Sep 13, 2014 13:04
В работе коуча есть очень интересная особенность: работая с людьми, помогая им изучать себя и совершенствовать свои стратегии (модели мышления, поведения, структурирования), узнаёшь готовые и придумываешь новые стратегии, которые потом переносишь в свою жизнь и предлагаешь другим клиентам.
коуч в этом контексте - это такой узел обмена эффективными стратегиями между клиентами, которые могут быть даже не знакомы друг с другом.
от психолога отличается тем, что это не изменение стратегий с злокачественного на доброкачественное, а с доброкачественного, на ещё более эффективное.
***
Как заметила Татьяна Бизина, "мы знакомы не со всеми школами коучинга, нас обучали в определённой парадигме, но есть ещё и другие".
Для нас работает парадигма: избегание прямых советов и фактически запрет на перенос своего опыта в опыт клиента.
Это верно и это действительно важный принцип.
1. Вся ответственность за свою жизнь остаётся в руках клиента. Как я понял из клиентских историй о работе с другими консультантами, коучами и психологами, дача прямых советов и навязывание стратегий - это "эффективный" способ "привязать" к себе клиента. Потому что приняв твою стратегию и начав её внедрять, клиент потом вынужден обращаться вновь и вновь за "советами" как встроить твою (чуждую ему) стратегию в свою мир. Когда же клиента только подводишь к решению и решение остаётся его собственным, у клиента нет проблем с адаптацией этого решения задачи к остальным сферам своей жизни.
На эту тему есть много анекдотов о том, как клиента "доили" годами. Оказывается, эти анекдоты встречаются в реальной жизни. Как-то непорядочно. Думаю, это связано либо с жадностью психолога, либо с неуверенностью в своей эффективности, либо с ленью (решение маркетинговых задач в этой сфере непростое дело).
2. Менторство хорошо, когда клиент находится в предельно близко по уровню образования, материальным и культурным условиям, субъективному опыту к тебе. Тогда наверное да. И только при том, что ментор добился очень высоких результатов именно в решении такой же задачи. Но даже при схожести задачи, ментор и клиент остаются совершенно разными личностями.
Получается, даже тогда "подводить" клиента к собственному решению, контролируя реальность из своего опыта гораздо эффективно для самого клиента, чем прямые советы.
Однако, с более высокофункционирующими клиентами (у которых и так достаточно много собственных эффективных стратегий) хорошо работает вот что.
Советов не давать, а пользоваться передачей стратегий в историях из своей жизни (рассказ о том, как это работает у тебя) и из жизней других клиентов. Клиент, не получая совета, сам проводит работу над сравнением стратегий, примеркой этого на себя, и сам принимает конечное решение об использовании стратегии или её части в своей жизни.
Так честнее и эффективнее.
Я люблю свою работу.
моё,
коучинг