04.09.2016, Дмитрий Быков, Новая газета
Так же и Бог смотрит на мою пустую клетку
И думает, для чего наделил человека свободой воли.
Ирина Лукьянова, «Наш Нэш»
Некоторые дети, коллеги и сетевые тролли,
Наполняющие ячейки всемирного невода,
Интересуются, зачем человеку свобода воли.
По-моему, в первые дни сентября это стало
понятней некуда.
Думаю, род людской во всем подчинивши,
Господь попал бы в собственный же капкан.
«Бог умер», - написал бы Ницше.
«Не умер!» - возмутился бы Ватикан.
Мир, опутанный проводами и телеграфными лентами,
Взорвался бы комментариями, язвя, скорбя, грозя:
- Бог жив, но он работает с документами.
- Бог жив, но видеть его нельзя.
Хитрость явилась бы миру во всем сиянии,
Тупости тоже было бы много:
- Бог жив, но он в критическом состоянии.
- Мы молимся Богу о выздоровлении Бога.
Кто-то плясал бы от счастья: браво-брависсимо!
В кои-то веки диктатор не при делах.
Другой бы цедил: «Он мертв, но сказать - немыслимо.
Его место тут же займет Аллах».
Некоторые, сарказма не оценивши,
Потребовали бы скорей
Проверить, кто такой этот Ницше:
Может быть, еврей?
Прогнать поганым железом, имя забыть,
прошерстить учебники,
Яйца отрезать и запихать меж губ!
(Ницше давно скончался бы в психлечебнице;
Возможно, они кастрировали бы труп.)
В преемники лез бы каждый десятый:
Рим, Пекин, Берлин, Москва.
Папа - немощный, сын - распятый…
Гуляй, братва!
Варианты: «Он мертв, и все ему фиолетово».
«Наша фирма прямой визит к нему предлагает».
«Будь он вправду жив,
ни за что не стерпел бы этого».
«Нет, он жив и лично мне помогает».
В мире кровавом, разорванном, в блин раскатанном,
В мире, что сдался на милость мерзейших морд,
Он провел бы весь век азиатским таким диктатором
В унизительном состоянии «ни жив ни мертв».
Вот почему нужна свобода воли.
Вот потому.
И если я от нее терплю и помру тем боле,
То я пойму.
Поэтому я и пишу таким разностопным,
Свободным таким стихом,
В состояньи таком бесплотном, почти кислотном,
Как бы бухом.