут обстреливать этот город, не задевая снарядами территории рейха. Сегодня днем Генлейн объявил из Аша о роспуске комиссии, которая вела там переговоры с правительством. Эрнст Кундт, глава делегации, смуглый вспыльчивый человек и наиболее честный из всех, говорит, что останется в Праге, «если они не убьют меня».
Вскоре после обеда в вестибюль «Амбассадора» влетел мальчишка-газетчик с экстренным выпуском одной немецкоязычной газеты, единственной, которую я могу здесь читать, поскольку не знаю чешского языка. Заголовки гласят: «Завтра Чемберлен отправляется в Берхтесгаден на встречу с Гитлером!» Чехи ошеломлены. Они подозревают сделку, и я боюсь, что они правы. Ночью по дороге на радиопередачу шедший со мной Гиндуш, который понимает чешский, остановился послушать, что кричат мальчишки, продающие газеты. Они кричали: «Чрезвычайная новость! Чрезвычайная новость! Читайте про то, как могущественнейший человек Британской империи идет на поклон к Гитлеру!» Лучшего комментария в этот вечер я не слышал. Опять выход в эфир, но боюсь, что нам не удастся пробиться. Мощные пятна на Солнце работают против нас.
Чувствую себя разбитым. Снова телеграмма из Нью-Йорка, что передача сорвалась. Вечером отправлю телеграмму со своими заметками, чтобы их зачитали. Сегодня Генлейн выпустил прокламацию с требованием немедленного аншлюса, после чего вылетел в Германию. Правительство отдало приказ арестовать его как изменника. Эд Битти из UP звонил сегодня утром из Эгера, но, хотя он и американец до мозга костей, Пакард не понял ни слова из того, что он сказал. Пак прибежал ко мне. «Битти рехнулся. Говорит на каком-то непонятном языке. Ты не поговоришь с ним?» Я вышел на связь. Эд объяснил по-немецки, что он говорит из полицейского участка, что чехи понимают по-немецки, но не знают английского и предоставили ему связь с условием, что он передаст свое сообщение по-немецки, чтобы они могли его проверить. Я записал сообщение. Прошлой ночью во время штурма чешской полицией штаб-квартиры Генлейна в отеле «Виктория» убито шесть человек.
Сегодня взгляд чехов, как и всех остальных, прикован к Берхтесгадену. Они задаются вопросом, не последует ли за мирным решением вопроса, которое пытается получить от Гитлера Чемберлен, призыв пойти на все уступки. Правительственные круги настроены весьма мрачно. Марроу позвонил из Лондона и предложил мне немедленно отправиться в Берхтесгаден. Не знаю, сумею ли я. Чешские поезда перестали ходить через границу, и я не могу найти чешского водителя, который согласится вести через нее свою машину.
Позднее. Позвонил Эд и сообщил, что утром Чемберлен возвращается в Лондон. Моя поездка в Берхтесгаден отменяется. Гора с плеч. Предпочитаю освещать эту войну со стороны Чехословакии
Иван Майский, дипломат, 54 года, посол СССР в Англии, Женева (на Ассамблее Лиги Наций):
14 сентября.
День прошел в скучных комиссиях. Сидел, молчал и слушал. М.М. считает, что нам сейчас нет смысла проявлять активность в комиссиях, за исключением, может быть, одной-двух. Ассамблеи сегодня нет. Вечер провели в «замке Линион». М.М., [Я.З.] Суриц, [Б.Е.] Штейн и Е.Н. играли в бридж, а я интервьюировал «сусекретаря» по разным лигонационным вопросам.
Поздно вечером из Лондона позвонил К. и сообщил последнюю сенсацию: на сегодняшнем заседании кабинета было решено, что Чемберлен завтра летит на свидание с Гитлером в Берхтесгаден.
Каково! Глава Британской империи идет в Каноссу на поклон германскому «фюреру». Вот до чего докатилась британская буржуазия
Иван Ходанович, доктор технических наук, профессор, 34 года, инженер-газовик в командировке в США, Нью-Йорк.
14 сентября.
События разгораются. Судеты устроили путч. Есть убитые, раненые. Чемберлен на самолете вылетел к Гитлеру уговаривать оставить затею нападения на чехов. Но Германия, видимо, зашла далеко в своих приготовлениях и теперь остановить ее будет нелегко. Немецкие газеты пишут, что «чаша переполнена», что их провоцируют на войну, что они не допустят угнетения немцев в Чехословакии. Главное - удобный случай для похода на Восток.
Японцы говорят, что они не оставят Германию одну, что Япония готова бороться против коммунизма везде и всюду. Лет через десять какой-либо трудолюбивый «монах» напишет историю этих событий, откроет завесу и покажет истинные пружины. Хотя, в основном, эти пружины и сейчас известны, но детали интересны.
Был сегодня в Ньюарке у Alloy Fabricated и в Харисоне у Worthington’a. <...>
Александр Гладков, драматург, 26 лет, Москва:
14 сентября.
В «Правде» вдруг резкая статья о меньшевистской работе Рязанова. Вроде начинается новая волна репрессий. Люди боятся разговаривать. Обострение с судьбой Чехословакии. Завтра встреча Гитлера с Чемберленом.