12 августа 1943-го года

Aug 12, 2023 18:12

из дневников

Сидор Ковпак, председатель горисполкома города Путивля, 56 лет, генерал-майор, командир крупного партизанского подразделения, Украина, Карпаты:
12 августа.
Двинулись вперед, при движении у [села] Паляница наткнулись на засаду противника, возвратились на два км назад и сменили маршрут. При обстреле начштаба Базима, Давыдович и 4-й роты ручной пулемет с расчетом оторвались. И при проверке места не оказалось ни убитых, ни раненых, не был также найден ручной пулемет, брошенный третьей ротой.
Этой ночью Тутученко умышленно ушел от колонны с разведкой и Клавой с рацией, испугавшись, что противник больше всего преследует мою группу, оставив группу без разведки и карты. Объявил в приказе за измену расстрелять.

Примечания
Базима Г.В. (1888-?) - активный участник партизанского движения на временно оккупированной нацистами территории Украины в 1941-1944 гг.; родился в селе Дичь бывшей Путивльской волости Курской губернии; прапорщик старой армии, участник Гражданской войны 1918-1920 гг.; по специальности - учитель. До Великой Отечественной войны работал директором неполной средней школы г. Путивль. В сентябре 1941 г. был назначен начальником штаба одного из путивльских партизанских отрядов, которыми командовал С.В. Руднев; после объединения партизанских отрядов С.А. Ковпака и С.В. Руднева (октябрь 1941 г.) стал начальником штаба Путивльского объединенного партизанского отряда, затем Сумского партизанского соединения под командованием С.А. Ковпака; участник Сталинского и Карпатского рейдов. В январе 1944 г. по состоянию здоровья был отозван на партийную работу.

Тутученко С.П. (1913-1994) - активный участник партизанского движения на временно оккупированной нацистами территории Украины в 1941-1944 гг.; Герой Советского Союза (1944); родился в селе Решеты Новосибирской области Российской Федерации; по специальности - архитектор. С 1940 г. - в Красной армии; после выхода из окружения в районе Смоленска в марте 1942 г. присоединился к партизанам-ковпаковцам; прошел путь от рядового бойца до начальника штаба кавалерийского дивизиона 1-й Украинской партизанской дивизии им. дважды Героя Советского Союза генерал-майора С.А. Ковпака; участник Сталинского, Карпатского и Львовско-Варшавского рейдов; в Карпатском рейде спас знамя Сумского партизанского соединения и штабные документы. После войны работал архитектором в Киеве, а потом был главным архитектором Севастополя.

Георгий Славгородский, школьный учитель, 28 лет, старший лейтенант, госпиталь после ранения:
12 августа.
Едем на Воронеж, в товарных вагонах, без никакого медицинского ухода и других условий. Проклятая рисовая каша - проела мне кишки. Аппетита нет, хочется зелени.
Вот и Воронеж, не обещающий ничего хорошего: куда-то еще будут тащить в грязи, вони, антисанитарии. Ем солдатский паек насильно, т.к. выбился уже из сил, а лучшего питания и ухода не ожидай скоро. Проклят этот переезд.

Всеволод Вишневский, писатель, 42 года, политработник, Ленинград:
12 августа.
Работать! Написал листовку: «5 июня - 5 июля - 5 августа 1943 года». (Геббельс и Шпеер обнародовали 5 июня грандиозные цифры выпуска военной продукции после «тотальной мобилизации»; 5 июля - наступление немцев на Орел - Курск; 5 августа - разгром наступления.)
Получил сообщение из Москвы от 3 августа, что «Раскинулось море широко» разрешено к постановке всюду (на это потребовалось девять месяцев!)...
В 11 вечера, по радио. Наступление на брянском направлении продолжается. Взят город Чугуев - у Харькова.
Гаулейтер и наместник Э. Кох: «Я выжму из Украины последнее, чтобы обеспечить вас и ваши семьи» (декабрь 1942 года, из его письма к армии).
Старая тема Украины! Для фашистов - это политический и территориальный центр войны: это 40 000 000 населения; это чернозем, хлеб, скот, порты, руда, уголь... Ясно, что главные операции там, на Юге.

Вера Инбер, поэт, 53 года, Ленинград:
12 августа.
Уже начинаются поиски родных и друзей, не пришедших домой или на работу.
Доктор С., сама больная, ищет дочь. Публичная библиотека ищет сотрудницу. Наташа - инженера К., товарища сына, жившего у нее. Его нет уже третий день.
Пишу и думаю: вот-вот начнется вчерашнее. Нужно ехать в город - и боюсь. Вспоминаю слова санитарки Насти: «Уж лучше бы нам всей грудью навалиться. Либо помереть всем, либо немца сдвинуть. А так - это не жизнь»

Михаил Пришвин, 70 лет, Ярославская область, Переславль-Залесский район:
12 августа.
Сколько я бился, чтобы вдохнуть в Петю ведущую человека Мысль и ничего не мог сделать, потому что некоторое время человек должен сам вести Мысль: и вот это необходимое усилие он не мог сделать. Он очень исполнительный и вообще умный парень, но от себя он ничего не может начать. Это лентяй русский и современный: трудится, делает, но не от себя, и это за труд не считается, потому что самое главное в труде - это своя ведущая Мысль. Оставаясь, однако, в роли исполнителя, Петя предпочитает оставаться исполнителем чужой воли, чем начинать что-нибудь во имя своего личного благополучия, как американцы.
На этом примере легко понять всего русского человека: он хорош в «да будет воля Твоя» (не своя), т. е. он пребывает в состоянии европейского человека до Возрождения (своя воля). И тут-то вот и есть коренная разница с европейцем: тот обрел законным путем свою волю, вроде как Адам, вкусивший от древа познания добра и зла; наш русский ничего этого не знал, и даже ужаснейшая революция не могла взять его душу, и самая «война моторов» (машин) была для него не следствием эпохи Просвещения, как у европейца, а напротив, эпохи новой формы рабства. В этом-то и состоит восточная особенность души русского человека (как и японца, и китайца). Наше Возрождение (если только не быть концу?), как и всех восточных народов, начнется лишь после этой войны...
Наши победы над немцами в малом плане (для всех) объясняются низкими личными потребностями нашего «дикаря», приставленного к истребительной машине, и соответственной современной технике организации террора. В этой машинной организации человек будто бы потерял свою волю. Но мы поправим это тем, что своей воли-то у русского никогда и не было, он этого не вкусил.

Давид Самойлов, поэт, 23 года, военнослужащий, выписанный из госпиталя после ранения, Свердловск:
12 августа.
Назначен в гвардейскую часть. Отправляемся сегодня.
Разговор с бывшим заключенным.
Спокоен, ибо вновь свободен, как птица. И все мое имущество - солдатский мешок.

Вновь матерятся солдаты
Со скуки и от тоски,
Усатые и рыжеватые
Российские мужики.

Совершенно новенький лейтенант. Он еще весь шуршит и поскрипывает. Филькинштейн.

Сидор Ковпак, 20 век, 1943, Михаил Пришвин, Георгий Славгородский, Вера Инбер, 12, август, Давид Самойлов, Всеволод Вишневский, 12 августа, дневники

Previous post Next post
Up