в дневниках
Василий Кравков (1859 - 1920), 58 лет, военврач действующей армии, уходящий в отставку (Житомир, Киев):
31 июля. Оживаю душой в этом тихом благодатном городе; сижу в своем уютном номере и благодушествую - никто ко мне не постучит в дверь и никто не побеспокоит меня срочным исполнением всяких поганых бумаг и не позовет к телефону.
Происшедший у меня конфликт с исполнительным комитетом завершился пока в значительн[ой] степени устыжением нек[ото]рых его коноводов в содеянной относительно меня несправедливости. Беседа моя сегодня с Цветаевым имела весьма примирительный характер, простились даже расцеловавшись, хотя в конце концов вышло «сначала скончались - потом повенчались».
Ну, на это все наплевать! Я так рад, что окончательно уезжаю с этого кровавого поля битв славной «революционной» всероссийской армии, оскверненного небывалой еще в истории человечества какой-то отвратительной мешаниной людского идиотизма с классическо-русским срамом, позором и бесчестием. Еду теперь уже на третью кампанию - на гражданскую войну, ч[то]б[ы] умирать вместе с своей семьей.
Были раньше царские холуи, теперь - не оберешься холуев презренной черни, явочным порядком захватывающих себе вкусные жареные кусочки и теплые местечки... Одно утешение, что все эти проходимцы будут иметь продолжительность жизни мыльных пузырей.
По счастливо сложившимся обстоятельствам имел возможность из Житомира проехать не по железной дороге, а прямо в автомобиле на Киев - 130 верст по шоссе. Выехал в 8 часов вечера и в Киеве в «эвакопункте» был уже около 12 ночи. Улегся на сенник в палату № 21 вкупе с эвакуированными офицерами.
Александр Бенуа, художник, 47 лет, публицист (на даче в Нижегородской губ.):
31 июля.Понедельник. Будничные мелочи опускаю... Будущий историк в своих поисках причин войны и ее затяжки, несомненно, будет особенно ценить всякие документы, которые ему могли бы выяснить психологию масс, которые помогли бы диагностировать болезнь и объяснить, как это в христианской Европе, «не отменившей христианство», и в России, с такой торжественностью и горем всего несколько лет назад устроившей «национальное» погребение великого писателя своей земли, как это в них могли длительно и упорно жить чувства и убеждения диаметрально противоположные Евангелию и автору «Патриотизма и христианства». Вниманию этих будущих коллекционеров характерного материала я и предлагаю брошюру «Л.Н.Толстой, Николай Палкин и Солдатская памятка». Послесловие в ней - весьма любопытный документ того, как для политических целей фальсифицируются идеи величайших учителей человечества, и уверяется, что если бы Толстой дожил до наших дней, то он бы отказался от «многих своих слов». Вполне понятно, что Ана-толь Франс, выпустивший в 14-м году свое «Восстание ангелов», полное злой насмешки над «готовящейся к войне Францией», после объявления войны превратился в подобие нашего Леонида Андреева и стал призывать презираемых им же сограждан к оружию. Это в порядке вещей. У Франса не было и нет веры, нет и намека на религиозную стихию. Франс остроумнейший, но и поверхностный циник, в котором трагедия войны пробудила что-то похожее на совесть и который по неопытности в этих вопросах и с перепугу просто залепетал какие-то патриотические трафареты. Но Толстой, у которого далеко позади в жизни был Севастополь и «Война и мир», еще в 1894 г. пророчил, что неминуемо должно произойти - как следствие полного забвения христианского закона, как следствие подделки под его закон в виде «святых договоров» - кровавое побоище, и он ни на йоту не колебался в своих убеждениях и выводах, а, напротив, все творящееся сейчас он счел бы за подтверждение его давно мучившего скорбного предвидения.
Михаил Пришвин, 44 года, хутор Хрущево под Ельцом:
31 июля.
Работа и забота. Не работы боюсь, а заботы. Хозяйство и быт: рассуждение по поводу дырявой самоварной трубы. Какая она старая, вся в звездочках, и пламя пышет из нее, как у Змея Горыныча, и как хорошо ставить самовар с такой трубой, как хорошо трещат заготовленные с весны и высушенные в печке лучинки. Теперь труба эта развалилась, и некому сделать трубу, кровельщик где-то в бегах, нырнул и скрывается от войны, кусочка железа нет у кузнеца, а в город, когда выберешься, да и в городе тоже надо заходить, и проделаешь ее так два месяца. Сегодня из старой заслонки кое-как и кое-как ставили. И так все стало кое-как, хозяйство лишилось условий своего существования, то есть быта. Кто выхватил из разграбленного имения плуг и пашет [этим] плугом, кто ковыряет сохой, а кто каждый день ходит к кузнецу наварить сошник, и кузнец отказывает ему за недостатком железа. Кто работает жаткой, а кто бьется-бьется и не может за 25 рублей купить себе косу. Не работа страшна человеку, а забота. Заела забота и не знаешь, что к чему выведет. Одни говорят, что хлеб все равно отберут, хлеб не свой, а государственный. Другие говорят, что хлеб не дадим, пусть сначала устроят дешевые сапоги, штаны, тогда и хлеб отдадут.
Не работа страшна, а забота. Работать самую тяжелую работу - косить рожь, например, весело, но если вы взяли крюк, наладили косу, идете косить, а хозяйка говорит, что веревку украли и привязать теленка не на что... Веревку же эту нипочем не достать здесь... Косу отбивать - бабку украли. Воровство так развилось, что не в сарай ставим орудия, не в конюшню хомуты, а все это складываем на террасе и ставим возле террасы и тут же привязываем злую собаку. Эта забота лишает хозяйство быта и вкуса, с пустой заботой работа не достижение, а какая-то ухватка - схватил, ухватил. Бога не помянул и хомут из-под руки украли. И сам какой-то ходишь, будто воруешь.
Феликс Ростковский, генерал от инфантерии в отставке, 76 лет (на даче в Могилёвской губ.):
31 июля. Понедельник. Сегодня был у меня от Раснянского земельного Комитета Я. Скачков с вопросными пунтами, на которые требовалось дать ответы. Этот опросный лист с ответами моими (в копии при сем прилагаются). Эти вопросы, касающиеся землевладения и землеустройства при предположенном переделе или отобрании земли, указывают на возможность отобрания даже усадеб, садов и т.н., а также на возможность лишения права трудового населения иметь усадьбу для собственного пользования (см. пп. 4, 8 и 12). Как будут разрешаться эти вопросы, не знаю, но конечно большинство голосов, состоящее из голосов крестьян, будет за отобрание всего от сколько-нибудь зажиточных лиц. Справедливо ли однако это? Несомненно, что крестьянин своего не уступит. Несомненно также, что нынешний передел не лишит права покупки, кто захочет, свободного или продающегося куска, а это повлечет то, что через будущие каких-нибудь 40-50 лет будет новый тип помещиков, т.е. кулаков-скупщиков, а затем повторится то же, что и теперь, земля все-таки не будет распределена по едокам в деревне, даже и по дворам, а будут имения и безземельные и крестьянские участки. Все это, по всей вероятности, вызовет в настоящее даже время прежде всего массу недоразумений, массу непредвиденных вопросов; будут, по всей вероятности, сильные.во многих местах нежелательные эксцессы, споры и, возможно, что дело дойдет до кровавых ссор, а может быть и отдельных бунтов.
Дополнительные вопросы к карточке по сельскохозяйственной и земельной переписи 1917 года
Могилевская губерния, Сенненский уезд
Волость Раснянская
Селение Бобоедово (фольварк)
Имена, отчества и фамилии домохозяев, дающих ответы Феликс Яковлевич Ростковский
Ответы на эти вопросы изложены мною под каждым пунктом. Подлинный лист с ответами получил Я. Скачков. Ф. Ростковский.
31 Июля 1917. Бобоедово.
1. Должны ли все земли сельскохозяйственного пользования, а именно пахотные, сенокосные и выгонные, кому бы оне ни принадлежали, Крестьянскому и другим Банкам, городам, духовным ведомст вам и т.п. учреждениям быть отобранными (перейти) в общенародный государственный земельный фонд для раздачи трудящемуся населению.
Земли могут быть отобраны в общенародный земельный фонд при условии соответственного вознаграждения.
2. Должны ли перейти в этот фонд также и все земли сельско хозяйственного пользования, принадлежащие частным землевладельцам и крестьянам (как надельные, так и купленные).
Нет, не должны.
3. Должны ли все леса, воды и недра земли быть обращены в государственную собственность.
Нет, не должны.
4. Должны ли быть переданы в государственный земельный фонд все усадьбы и приусадебные земли (огороды, сады, хмельники, пчельники и пр.), имеющие промышленное значение, или такие земли отчуждению не подлежат.
Нет, не должны и отчуждению не подлежат.
5. Должны ли эти земли быть отобранными с вознаграждением прежних собственников или без вознаграждения (с выкупом или без выкупа).
Во всяком случае с вознаграждением по справедливой оценке. Упомянутые в 3 и 4 пунктах отобранию не подлежат.
6. Должны ли земли государственного земельного фонда раздаваться трудящемуся населению в полную собственность, или только во временное пользование (пока земля обрабатывается своим трудом) без права передавать их другим лицам, продавать, сдавать в аренду, завещать по наследству и т. д.
В полную собственность.
7. Подлежат ли наделению землей также и жители городов и местечек при желании их взяться за обработку этих земель своим трудом.
Могут быть наделены на правах покупки.
8. Должны ли земли, полученные из общенародного земельного фонда, обрабатываться только своим трудом (трудом своей семьи) или можно пользоваться при обработке их и наемными рабочими или артелями на товарищеских началах.
Могут быть обрабатываемы и наемным трудом.
9. В каких случаях при обработке только своим трудом считается возможным пользоваться наемным трудом при обработке земель, полученных из общенародного фонда.
Во всех случаях можно пользоваться наемным трудом.
10. Какой вид землепользования после наделения землей должен быть установлен в данной местности:
а) общинный ли с постоянными в определенные сроки переделами земли по едокам или работникам,
б) подворный ли раз навсегда без постоянных в определенные сроки переделов земли по едокам или работникам и какой именно: подворный ли чресполосный, хуторской ли или отрубной.
Подворный или хуторской, но не чересполосный.
11. Кем устанавливаются формы землепользования: центральными государственными учреждениями или местными органами самоуправления и какими именно.
Областными центральными.
12. Могут ли лица трудового населения, не занимающиеся сельским хозяйством, иметь свою усадьбу в сельских местностях для личного пользования.
Могут.
13. В чье распоряжение и пользование должны поступать высококультурные хозяйства - центральных ли государственных учреждений и местных органов самоуправления и каких именно, или отдельных лиц.
В распоряжение их владельцев.
Подпись лица, производящего опрос за члена земельного Комитета Я. Скачков.