из дневников
Александр Гладков, драматург, 25 лет, Москва
20 февраля.
Афиногенов восстановлен в партии, очевидно, в виде наглядного пособия к постановлению об «искривлениях» для простодушных. Рад за него, но невольно думается о десятках тысяч других, которым не так повезло. Любопытно, способен ли А.Н. в эту счастливую минуту для себя вспомнить о них, ну хотя бы о своем приятеле Киршоне. Афиногенова уже видели в кафе «Метрополь».
дневник
Владимир Вернадский, академик, 74 года
Утро. Москва.
...
Б. Г. Кузнецов о ликвидации Инст[итута] ист[ории] науки. Решение 15-го неожиданное. Комаров с ним (беседовал) по возвращении. Думаю, что Деборина испугала ответственность. Куз[нецов] обратился к Сталину. Ему д[олжно] б[ыть] придется участвовать в ликвидации. Впечатление положительное. Интересуется Герценом как натурфилософом. И матем[атикой] Лобачевского. Впечатление поряд[очного] и общ[ительного] человека.
...
У Нат[алии] Ег[оровны] (Вернадской) (была) двоюродная сестра В. Н. Фигнер - Куприянова. Фигнер упала и сотрясение мозга - выздоравливает (86 л[ет]).
Умер Фроленко (Фроленко Михаил Федорович (1848-1938) - профессиональный революционер, участник движения народников с 1871, член «Земли и Воли», затем с 1879 - «Народной Воли», непосредственный участник подготовки многих терактов, в том числе 1 марта 1881. После ареста в 1882 до 1905 был в заключении в Шлиссельбурге, вышел из тюрьмы инвалидом. В 1908-1917 жил в Геленджике, пытался организовать сельскохозяйственную школу. С 1922 жил в Москве в доме ветеранов революции; опубликовал воспоминания. В отличие от других оставшихся в живых народовольцев вступил в ВКПб) - это еще воспоминания гимназических лет. После операции ((делал) Спасокукоцкий). После вступления его в партию (большевиков) - он совершенно в особом положении. По поводу Е. В. Юрьевой. На 10 лет (!) в Кульдур. Новый случай ненужной жестокости. Нарочно? Все больше слышишь о вредительстве Ежова.
Наташе (Н. Е. Вернадской) - пиявки. Надо пробовать падутин и доставать. Вечером Ал[ександра] Петр[овна] Бельговская. Леон[ид] Ив[анович] (Бельговский) около Мариинска. Опять невинный человек (оговор агронома - рассказывал полит[ический] анекдот! Очень ненужная, возмущающая кругом жестокость). Опять разговоры о сознат[ельном] вредительстве.
...
Купр[иянова] рассказывала о жене Чаянова - «советский человек» - Гуревич. Арестована. Попытка НКВД «незаконно» захватить имущество. Опять бесцельная жестокость, расстраивающая жизнь.
Вечером звонил Зелинский. «Таймыр» и «Мурман» сняли полюсников. Слава богу - что здесь легкомыслие Шмидта не имело пагубных последствий.
«Nouv[elles] Litt[eraires]» не пришла (от 12.II) несмотря на переговоры с Главлитом. Написал (в) Бюро рекламаций.
Немного работал над книгой. Читал.
Молодые Бельговские (и их круг), Дима (Д. Б. Рында-Алексеев), от которого письмо, настоящие положительные люди - это то будущее, которое растет.
В Петер[бурге] террор продолжается - мне кажется, рассказы даже преувеличивают! - но жизнь идет своим чередом.
...
Уильям Ширер, американский журналист историк, 33 года, корреспондент американского радио в Австрии:
20 февраля. Вена. В воскресенье днем мы с Тэсс и Эдом Тейлором сидели мрачные у радиоприемника и слушали угрозы Гитлера, которые он произносил в Берлине перед рейхстагом. Сегодня он обнародовал свою теорию относительно того, что Германия сама защитит десять миллионов немцев, живущих за пределами Третьего рейха, - подразумевая, хотя он так не сказал, семь миллионов в Австрии и три миллиона судетских немцев в Чехословакии. Он даже провозгласил их право на «расовое самоопределение». Вот его слова:
«Не должно быть сомнений в одном. Политическое отделение от рейха не может привести к лишению прав, то есть всеобщих прав на самоопределение. В конце концов, невыносимо для мировой державы знать, что рядом с ней живут собратья по национальности, которые постоянно обречены на тяжелейшие страдания за свои симпатии или свое согласие со всей нацией, ее судьбой и ее мировоззрением. В интересах Германии рейху подобает защищать этих немцев, которые не в состоянии из-за наличия границ между нами обеспечить свою политическую и духовную свободу собственными силами».
Позднее. Из Нью-Йорка передали по радио, что Иден ушел в отставку. Такое впечатление, что чуть ли не по распоряжению Гитлера, который отметил его нападки в своей сегодняшней речи. На Бальхаузплац серьезно обеспокоены.