19 июля 1943-го года

Jul 19, 2023 17:19

из дневников

Георгий Славгородский, школьный учитель, 28 лет, старший лейтенант, Белгородская область:
19 июля. В Новоселовке немца нет, а в Верхопутье есть. Выходим на шоссе, ведущее в Белгород.
План событий с 8 по 18 июля 1943 г.
Маршрут: Репец, Б.Бутырки, Екатериновка, Пузачи, Мантурово, Свинец, Колодезек, Субботино, Солнцево, Екатериновка 1-я, Шлях, Полец, Красниково, Обоянь, Орловка.
Роща Меловое, роща Ситное. Между ними дорога от белгородского шляха на Кочетовку (с запада на восток), на ней 2 кургана, за которые (дерясь) и погибли наши многие гвардейцы. Из 500 человек за 4 дня боев осталось 150 человек. Первый день неизвестно куда девшихся было 140 человек. Вот за это и взяли меня за бока, как будто я командовал батальоном, зарывался вперед. Сочнев стал угрожать, ругать и кончилось тем, что влепил 8 суток ареста. Надоело быть козлом отпущения, буду позлей, позубастей. Но упреки комбата, Сочнева правы в том, что у меня все же немножко есть лени. Надо быть поворотливей, а то влетишь в ответственное дело, не успеешь и оглянуться.

Николай Каманин, лётчик, 34 года, генерал-майор, командир авиакорпуса, Воронежская область:
Бутурлиновка. Десантная операция союзников в Сицилии развивается успешно. Перебазирование корпуса в район Касторное отставлено. Вчера получил приказ Ставки о переходе корпуса из состава 5-й воздушной армии (Степной фронт) в состав 2-й воздушной армии (Воронежский фронт). Одновременно получил приказ о переименовании нашего 8-го сак (смешанного авиационного корпуса) в 5 шак (штурмовой авиационный корпус).

Сидор Ковпак, председатель горисполкома города Путивля, 56 лет, генерал-майор, командир крупного партизанского подразделения, Украина:
Противник опять пересек нам дорогу, установив свои заставы на шоссейной дороге.
Это последняя поперечная дорога перед Карпатами. Далее все шоссейные дороги идут в горы и там у вершин их кончаются. Нам нужно прорвать эту линию.
В с[еле] Россульна пр[отивни]к сосредоточил до б[атальо]на солдат и офицеров. И там же находится штаб полка.
На разгром Россульна направляются 9-8-6-я роты 1[-го] с[трелкового] б[атальона] и 3[-й] с[трелковый] батальон] - командир тов. Матющенко. В 24.00 по сигналу ракет роты должны атаковать. Выйти на исходное положение согласно приказа № 398 и разгромить [противника в селе] Россульна.
9-8-6-я роты, подойдя к селу незамеченными, ворвались в село и, прочесывая дома и улицы ураганным огнем, с криками «ура» быстро продвигались вперед к центру села.
Фрицы в одном исподнем белье выскакивали из окон и, на ходу отстреливаясь, покидали село. Но в центре была построена оборона, и здесь роты встретили сильный контрудар. Оказалось, что там у них была вкопана батарея 75-мм пушек и батарея полковых минометов. Пр[отивни]к открыл артиллерийский] огонь прямой наводкой. Тогда к[оманди]р этих трех рот Давид Бакрадзе приказал двум ротам идти направо и [на]лево, а одной [роте] - бить в лоб. В результате 2,5-часового боя противник бежал, оставив штаб полка с документами и много машин и убитых солдат и офицеров.
Были взяты трофеи: четыре 75-мм пушки, около 40 автомашин, 5 легковых автомашин, 1 штабной автобус, минометы, пулеметы и много другого вооружения.
3[-й] с[трелковый] б[атальон] двумя ротами наступал на село, а двумя - на мост. Мост взорвать не удалось в результате того, что ротам пришлось встретить по пути своего движения три засады.
А две роты, что наступали на село, безуспешно атаковали свой участок, а утром отошли обратно в лес на прежние позиции. Только через три дня 3[-й] с[трелковый] б[атальон] вошел в Карпатские горы и соединился с нами в с[еле] Зелена.
19 июля 1943 г. воинская часть подверглась сильной бомбежке самолетами пр[отивни]ка. Мы вынуждены были преодолеть горные перевалы, подъемы на горы, обоз проходил по крутым горным дорогам; свернуть в сторону на таких дорогах невозможно; справа горы; слева обрыв; захватив обоз в таком положении, самолеты пр[отивни]ка принесли нам большие жертвы. До 160 лошадей было убито. Потери живой силы - 23 человека ранено и 5 убито.

Всеволод Вишневский, писатель, 42 года, политработник, Ленинград:
По радио. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) об уборке урожая и заготовке продуктов. Провести по-военному.
В Краснодаре публично (в присутствии тридцатитысячной толпы) повешены предатели, работавшие в гестапо. Выразительно и международно поучительно.
Думаю, думаю... Нужно писать статьи к Дню флота, а мысли - о пьесе, да еще и о новой пьесе, которая как-то стихийно, смутно шевелится внутри... Вкапываться в людские недра!..
К вечеру пришел Пергамент, рассказал план спектакля «У стен Ленинграда». Ряд верных режиссерских мыслей и проектов... но пока без дерзости и ошеломлений. Чрезвычайно интересно видеть вскрытие своей пьесы и ее новый сценический путь. Пергамент берет главные узловые моменты пьесы, строит оптимистическую трагедию, выявляя силу, стойкость, упорство героев. В центре - Сибирцев (это правильно), а рядом - коллектив, мощные массовки. Я записал все соображения постановщика по ритму, темпу и художественному оформлению. Художник спектакля - С.К.

Вера Инбер, поэт, 53 года, Ленинград:
Вечер памяти Маяковского был на редкость хорош. Народу было не много - человек сто. Всех перевели в маленький зал. Но действительно трогательно, что в такой день люди все же пришли на литературный вечер.
После моего вступительного слова выступали Тихонов, Рывина и актеры.
Потом выступала по радио. Шли домой по тихим улицам (обстрел к этому времени прекратился совершенно).
Надвигается на меня доклад о поэзии.

Лидия Чуковская, литературовед, 36 лет, Ташкент:
Сегодня перечла немного Гумилева. В сущности, я его не люблю. Детский он - даже в 21 г. («Дракон», «Нигер») и - для мальчиков. Неинтересный у него, примитивный и звонкий мир. Люблю отдельные стихи, отдельные строки; это и значит, собственно, не любить поэта…
Впервые прочла предисловие Иванова (Иванов Георгий Владимирович - поэт): безответственность полная. Почему Пушкин, почему Лермонтов? И почему Лермонтов - женственное начало?
В Библиотеке, читая «Литературу и Искусство» набрела на заметку: Памяти Т. Богданович (Богданович Татьяна Александровна (1872-1942), писательница, крестная мать Л. К. Чуковской).

Я не сразу поняла, но поняв, заревела сразу.
А я надеялась еще увидеть, услышать ее. Какая она была слабенькая - и какая сильная.
Большой кусок моей жизни - детство (она меня крестила и я помню это; мне было 3 г.; помню белое платье у нее на руках и Бобу, которого поп таскал вокруг купели, орущего), детство; редакция; квартирка и внучки; именины - радиорупор; разговоры о грядущей войне… А теперь не знаю даже, куда телеграмму посылать.

Николай Каманин, 19, Сидор Ковпак, 20 век, 1943, 19 июля, июль, Георгий Славгородский, Владимир Маяковский, Вера Инбер, Николай Гумилёв, Лидия Чуковская, Всеволод Вишневский, дневники

Previous post Next post
Up