Полеты наяву

Oct 14, 2012 00:18

Я тут возмущался в своей предыдущей записи, что железная дорога собирается дорожать на фоне убыточности пассажирских перевозок и уменьшения количества пассажирских же рейсов.

И прозвучал любопытный комментарий: "Самый дешевый транспорт в пересчете на пассажиро-километр - авиация". Этот комментарий меня раздраконил, и я даже собирался довольно резко ответить, мол, не говорите ерунды. Однако чтобы так отвечать, надо иметь факты, подтверждающие правоту. Кстати говоря, этот комментарий по большей части меня разозлил как раз тем, что в нем имеется голословное утверждение. Которое для меня в довесок на первый взгляд звучит абсурдно. Ну как так - самое дешевое, оно же самое быстрое и комфортное. Не сходится.

Словом, полез я ковырять факты. Начал я со стоимости самих вагонов. И выяснил, что никто об этом не говорит. Единственное, что я смог накопать за час интернет-поиска, это то, что "до конца 2007 года на магистраль поступят 229 пассажирских вагонов общей стоимостью 3,2 млрд. рублей", т.е. в конце 2007 года один пассажирский вагон стоил без малого 14 млн. рублей. Одна частная компания вообще утверждает, что "Простая арифметика показывает, что, исходя из примерной стоимости одного пассажирского вагона в 30 млн рублей, минимальной длины состава в 14 вагонов, лизинга под 15-18% годовых на 5 лет, один собственный поезд обойдется как минимум в 800 млн рублей."

Ладно. Хорошо. Поезд оказывается дорогим. Дороже почему-то, чем Кайен или даже сто Кайенов (если они не в максимальной комплектации).

А что у нас с самолетами? Airbus 320, достаточно распространенный такой самолет, который способен вмещать 140 пассажиров, стоит 90-100 миллионов. Долларов. Ценники на Boeing примерно такие же. Итак, допустим, один пассажирский поезд стоит 600 миллионов рублей, что соответствует 20 миллионам долларов. Стомиллионный самолет таким образом стоит пяти поездов. Удивил один интереснейший момент: в час такой самолет тратит порядка 2500 - 3000 литров. Если учесть, что за это время самолет пролетает, скажем, километров 800, то на один километр такой самолет сжигает "всего" 3,5-4 л керосина. На одного пассажира 25-30 мл. Фигня, по сути. Даже наш маленький экономичный автомобиль тратит на пассажира больше бензина. Если пассажир один, он же водитель.

Один пассажирский поезд стоит, допустим, 20 миллионов, имеет 15 вагонов и способен вмещать 15*54=810 пассажиров, и в сутки, в лучшем случае, такой поезд проходит 1000 километров.

Один пассажирский самолет стоит пять поездов, вмещает почти в шесть раз меньше человек и в сутки такой самолет налетывает... узнать не удалось. Но можно предположить, что часов 10 в сутки летает один самолет, вот одна из типичных ссылок http://sdelanounas.ru/blogs/16028/ из которой можно неким образом догадаться об этом. Т.е. в шесть раз меньше самолет вмещает, но в восемь раз больше расстояния в сутки проходит.

Больше всего меня, конечно, удивил расход топлива самолетный. При скорости в 800-1000 км/ч на одного пассажира расходуется реально почти ничего. А потом следует понимание того, что самолету не нужно дорог. Ни железных. Ни асфальтовых, ни грунтовых... Только взлетные полосы, по совместительству и посадочные. Ощущение такое, основные проблемы пассажирских полетов с моей дилентанской точки зрения составляют всяки регистрации, добирания до аэропортов, унижения, обыски, тупизмы с нарушенным расписанием, добирание из аэропорта, поиск своего багажа и прочая, прочая, прочая.

В этом смысле, конечно, железная дорога уж точно лишена этих недостатков. Но все временно. На Курском, к примеру, вокзале стоит после входной сканирующей рамки огромный рентгеновский гроб. С надписью: "Испытания". Я так понимаю, не далек тот день, когда, наконец, все наши железнодорожные вокзалы оборудуют специальнообученными людьми и аппаратурой, которые максимально будут задерживать пассажиров, всячески вставлять им палки в колеса и максимально отбивать все желание ездить по железной дороге.

Вернемся к началу. Зачем я ковырял все эти цифры, если нет в итоге никакой сколько-нибудь нормально упорядоченной информации. Вроде разжеванных данных о том, сколько стоит поддерживать инфраструктуру железной дороги, или аэропорта, каким образом вообще структурированы отношения между авиакомпаниями и владельцами аэропортов, почему пассажирские перевозки так убыточны РЖД, сколько стоит рельса и сколько солярки трескает типичный тепловоз пассажирского поезда, почему 5% проводниц имеют усы, и отчего в вагоне ресторане играет шансон, а подают суп-солянку из соевой колбасы, какова зарплата у мужика в стеклянной кабине в аэропорту, который сверяет паспортную фотографию и морду лица пассажира, и сколько, наконец, стоит по оптовой цене специальный столбик, которым размечают траекторию очереди в аэропорту?

Полных ответов на все эти вопросы у меня нет. И не будет, потому что надо становиться специалистом в этой области. Зато имеющихся данных уже хватает для понимания, что стоимости перевозки пассажира в вагоне и в самолете сравнимы, и в десятки раз не отличаются. А если и отличаются, то потому, что рельсы дороги, а не потому, что самолет тратит тонны дорогущей солярки на сотню метров своего полета.

Кстати, забегая вперед, по поводу расходов на притеснения пассажиров. Почему вообще свет клином сошелся на безопасности в аэропортах? Ужели взорвать какой-нибудь мост будет менее эффектно? И проще. Хотя, по правде говоря, если грамотно подойти к вопросу, складывается у меня ощущение, что взорвать можно вообще все, что угодно, если грамотно к этому подойти. И никакие миллиарды, потраченные на безопасность, не спасут. Вот ведь странность то, а.
Previous post Next post
Up