2 декабря 1917-го

Dec 02, 2022 15:51

в дневниках

Зинаида Гиппиус, поэт, 48 лет, Петроград:
2 декабря. Суббота.
Продолжается громленье винных лавок и стрельба. Ни малейшего, конечно, Учредительного Собрания. Зато слухи о «мирном» занятии немцами Петербурга - все осязательнее. Говорят, будто город уже разделен на участки (слухи, даже вздорные, часто показательны).
Глубокая тайна покрывает большевицкие и германские переговоры.
Явился М. И. Туган-Барановский. Смеется, толстое дитя, рассказывает, как был в Украинской Раде министром финансов. И как это хорошо - Рада. Почему же ушел? - Да так. Сюда в университет приехал. Ведь он же профессор! А лекций-то нету. - А еще почему? - Да они уже там стали такое делать, что я и не согласен. В Госуд<арственный> Банк полезли, а я министр финансов. Четыре губернии, не спросясь, аннексировали. Ну, это уж что ж... А так - хорошо! Я с белым флагом ездил, перемирие устраивал между большевиками и войсками Керенского...
Словом - веселое, невинное, гадящее дитя, только ничуть не «потерянное», а всегда в мягкой люльке.
Какие-то слухи о бегстве Николая... Явно нелепые.
Остального не стоит записывать.

Никита Окунев, 49 лет, служащий пароходства "Самолёт", Москва:
Родичев, должно быть, не арестован еще, но он, как и другие видные кадеты, приговорен к этому и, по-видимому, скрывается. Арестован Н. Н. Кутлер - это подтверждено.
Писал ли я, что Иерусалим наконец занят англичанами?.. А «мы» взяли Калугу, Белгород, Ростов и Нахичевань (по сообщению большевиков).
Павшую на Лубянке лошадку, наконец, убрали, но вчера я видел в разных местах еще три лошадиных трупа. Около них стаи собак. Все пошло попросту. Социализируемся вовсю!
Во всех газетах сегодня сообщается слух о побеге из Тобольска Николая Второго. Еще раньше писали о том, что его дочка Татьяна, переодевшись в мужской костюм, бежала в Англию.
Застрелился генерал Скалой, участвовавший от русского генерального штаба в переговорах о перемирии с немцами. Трагическую его кончину приписывают несогласию его с демократическими делегатами, не останавливающимися на подписании сепаратного перемирия. В частности, таковое уже заключено нашим Румынским фронтом, в окончательной форме.
По Москве свободно разгуливают австрийцы-пленные. Кажется, заражаются от наших чудо-дезертиров и катаются себе на трамваях да околачиваются около рынков и калошных магазинов. Тоже в «коммерцию» вступают. «Торговые гости», выходит!
Мне хотелось встать «вверх ногами». Нет, должно быть, идет к тому, что всех нас, россиян, перекувырнут вверх тормашками, независимо от того, какое мы сами, «свободные» граждане, желали бы иметь положение…

Юрий Готье, историк, академик, 44 года, Москва:
Вчера опять слух об отобрании денег и декрет о том, чтобы плату за квартиру не вносить домовладельцам; сегодня известия о будто бы совершившемся побеге Николая II из Тобольска - этот слух, по-моему, нуждается в подтверждении; я ему не верю и остерегаюсь делать какие-либо выводы. Сегодня весь вечер я читал записки Е. А. Боголеповой о ее муже, изданные в нескольких экземплярах. Есть односторонность, но и много интересного, например, в отзывах о Николае II, Победоносцеве и Витте. Очень интересны мнения Н. П. Боголепова о русских: за границей, в семидесятых годах «он находил время присматриваться к нравам, обычаям и общественным порядкам немцев, причем сравнение последних с русской жизнью и русскими порядками вызывало в нем глубокую скорбь. В особенности огорчало его в русских отсутствие воли и характера». «Поведение Доробца, неблагонадежность должностных лиц, неблаговидные поступки некоторых университетских деятелей все более и более убеждали Н. П., что большинство русских людей, даже образованных, страдает отсутствием воспитания».

Как это все приложимо к теперешнему моменту. Как эти мнения оправдались жизнью!
Еще одна выписка: «часто русские, при известной распущенности и отвращении к порядку, называют формалистом человека, требующего точности и порядка».

20 век, Зинаида Гиппиус, Юрий Готье, 2, 2 декабря, 1917, декабрь, дневники, Никита Окунев

Previous post Next post
Up