Сравнил то ,что написал этот музыкант и преподаватель, и сопоставил со своим опытом в процессе обучения.
Он выделяет три этапа обучения. Первый - Этап надежд и разочарований.
Почитал и понимаю, что да, многое похоже.
Вот, что было в моём опыте во время первого этапа:
- Постоянное недовольство своим темпом обучения. Кажется что движешься ну очень медленно, нетерпение разрывает на части.
- Постоянные метания в поисках кратчайшего пути. Вы пробуете разные школы, подходы, то хватаетесь за гаммы, то за упражнения, то за одни произведения, то за другие. Возможно меняете педагогов.
- Вы пытаетесь играть быстрее чем можете и чем вообще надо. Либо сознательно - быстрее значит круче! Либо бессознательно - руки бегут впереди головы, непроизвольное ускорение темпа. Вы ещё не умеете играть медленно. У вас просто «не получается» играть медленно. Быстро, конечно, тоже не получается, только вы об этом ещё не знаете, не слышите.
- Вы не уверены в правильности того, что делаете. Даже если у вас есть педагог, и он авторитетен, сомнение все равно грызет. Ну почему же так медленно? Почему так скучно? Почему мы играем это а не играем то? Наверно меня учат не тому и не так. Наверняка есть другие пути, более быстрые и веселые. Надо только их найти. Хорошо что есть Google или Yandex!
- Пытаетесь играть произведения, к которым заведомо не готовы ни технически, ни музыкально. Играете на пределе возможностей. Грязно, быстро, суетливо, поспешно. Ваш девиз - терпенье и труд все перетрут. Это попытка сократить путь. Срезать. Как можно быстрее добежать до заветной цели. Вы ещё не догадываетесь, что тем самым только удлиняете и усложняете свой путь в разы. Все равно придется возвращаться назад и проходить шаг за шагом. Если, конечно, вы преодолеете первый этап.
- Как правило, на этом этапе вы не получаете удовольствия от игры на инструменте. Слишком за многим приходится следить во время игры. Все внимание уходит на движения пальцев и другие технические аспекты исполнения.
НЕ столкнулся:
- Это огромное желание граничащее с фанатизмом. Человек не может ни спать ни есть без мысли о гитаре. Я пишу на примере гитаристов, не знаю как с другими инструментами.
- Обязательно есть музыкант, на которого вы равняетесь. Вы хотите играть так же.
- Острое желание кого-то удивить. Друзей во дворе, девушку, родителей, кого угодно. Показать как вы умеете. Вы представляете себя с гитарой, а вокруг восторженные слушатели. В этой мечте вы черпаете силы и мотивацию. Вам кажется что умение классно играть на гитаре перевернёт вашу жизнь, вам откроются все дороги, вот только бы научиться поскорей!
Второй этап:
Вы перестали метаться из стороны в сторону. Первоначальная горячка прошла. Перегорели, перемечтали, устали, сели - подумали. Вы многое поняли. Либо сами, либо кому-то из опытных музыкантов удалось до вас достучаться. Вы поняли что бежать бессмысленно. Путь долгий, извилистый, да к тому же в гору! Кавалерийским наскоком эту вершину не взять, нужна другая тактика. До вас наконец-то доходит смысл поговорки «тише едешь дальше будешь».
Именно на этом этапе собственно и начинается ваше настоящее обучение. Именно здесь вы начинаете строительство своего будущего мастерства с самого фундамента. Осознанно и методично. Конечно, место для фундамента часто бывает завалено беспорядочной грудой обломков, которые вы впопыхах накидали на первом этапе. И второй этап начинается с расчистки территории, то есть с длительного переучивания.
Признаком перехода на второй этап для меня оказалось следующее:
- Вы перестали метаться из стороны в сторону. Первоначальная горячка прошла. Перегорели, перемечтали, устали, сели - подумали. Вы многое поняли. Либо сами, либо кому-то из опытных музыкантов удалось до вас достучаться. Вы поняли что бежать бессмысленно. Путь долгий, извилистый, да к тому же в гору! Кавалерийским наскоком эту вершину не взять, нужна другая тактика. До вас наконец-то доходит смысл поговорки «тише едешь дальше будешь».
- У вас появляется четкая система занятий. Вы точно знаете что делаете и для чего.
- Вы не ждете быстрых результатов и не ищите коротких дорог. Вы уже смирились с тем, что обучение займет годы.
- У вас расширяется музыкальный кругозор. Вы слушаете самую разную музыку.
Вот в этой точке пока остановился. Удовольствия от музицирования ещё нет, как и самого музицирования как такового. Началось обучение.
Понимаю, что Чигинцев наверняка прав в этом: "Второй этап может длиться долго. От пяти до пятнадцати лет. Уже в середине этого периода вы можете играть почти как профессионал."
На одном из гитарных каналов ютьюба один зритель как-то написал ведущим, что его обескураживает понимание, что учиться придется лет 10, а то и 20. На что ведущие ответили рефреймингом: "Зато Вы теперь точно знаете, что Вам будет чем заняться в ближайшие 10-20 лет! :)".
Пока так.