31 июля 1937-го года

Jul 31, 2022 17:17

в дневниках


Александр Гладков, драматург, 25 лет, Москва:
31 июля.
После большого перерыва виделся с Х. Встретились случайно. Он был уязвлен тем, что ничего не слышал о Лёве. Ведь он претендует на то, что знает всё. Бродили по бульварам.
Многое из того, что он рассказывает, совпадает с тем, что говорил Игорь. Волна репрессий не сходит на нет. Круг арестованных становится все шире. Это уже не только начальство, партийная элита, но и средние звенья хозяйственников, студенты, обыкновенные врачи и инженеры. Х. говорит о том, что сейчас автоматически срабатывает карательная машина, если ее питает сырье самых неправдоподобных доносов. Посадить можно всякого, если на него завелась в органах бумажка и пошла ходить по столам. Никто не возьмет на себя ее остановить. Аппарат НКВД, по его словам, это взбунтовавшийся робот. Но это касается общей массы репрессируемых, а на главных есть план, умысел и расчет <...>

Михаил Пришвин, 64 года, Загорск:
31 июля.
Собираемся на охоту в Калининскую область.
В «Правде» просят граждан спасать себя откровенным рассказом в НКВД о соседях, друзьях, родственниках, ведущих несоветские разговоры. Вот теперь каждый ушки навострил, один слушает, думая, нельзя ли поживиться себе, другой поставил ушки на макушку, чтобы черт за язык не потянул и чтобы, Боже упаси, не сорвалось с языка что-нибудь лишнее. И все это называется «бдительность».
...

Дневники дрейфующей станции "Северный Полюс-1"
Эрнст Кренкель, 33 года, радист:
31 июля.
Сегодня опять разговаривал с гавайцем, мистером Тролезом из Гонолулу. Уже и к нему дошли наши корреспонденции о недостатке снега и таянии льда. В американском преломлении это значит, что «мы находимся в опасности». Пришлось успокаивать собеседника, заверив его, что на наш век льда хватит. Действительно; для полярников лед уподобляется хлебу насущному. Если кончится лед, придется переквалифицироваться на управдома.
Связался с новым австралийцем: «vk2dg». Горой Абермайн. На нашем паршивеньком глобусе такого города вообще нет.
Поставил, вернее сменил, одну лампу в приемнике. Он стал теперь работать лучше.
В августе организуется всесоюзное соревнование советских радиолюбителей по установлению связи с полюсом.

Александр Гладков, 31, 20 век, Михаил Пришвин, июль, 1937, Эрнст Кренкель, 31 июля, дневники

Previous post Next post
Up