Мадрид - Москва автостопом: шесть недель чудес. Неделя третья: Италия (часть 1 - Генуя и Флоренция)

Oct 01, 2014 01:53

Дворцы и пицца в Генуе. - Грусть во Флоренции

В Генуе после пива-по-приезду я стал искать станцию электрички. GPS в телефоне подсказывал, что она где-то рядом и называется Дженова Пра, а сам я нахожусь в местечке под названием Волтри, западном пригороде Генуи, длинной полосой растянувшейся вдоль морского побережья километров эдак на 30. С юга город омывается Лигурийским морем, а на севере взбирается в горы, причем довольно высокие - как раз где-то здесь начинаются Аппенины. На поезде, который ходит вдоль побережья, я должен был добраться до вокзала Дженова Пьяцца Принчипе в центре. Оттуда - ехать 15 минут на автобусе (Джанлука, генуэзский хост, выслал мне подробную инструкцию, как добраться до его дома). Несмотря на наличие карты и GPS, сориентироваться в незнакомом городе, где все говорят на незнакомом языке, получилось не сразу. Вот нашел я, например, станцию, а где купить билет? Касс и автоматов нет, на стенах - лишь валидаторы для уже купленных билетов. Выяснил, что за проездным документом надо идти в табачную лавку через дорогу - вот так традиции! Уже потом мне объяснили, что такое тут в порядке вещей, и на небольших станциях своей кассы, как правило, не бывает. В общем, я приобрел в табачном ларьке билет, дождался электрички и поехал в центр.

В тот понедельник для меня началась третья неделя в дороге. Июнь перевалил за середину. За истекшие с вылета в Мадрид 15 дней я успел измениться - сбросил пару килограммов и загорел, как настоящий средиземноморский тусовщик. Наверное, что-то сдвинулось и в голове. Эти две недели были чертовски долгими. Когда живешь обычной рутинной жизнью в своем городе, редко что кардинально меняется за такой срок. Когда две недели находишься в дороге, меняется все и каждый день. Впервые в жизни я был во всех этих странах и городах, впервые в жизни я останавливался на ночлег у незнакомых иностранцев, впервые в жизни ехал автостопом вдоль Средиземного моря. За спиной были две тысячи километров, шесть городов и пара десятков новых знакомств. Поток впечатлений не иссякал, и жизнь была полна чудес - а ведь впереди был еще почти месяц такой жизни.

Тем временем электричка все везла меня в центр города. В окне справа от меня мелькали морские виды - огромные суда, краны, разноцветные контейнеры и море. Генуя - древний портовый город, известный многовековой историей, своим купечеством и тем, что когда-то она была отдельным государством. В наши дни это просто крупный населенный пункт на севере Италии, столица региона Лигурия. Население - около восьмисот тысяч человек, если считать вместе с пригородами. В восьмом часу вечера я вышел из поезда на одном из двух главных городских вокзалов - Дженова Пьяцца Принчипе. На привокзальной площали нашел нужный мне 38-й автобус, загрузился в салон и вскоре покатил по извилистым генуэзским улочкам - все выше и выше. Спальный район, где жил Джанлука, стоял даже не на холмах, а на горах - вход в одну многоквартирную коробку вполне мог располагаться выше, чем плоская крыша другой. С гор было видно синее море. Моя остановка называлась виа Феррара, и я все смотрел на электронное табло над проходом, чтобы не пропустить. Все-таки пропустил. Улица причудливо изгибалась, но шел я, кажется правильно, - к дому 253 (скорее, кстати, к подъезду 253, потому что нумеруются здесь не дома, а именно подъезды).

- Базилио! Базилио! - сверху, с балконов, кого-то звали. И только когда я задрал голову - посмотреть, кто это так настойчив - только тогда до меня доперло, что звали меня. Никто и никогда не называл меня Базилио, но тут я вспомнил, что сам подписывал эти именем свои «коуч реквесты» пользователям из Италии - чтобы им понятнее было, как меня зовут. На третьем этаже, на одном из балконов стоял итальянец в шортах и майке - в нем я узнал моего сегодняшнего хоста.
- Бон джорно, Джанлука!
- Бон джорно! - заулыбался Джанлука. - Я сейчас спущусь и открою тебе, а то у меня домофон не работает.

Через три минуты мы уже ехали в тесном лифте на третий этаж аккуратной пятиэтажки - с плоской крышей, бежевой штукатуркой и уже привычными мне солнцезащитными ставнями на окнах. Квартира у Джанлуки - он, кстати, попросил называть его просто Джан - была крутая. Три комнаты, гостиная и кухня, большая ванная с модной душевой, стильный новый ремонт и все светлое. Мне была предоставлена аж целая комната с просторным балконом - с него открывался вид на тихую улицу внизу и даже на море. Оказаться в таком уюте после долгого дня в дороге, принять душ и переодеться - настоящий кайф!

- Кстати, у меня сейчас есть еще гости - из Америки, брат и сестра, - сказал Джан, доставая из холодильника на кухне бутылки пива «Анджело Поретти - 3», -Ребята тоже путешествуют по Европе и останавливаются у меня - в соседней комнате. Сейчас они придут, и мы будем ужинать. Ты голодный? Будешь пиво?

Скоро пришли и они - Алекс и Клодия, двое простых американских студентов-путешественников, автостопщиков и альпинистов лет двадцати с небольшим. Мы познакомились и принялись за пасту, которую нам приготовил Джан. Смех, шутки, истории, тосты и демонстрация фоток - вечер проходил так, будто за столом сидело четверо людей, знакомых друг с другом очень давно, никак не полчаса. Джан оказался невероятно радушным хозяином - и я, и американцы были просто поражены его гостеприимством. В каждой из комнат он положил на кровать по чистой постели, а на столике - по небольшой туристической карте Генуи в виде раскладного буклетика. Утром мы поразились еще раз: когда Джан уже ушел, а мы все проснулись, то обнаружили на кухне накрытый стол на три персоны - хлеб, йогурты, джем, чай-кофе. Приборы были аккуратно разложены у тарелок, а чашки стояли на салфетках кверху дном - что в твоем отеле. При этом его гостеприимство не было навязчивым - только очень трогательным и приятным. Как я понял из общения с Джанлукой, он очень увлечен самой идеей каучсерфинга. Начал он лишь 7 или 8 месяцев назад, и за это время принял у себя десятки гостей. Кроме того, много вписывался и сам, путешествуя по Европе. «Коучсерфинг изменил мою жизнь», - говорил он. Почти сорокалетний веселый итальянец, он вырос в Генуе, а родился в Африке, в Гане - там работали его родители. Сам он работает в какой-то государственной службе по делам проблемных подростков - социальный работник, в общем. В будние дни вписывает у себя гостей со всего света, а по выходным ездит к своей девушке в Милан. Очень приятный, душевный и интересный дядька.

Час был поздний - около двенадцати, и Джан стал подниматься из-за стола.
- Извините, ребят, мне пора спать - утром на работу уходить рано. На завтрак берите все, что найдете в холодильнике. Кстати, предлагаю завтра вечером снова собраться на кухне - будем вместе пиццу готовить!
Так и решили. Все разошлись по комнатам, я улегся в кровать и быстро заснул. Закончился первый вечер в Италии.

На Геную у меня был еще один день, вторник. Сформировать план мне опять же помог Джанлука, отметив на карте наиболее интересные места. Первым из них был фуникулер, спускающийся с гор, из района Гранароло, к вокзалу Дженова Пьяцца Принчипе. От дома до конечной станции фуникулера высоко в горах минут за пять довез автобус. Оттуда, сверху, открывался невероятно живописный вид на город, раскинувшийся между зелеными вершинами и хребтами и лазурно-синим Генуэзским заливом, который виднелся вдали. Каждый день, с утра до вечера, по единственной колее рельс, грохоча и позвякивая, ходил вверх и вниз старенький красный вагончик с машинистом. Когда он прибыл на крошечную платформу, я шагнул в пустой салон, дождался отправления, и Генуя поплыла мне навстречу. Дорога пролегала среди бетонных заборчиков старых жилых кварталов. Добравшись до вокзала, я пошел в центр города - в лабиринт из совсем маленьких улиц, иногда даже просто проходов между домами. Кое-где тесные кварталы перемежались площадями - маленькими и побольше, типа центральной - пьяцца Феррари. В середине ее стоял большой фонтан, а вокруг - помпезные здания дворцов, галерей, театров. Старинная итальянская архитектура поражали своими пропорциями, пышностью и богатством декора, однако почти все дома имели особенность, которая отличала их от французских или испанских собратьев - какую-то легкую потрепанность. Здесь немного осыпалась штукатурка, тут на ней темнеют застарелые дождевые потеки, там из щели в гранитной стене растет деревце. На улицах тоже было грязновато. Однако, на мой взгляд, эта особенность скорее придавала городу обаяние, нежели вызывала брезгливость. От всей этой старины в Генуе особая атмосфера.

Еще я побывал в старом генуэзском порту. Большая часть его огромных причалов сейчас приспособлена к туристическим нуждам - здесь находятся галереи, арт-объекты под открытым небом - типа огромного тираннозавра из автомобильных покрышек, дорогие рестораны и прочая развлекуха. Еще в порту стояли на приколе шикарнейшие яхты - раньше я такие видел только в кино, наверное. Светило солнце, вокруг гудел веселый летний движняк. До самого вечера я шлялся по центру города, глазел по сторонам и заливался пивом. Часов в девять зашел в интернет-кафе - проверить, не откликнулся ли на мой запрос на каучсерфинге кто-нибудь из Флоренции. Не откликнулся. Ничего не оставалось, кроме как забронировать хостел - нашел какую-то гостиничку с кроватями по 15 евро за ночь. После чего поехал на автобусе на виа Феррара, к Джанлуке.

Джан с американцами был уже дома. Тем вечером он задумал провести конкурс пиццы. Каждый из нас троих по очереди приглашался на кухню и под руководством нашего итальянца создавал свою пиццу - раскатывал скалкой подготовленное заранее тесто, выкладывал его на противень, заливал томатной пастой и добавлял всякие штуки - бекон, салями, сыр моцарелла, маслины и прочее. Затем противень ставился в духовку, и на кухню вызывался следующий участник. Когда все было готово, мы собрались за столом, открыли вино и приступили к дегустации блюд. Джан раздал нам по листку бумаги и карандашу, чтобы выставить оценку каждой из пицц - от одного до пяти баллов. В конце ужина мы подсчитали баллы, и, кстати, моя пицца была признана лучшей - если честно, мне и самому она больше других понравилась. В общем, вечер прошел весело, и все чувствовали себя как дома.

После недавней истории с итальянской полицией снова идти на трассу не очень-то хотелось. Но раз уж запланировал ехать во Флоренцию автостопом, значит, надо так и делать. Да и ехать было недалеко - всего 235 километров. В среду утром я позавтракал вчерашней пиццей, собрал рюкзак и поехал в центр города, к пьяцца Феррари. Там, в соответствии с инструкцией с «хитчвики», я сел на семнадцатый автобус до района Нерви. Стал у заправки рядом с выездом на шоссе, поднял картонный знак FIRENZE, правую руку и начал стопить. Поначалу дело шло так себе, и первую машину я ждал целый час. Но дальше автостоп сложился удачно: первый водитель, пожилой интеллигентный итальянец с седой бородой, довез меня до первой заправки на самом шоссе, где-то в горах. Там я протусил с полчаса, пытаясь кого-то застопить, а потом набрался наглости и стал приставать к водителям фур, стоявших на парковке: попутчика до Флоренции, мол, не возьмете? В конце концов, меня взяли в дом на колесах - большой фургон, оборудованный всем, что нужно для жизни - койки, столик, шкафы, холодильник и прочее. Много таких фургонов ездит летом по европейским дорогам. Владелец фургона, молодой итальянец-серфер по имени Алессандро дождался, пока заправятся его друзья на джипе, затем пригласил меня в кабину, протянул мне банку пива и мы поехали. Сначала автобан шел по гористому морскому берегу, по высоким эстакадам и сквозь длинные тоннели, а потом мы оставили море справа, и ландшафт стал более пологим. Мы болтали и потягивали пивко - Алессандро тоже приложился несколько раз. Высадили меня на полпути до Флоренции, у автозаправки недалеко от города Каррара, знаменитого своими мраморными залежами и каменоломнями. Там компания сворачивала в сторону, обратно к морю - чтобы участвовать в каких-то серферских соревнованиях. А я за 10 минут остановил крохотный двухместный «Смарт» с пожилым благообразным джентльменом - в светлых брюках, голубой рубашке и стильных очках. Рико - так он представился - ехал до самой Флоренции, к себе домой.

В дороге мы много общались. Я поведал Рико о своем путешествии. А он рассказал мне, что ездил в Каррару по делам. Оказалось, что у него есть семейный бизнес, который передается из поколения в поколения уже 154 (!) года. В Карраре они закупают материал для дорогущих мраморных статуй, которые производят и продают все эти полтора столетия. Клиентов немало, есть и из России - по словам Рико, он не раз был в Москве и на Рублевке, где живут его заказчики. Несмотря на всю свою респектабельность, Рико оказался очень дружелюбным и простым дядькой, совсем не высокомерным и не зашоренным.

- Ты - первый хитчхайкер, которого я встретил на дорогах за много лет. Раньше это было популярно, но сейчас молодежь уже не ездит автостопом.
- А вы сами когда-нибудь путешествовали так?
- Да, - усмехнулся Рико. - Сорок лет назад.

Столица области Тоскана Флоренция встретила пробками. Как объяснил Рико, накануне, 17 июня, здесь началось одно из главных мировых событий в мире мужской моды - какой-то нереально крутой показ. Поэтому город был набит не только машинами, но и стильными полупокерами со всего света. В их внешнем виде варьировались только цвет одежды, рост, комплекция, цвет кожи и разрез глаз. Все остальное было идентичным - вылощенность и холеность, зауженные брюки и одинаковый крой пиджаков, модные проборы на прическах и отпидарашенные бороды, очки в толстых оправах и саквояжи в руках. Не хотел бы, чтобы эти слова звучали совсем уж презрительно, но - что поделать - к модной жизни отношусь с иронией (как минимум).

А город был ничего. Рико довез меня до вокзала Санта Мариа Новелла в центре Флоренции и высадил (а перед этим даже позвонил родственникам и узнал, какой мне нужен автобус, чтобы доехать до места ночлега). Я прошелся с рюкзаком по окрестным кварталам, выпил в сквере пивка и отправился на автобусе в хостел. Располагался он на окраине, зато в центре большого красивого парка, огороженного каменным заборчиком. На воротах было написано Ostello Villa Camerata. За ними начиналась асфальтовая дорожка, которая минут за 7 выводила к зданию. Пели птицы и пахло лесом. Место оказалось своеобразным.

Сам хостел занимал старинную трехэтажную виллу - с колоннами, с просторным холлом, богато украшенным лепниной. Вокруг здания располагался небольшой сад и полноценный кемпинг, в котором можно было снять деревянный домик, разместиться с домом на колесах или поставить палатку. «О! - зажглось в голове, - наконец-то она мне пригодится!». Впрочем, женщина за ресепшеном сказала, что на эту ночь изменить мою бронь в восьмиместной комнате уже не получится - только на завтра. Я сказал «окей» и расплатился за двое суток: первые - в комнате, вторые - в кемпинге. Заселился в номер, сходил умыться в душевую и уже в сумерках двинул изучать окрестности. Из бара на первом этаже доносился гул голосов и звуки телевизора - уже который день во всех барах, пабах и кафе в каждом из городов, где я был, смотрели футбольный чемпионат мира в Бразилии. Я к просмотру матчей был равнодушен, поэтому наблюдал обычно за самими болельщиками.

По аллее, ведущей от гостиницы в город, группками, парами и по одиночке ходили постояльцы Виллы Камерата - в основном, интернациональная молодежь. Я же шел в город искать бар - хотелось погулять и как следует выпить. Это удалось. Свет уличных фонарей оттенялся мраком скверов. Было тихо и безлюдно, и только у кабаков, как обычно, кипела жизнь. В одном из таких мест я заказал пива и пятьдесят текилы. Потом выпивал где-то еще. Через пару часов я вернулся в хостел, упал в кровать и тут же заснул.

Вообще-то мне было хорошо, но именно там, во Флоренции, в душу начала закрадываться тоска - по Оле, по друзьям и родным, по дому и даже по России. Каждый день путешествия я слал на родину эсэмэски. Мне писали, чтобы я не вздумал скучать - оказывается, пока я грелся под средиземноморским солнцем, в Москве стояла дождливая и очень холодная по июньским меркам погода - что-то типа плюс десяти. Так что я и не скучал. Но во Флоренции накрыло. Наверное, сыграли роль усталость и неопределенность - к тому моменту я еще не знал, где буду ночевать в следующем городе, Неаполе. А может быть, это был какой-то переломный период в процессе адаптации к жизни в дороге… Довольно скоро он прошел, и до конца путешествия я был радостным и спокойным, но вот во Флоренции как-то взгрустнулось. Да и город не слишком впечатлил.

Утром я переехал в кемпинг - забрал из комнаты все вещи и поставил на тенистой лужайке свою двухместную палатку. За завтраком поболтал с канадцем и француженками - моими соседями по столу. Засел со смартфоном на диванчике в холле у ресепшена - среди других интернет-задротов, ловивших там вай-фай. Я очень хотел найти ночлег в Неаполе, и поэтому начал очередную массированную спам-рассылку на каучсерфинге. В итоге ответил какой-то, судя по профилю, оголтелый олдовый панк-рокер в татухах: «Скорее всего смогу вписать, но пока не уверен. Определюсь завтра утром. Вот мой номер мобильника…». Еще я решил опробовать сервис под названием «Блаблакар» - еще одно интернет-сообщество, призванное упростить путешественникам жизнь. Суть в следующем: когда какой-либо пользователь сервиса собирается ехать в какой-либо город на своей машине и при этом имеет свободные места, он размещает на сайте объявление. Например, такое: «Еду из Флоренции в Неаполь 20 июня в полдень. Имею 3 свободных места. 25 евро с человека». Таким образом, он находит попутчиков, которые компенсируют его расходы на бензин. Попутчикам тоже выгодно: за дорогу они платят сумму, в разы меньшую стоимости железнодорожного или авиабилета. Автостоп мне к тому моменту поднадоел, поэтому я зарегистрировался на «Блаблакар» и выслал запросы тем нескольким водителям, что ехали на следующий день в Неаполь. А потом пошел гулять по городу.

Флоренция - один из главных центров притяжения туризма в Европе, город с двухтысячелетней историей, давший миру «таких гигантов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте и Галилей» (Википедия). Флоренция - родина искусства эпохи возрождения. Как ни странно, все эти явления не были для меня пустым звуком. Альбомами с рисунками да Винчи я засматривался в детстве, а Данте читал в универе. Но легкий депрессняк и какой-то сумбур на душе не дали прочувствовать здешнюю атмосферу. Я дошагал до центра, выпил на берегу реки Арно бутылку вина, сидя на травке. В пятидесяти метрах слева от меня последние семьсот лет нависал над водой знаменитый мост Понте-Векьо, в три этажа застроенный торговыми лавками. По реке несколько раз проплыла туда и обратно длинная байдарки с детьми и тренером, кричавшим команды на итальянском. Погода была теплой, вино - вкусным, но меланхолия так и не прошла.

Побывал и на главной площади, знаменитой пьяцца делла Синьориа, зажатой между громаднейшими дворцами тяжеловесных форм, со знаменитым микеланджеловским Давидом, закинувшим на плечо пращу. С трудом укладывается в голове тот факт, что это исполинское мраморно-гранитное великолепие создавалось в тринадцатом, в четырнадцатом, в шестнадцатом веке… Но больше ничего интересного мне на пути не попалось. Над Флоренцией снова сгущались вечерние сумерки, а я через половину города шел к себе в кемпинг - пить у палатки вино и думать мысли.

С «Блаблакаром» все вроде бы получилось - нашелся некий дядька, который собирался ехать в Неаполь в пятницу в полдень. Правда, по-английски он не говорил, как и я по-итальянски, поэтому мы обменивались сообщениями, пропущенными через «Гугл-транслейтор». Но понимания, кажется, достигли - и договорились о встрече недалеко от хостела. Утром я сложил палатку, собрал рюкзак, бодренько позавтракал и в 11, за час до назначенной встречи, написал этому персонажу эсэмэску: «Все в силе? В 12 у ворот кемпинга»? В ответ получил: «Извини, не смогу выехать в это время, поеду чуть позже». Я: «Хорошо, а когда именно?». Больше он мне не писал. Это было отстойно.

Ехать на трассу было уже поздновато - особенно для пути в пятьсот без малого километров. И я стал отправлять все новые запросы на сайте. Через пару часов один из моих корреспондентов - по имени Давиде - откликнулся: «Привет, Базилио! Да, я еду в Неаполь в шесть вечера от вокзала Санта-Мариа Новелла. Место есть». Таким образом, вопрос дороги был решен. Вопрос проживания - тоже: тот самый панк по имени Пит написал мне эсэмску, что готов меня принять и ждет у себя. Правда, был один нюанс: примерно в это же время на электронную почту мне пришло автоматическое сообщение с каучсерфинга. «Дорогой Бейзил! Пользователь, у которого вы сегодня гостите, был заблокирован на сайте и удален из сообщества по жалобе другого пользователя, который у него остановился. Будьте осторожны и не останавливайтесь у непроверенных людей. Каучсерфинг всегда заботится о вашей безопасности…». Вот тебе на.

Страница Пита была удалена - несмотря на кучу положительных отзывов, которые я успел заметить в его профиле вчера. Однако был номер мобильника, с которого мне только что пришло приглашение и адрес от этого сомнительного, по мнению каучсерфинга, пользователя. Я немного подумал и решил ехать к нему в любом случае.

До вечера я успел прогуляться по городу, съесть в сквере кебаб и купить в супермаркете большую бутылку дешевого бренди - на всякий случай. Засунул ее в рюкзак и поехал на автобусе к вокзалу, шумному и суетному месту. Встретился с Давиде и двумя другими его попутчиками - парнями лет тридцати, тоже державшими путь на юг. Все они оказались неаполитанцами, которые каждую неделю ездят на север страны работать, а по выходным возвращаются домой. Загрузив багаж в маленький «Фиат», мы тронулись. Ехали несколько часов и прибыли к ночи, после одиннадцати. Давиде высадил нас у центрального вокзала - Наполи Чентрале. Метро в это время было закрыто, и я пошел искать автобусную остановку - чтобы уехать на какую-то непонятную стремную вписку на автобусе.