16 марта 1938-го года

Mar 16, 2023 15:16

из дневников

Александр Гладков, драматург, 25 лет, Москва:
16 марта.
Вчера расстреляны Бухарин, Рыков, Ягода и другие.

Михаил Пришвин, 65 лет, Загорск:
16 марта.
Грачи. Папанинцы. Радио: переход на большую землю. Нам от Папанина ничего не остается.
Враги-вредители. Никогда я не верил в то, что они есть: всегда считал за ссылку на врага тех, кто не хочет и не может что-нибудь делать, или просто если не выходит в силу всей политики, принципиально уничтожающей личность. И сейчас, после процессов, я все еще думаю, что если вредили изменяли, то очень робко, и ничтожно, и бездарно: какие-то шалуны, что настоящим врагом была сама природа человека. Напр., Авербах: он искренно хотел пролетарской литературы, во имя ее, несуществующей, он искренно давил на существующую как на буржуазную и вредил. Неверен был принцип: к делу, требующему свободного личного отношения, был приставлен чиновник: в принципе неверно, а если не выходит, можно свести к вредителю Авербаху.
Крыши на домах люди от снега очистили, в лесу с деревьев все дочиста ветер стряхнул - деревья в лесу и крыши в городе стоят как летом, а снег самый глубокий вовсе не тронут.
Вечером в 9 вызов «с паспортом». Гибель писем. Позорный страх, - о, какой он знакомый! какая «обида» знакомая, а «жить хочется». И вот из этого «хочется» два пути: путь «надо» (вплоть до «смертию смерть») и путь унижения, вплоть до конвульсий. И так скрытая сила жизни таит в себе «смертию смерть» (надо), и та же сила жизни «хочется жить»... позору. Так что, принимая «смертию» - надо, любя, деревенеешь, любя, превращаешься в труп.
Жил хорошо, весело, слыл хорошим человеком, но «попался» - и тут...

Варвара Малахиева-Мирович, литератор,  68 лет, Москва:
16 марта.
4 часа утра. Мараморохи. (Мараморохи - народное выражение в значении «мороки». См. А. Белый «Первое свидание» (1921)) Страшное слово А. Белого. Почему-то хочется им окрестить прожитой день. Но, может быть, было что-нибудь в нем кроме жутких мараморохов, которые гонят сон от головы, истомленной бессонницей. Посмотрим, что было в дне, и, может быть, этим прогоним мараморохов.

Утро. Захват Австрии. Англия умывает руки. Это в «Правде». Домработница Шура смотрит глазами разъяренной курицы на ломти булки, которые я кладу на газету. Алеша с треснутой костью носа выуживает из ящика радио что-то фокстротное. В ящике дикие неприличные грохоты. Ящик - великан, заболевший жестоким колитом. У бабушки кухонное лицо и глаза бегают, как две бледно-голубые мыши. Где же то, какое я люблю в ней, - человечное, трезвое, твердое, с ясным спокойствием мужество? Унесли мараморохи. На свое же лицо и совсем не решаюсь взглянуть в зеркало ванной. Знаю, что выглянет оттуда какая-то окаменелая опара с пьяными подплывами глаз, с неприличной мягкостью беззубого рта.

Целый день с двух сторон головы моей водопады, и я почти не слышу, о чем кругом говорят, и хочу одного: чтобы не задавали мне вопросов. Потом почему-то надо есть. Так странно жевать, глотать. Но есть утробный голод. Он заявляет о своих правах. Я разобщена с ним, но я его раба, и я его слушаюсь. Я в тоске звоню Ольге. Я хотела бы, чтобы она была тут. Чтобы я могла прислониться головой к ее плечу. Но говорим мы по телефону о какой-то книге, которую написала Лида Случевская, что-то о Пушкине. И я слышу смех мараморохов, когда вешаю на место телефонную трубку. Нет смысла сердечного, разумного, логичного в том, что Ольга живет от меня отдельно.

Открытка Наташи (Шаховская-Шик Н. Д.). Хуже (весна!). Кашель. Слабость. Пишет о театре для детей. Да - театр. Там что-то стройно скомпоновано. А здесь - мараморохи. Может быть, это последняя Наташина весна. Мы с ней движемся наперегонки к бездне, которая поглотит нас. Сегодня мараморохи не дают мне чувствовать в ней «дочь верховного эфира» и «светозарную красу». Я знаю, что любовь-Primo amore - создала эту бездну. Знаю, но чувствую другое: боль Наташиного горла - и то, что делается с моими ушами и носом. И то, что Сережа и все Наташины дети могут стать круглыми сиротами. И тут же эта новая дача, про которую Алла (актриса Алла Тарасова) уже видела страшные сны. Покупки для этой дачи. Концерты для этой дачи.

Александр Гладков, 20 век, 1938, Михаил Пришвин, 16, Варвара Малахиева-Мирович, 16 марта, март, дневники

Previous post Next post
Up