Ну, за прекрасное!

Oct 26, 2016 17:35

Мои дорогие


artsamokhod
elina2106
kirpits
vaskodagala
oskar61
krambambyly
ledi_lisichka
perechnica
messie_anatol
tambovwolf
mayak2315
nutsh
Nelly
и все мои дорогие неназванные!

Спасибо каждому из вас за поздравление к моему дню рождения. Целый месяц я вам не отвечал, мучаясь угрызениями совести, что нельзя ж так по-свински. Люди тебя, аблакат, поздравляют, а ты им в ответ молчишь непонятное. Отговариваться коротким спасибом мне перед вами не хотелось. Несколько раз садился к компу, чтобы запостить что-то нетривиальное, но эта железка на мои запросы включить «фотобуцкет» для размещения фотографий, сворачивала в дебри своего электронного болота, чего-то от меня требуя. Сегодня «оно», слава богу, заработало, поэтому вот вам - с благодарностью - моё последнее из Риги и ея окрестностей:

1.


Мой день рождения задался. Тут я - в обнимку с внуком Каримом (5) - и мои родители. Маме в этом году исполняется 95 лет, а папе - 93. Оба фронтовики. Папе летом 1941 года вообще было 17 лет, когда его призвали в армию и он, выпускник Великолукского паровозного техникума, стал помощником машиниста на бронепоезде. А мама была медсестрой эвакогоспиталя.
2.


После застолья мы из Риги понеслись смотреть морской закат в Юрмалу. Вот таким он был 25 сентября 2016 года. И это никакой не фотошоп. Народ, как подорванный фотографировал сию красоту.

3. Прошёл месяц, наступило 25 октября.


Осень в Риге мягче, чем в Спб. Там уже снег, в авто-сервисах - очереди на срочную смену резины, а у нас - тишина. Лишь по предварительному оповещению воют сирены тревоги гражданской обороны. Кто-то убеждён, что снова пора воевать и побеждать. Наслушавшись такого по радио, я беру свой выдвижной на три метра штатив и иду в Петровский парк, усыпанный свежеопавшими листьями. Эти «фотоэтюды» хорошо успокаивают. Вот, кстати - девица (дама с собачкой) очень своевременно вошла в кадр и прямо-таки его облевитанила.
Для нерижан: слева в круглой изгороди - окаменелый комель липы, некогда посаженный здесь Петром Первым. Он тут бывал нередко - видать климат родного Спб его тоже доставал. А белесое здание прямо за этим камнем - бывшее при Первой республике посольство США, которое в конце 30-х посещал 16-летний паренёк Джон F. Кеннеди.
4.


Это опять Карим. Мы с ним направились в турне по Рижским паркам. Но это я думал, что - по паркам. Карим минут через 10 стал жаловаться, что у него «мёрзнут щёки» и что надо срочно пройти в магазин РИМИ и посмотреть - сколько стоит лего «пожарный джип».
- Мы только посмотрим, - успокаивал меня расчётливый паренёк, приняв во внимание отговорки из области «не сейчас» и «к новому году». Зная, что перед Новым годом должно быть ещё и Рождество (24 декабря), он при каждом таком разговоре просит уточнить - сколько дней осталось до этого славного события.
Кстати, неосведомлённым сообщаю, что кроме пожарного джипа в мире существует ещё «полицейская станция» и масса другого, по 30-50 евро каждое, которое нужно обязательно купить и собрать. Да хранят мой бюджет все святые!
- Что это у тебя, Карим?
- Листик, красивый, возьмём его домой? Положи себе в сумку.
Приплыли, короче.
5.


- Это кто?
- Пушкин, великий русский поэт. Я тебе читал его стихи.
- Он умер? - Карим уже разобрался, что если памятник - значит, умер.
- Его застрелили.
Вот и сорвалось ключевое слово. Наигравшись со мной дома в полицейского и жулика, Карим теперь засыпал меня вопросами кто и почему застрелил этого самого Пушкина. Пришлось сливать Дантеса, обеих сестричек, на которых были женаты стороны конфликта, понятие дуэли и её правила.
- Из-за женщины? - продолжал разбираться Карим. - Из-за женщины - дуэль?
- Не всегда, - я стал цитировать по памяти, что согласно дуэльному кодексу дуэль из-за женщины возможна лишь в случае, если поведение женщины было безупречным.
Это было неосторожно: я попал под обвал вопросов: что такое «безупречное поведение женщины».
Блин! У кого там только что щёки мёрзли?
- Э-э-э… хватит о женщинах, пошли в РИМИ.
- Ура! В РИМИ! - Женщины (и замороженные щёки) были мгновенно забыты. Меня развернули и погнали вприпрыжку в нужную сторону.
Ну, Александр Сергеевич, я Вам это ещё попомню!
6.


Но и дальше легче не стало. Следующее, что «нас» крайне заинтересовало - статуй обезьяны в скафандре космонавта. Причём стоит это чудо лицом к Украинскому посольству. Белое здание в глубине кадра - оно, родимое, и есть. Причём, сто шагов вправо - и будет Российское посольство (оно, кстати, просматривается в кадре). 20 шагов влево - будет посольство Финляндии. Так нет же - особая честь оказана Украине. Рига этой осенью, как никогда, полна чудесов.
7.


Анфас, так сказать… Детишки - для масштабу, солнышко - для веселья.
8.


Уйдя налево, мы прошли мимо памятника Т.Г.Шевченко. Ну тут, слава богу, всё без вопросов. Мальчик в кадре - не Карим, просто маленький латышонок, заинтересовавшийся, что это за дядя. А Карим, конечно же, имея под рукой, ходячий викиликс, потребовал отчёта:
- Тоже поэт?
- Тоже поэт.
- Как Пушкин?
- Ну… типа.
- Его тоже застрелили на дуэли?
- Нет, но лиха хватил немало.
- А ты мне его читал?
- Нет, но как-нибудь прочитаю.
- Нет, прочитай сейчас.
Ну, конечно, будет он дело в долгий ящик откладывать! Хорошо, что во время моей военной молодости мой товарищ Володя Тосич с Украины читал мне на родном языке кое-что из Тараса Григорьевича. Вот, пришёл момент вспомнить - ровно через 40 лет. И Карим, тараща на меня свои карие глазёнки, с изумлением услышал нижеследующее:
Кохайтеся, чорнобривы, та не з москалями,
Бо москали - чужи люди, роблять лихо с вами,
Москаль любит жартуючи, журтуючи кине,
Пиде в свою Моковшчину, а дивчина гине.
Не слухала Катерина ни батька, ни неньки,
Полюбила москалика, як знало сердэнько,
Полюбила молодого, в садочок ходила,
Поки соби свою долю не занапостыла…

Карим впервые услышал незнакомые звуки в моей речи: «шч» вместо «щ» и переделанное в словацкое «h» русское «г».
- Почему ты так говоришь?
- Ну… это другой язык.
- Другой? Какой?
Начались расспросы про Украину, украинский язык, и уж, конечно же, про впервые услышанное «з москалями». А спрашивать ребёнок может с утра до вечера.
Я давно привык, что каждую минуту надо быть готовым к академической лекции. Да вот, надысь, нагулявшись в Старой Риге, сели мы с ним в трамвай - ехать до дому. Парень без остановки спрашивал «а почему», «а для чего». Наконец звонким голоском выдал на весь вагон:
- А кто такие латыши?
Головы всех сидящих в трамвае к нам… не повернулись, нет. Рижане - народ деликатный. Но уж уши - повернулись точно. Как у на-ви в «Аватаре». Я набрал в грудь воздуха и… начал с 1157 года, когда в устье Даугавы, где жили ливы (южно-эстонское племя) вошли немецкие когги. Когда закончил про епископа Бертольда, которого эст (лив) Имаута (Иманта) пронзил копиём аккурат там, где сейчас стоит в Риге памятник Райнису, транвай, слава богу, остановился на нашей конечной.

Короче - любознательный малыш. Скучно мне с ним не бывает. Тут на днях в Латвию приезжал президент Татарстана г-н Миниханов. Карим, приведённый родственниками на встречу, исполнил на татарском языке первый куплет гимна Татарстана «Родной язык». Эффект был потрясающий, подпевала вся татарская диаспора. А вообще-то родным языком Карима является латышский: папа у него самый натуральный латышский латыш. Но вот у папы вопрос «кто такие латыши» Карим не выясняет. Интересно - почему?

9. А вообще-то скоро нам - по музеям. В первый класс в Латвии малыши пойдут - по новому закону об образовании - в 6 лет. К этому времени (остался год) парень уже должен ориентироваться в том, где тут север, а где юг.


Это - крыша нашего отреставрированного Музея изящных искусств. Мастерскую публикацию о нём уже давал наш непревзойдённый фотограф рижского быта oskar61. Если полюбопытствуете - не пожалеете. По его почину и я ринулся в мае месяце в оный музей - и также оказался на крыше, откудова на Ригу открывается невообразимо роскошная панорама.
Короче, на минутку у нас с вами - май. Это прекрасно!

10. Да вот и часть самой панорамы!


Тут даже Министерство Нашей Обороны - серое здание крайнее слева. Раньше там было командование КПрибВО.
Осенью снимки, сделанные весной, смотрятся особенно приятно, как утверждение того, что эта хмарь сегодняшняя - не вечна. А попробуйте - откройте весной в альбоме что-то осеннее. Не знаю, как вас, а меня тут же замутит.

11. Ну как тут самому не сфротофириться? Никак!



12. Однако, как ни хороши себяшки, но не только новой крышей славен наш музей. Айда вниз!


Вот вам от нашего искусства квинт с эссенцией. Дизер швайн ист одно из самых знаменитых изображений свиней им дер Вельт. Автор, кажется, Залькалнс. А вот на заднем плане - картины художника Падегса. По-русски это «погорелец», псевдоним. Двадцатые годы. Тогда все псевдонимы были с налетом убогости - «горький», «бедный», «чёрный»… времена были такие. Радостные, жизнеутверждающие псевдонимы появились ближе к 1937-му. Потому что жить стало лучше, жить стало веселее! Подойдём поближе.
13.


Слева - картина Падегса «Мадонна с пулемётом». Справа «Мадонна улицы Марияс». Обе написаны в 1932-м. Насмотрелся, видать, парень, на своём коротком веку (1911-1940). Кстати, щас я вам, которые нерижане, его покажу.
14. Памятник художнику.


Падегса поставили аккурат напротив здания Рижского латышского общества, где в годы Первой республики тогдашняя молодая богема организовала свой клуб при одном из кабаков. И называли его «мамулей» - с ударением на первый слог. Памятнику свезло - стоит там, где сиживал и сам художник.
15.


А это полотно - «Кухонный стол» художника Иманта Вецозолса. Помните эста Имауту, который брата Бертольда в 1198-м у нас на Эспланаде пришил? В честь этого Имауты в латышском языке и появилось имя «Имант».
16. Вот, кстати, и сам былинный Имаут-Имаута с Бертольдом на первом плане.


Под рисунком - видите - подпись очевидца - Людвиг фон Майдель. Значит, всё сходится. Только памятника Райнису не хватает, чтобы была привязка к местности. Но это уже автор рисунка недоглядел.
Да, так я не закончил про художника Иманта Вецозолса (род.1933), который живописал кухонный стол. Стол писан в 1978 году. А фамилия Vecozols переводится как Старый Дуб. Твёрдый, видать, по характеру, этот человек. Стол не зря увековечен музеем.

17. Насмотревшись модерна и пост-модернизма, я ринулся в мой любимый XIX век


Вот тут - всё в порядке, тут глаз отдыхает, и душа ненужно не напрягается. Моя любимая картина: Янис Розенталс (1866-1916) «Из церкви». Кстати, в этот день вход в музей (и лазанье по крыше) было бесплатным. Так что этой девушке слева - в прорвавшихся от ветхости штанах - невероятно повезло. В другой день при таком очевидном материальном недостатке, ей это было бы просто не по карману. Как всё-таки трудно сегодня живётся молодёжи!
18.


Постоим - просто поглядим. Вот тут даже Никита Сергеевич бы не спросил: «Ну, и что это значит?!» И бульдозеры бы остались на месте.

19. А вот из зала наисовременнейшего искусства:


И чтобы это значило? Смотрим табличку
20.


О как! Ну - тут ни убавить, ни прибавить.
Кстати, та картина «Из церкви» - это дипломная работа Яниса Розенталса по окончании им Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1896 году. Писал он её под руководством В.Е.Маковского. А поступить в Академию Розенталсу помог художник Ге. Вот такие у нас на дворе стоят «декадансы».
Можете представить, сколько вопросов будет у Карима, когда я приведу его в музей.
А для чего ещё нужен дед? А вот для этого самого: «А почему…»

Доню моя, не в тому ричь,
Где ты гуляла цилу ничь -
Чому росплетена коса,
А на очах блестит сльёза?
Эту песню мне в далёком 1983 году пели девушки во Львове.
В прокуратуре. В служебное время они мне помогали по работе, а по выходным мы посиживали там-сям «Биля вежи». Кариму точно будет что послушать.

Всем привет и пожелания всего самого наилучшего.
Previous post Next post
Up