О предпринимательстве, и малом бизнесе, и что можно сделать для улучшения среды.

Jul 18, 2010 00:16

На прошлом заседании Правительства Москвы, слушался вопрос по молодежному предпринимательству. Вместе с filippov_ru готовили свои соображения одному из выступающих на том заседании. К сожалению на правительство попасть не случилось, и понять какие идеи были озвучены, а какие нет незнаю. Тезисно (сокращенно) хочу озвучить свои соображения, и соображения разных людей из данных ими интервью, но с которыми я немогу не согласиться.

Предпринимательство для молодёжной политики должно иметь первостепенное значение! Во-первых, только предпринимательское (или как говорили в прошлые годы «хозяйственное») мышление даёт каждому человеку те свойства характера и социальный опыт, которые, в конечном итоге, обеспечивают преимущества в условиях конкуренции.

Следует отметить, что в настоящее время проблемы относительной пассивности молодёжи в сфере предпринимательства сводятся к двум моделям:
  1. не знают и поэтому не хотят и не занимаются бизнесом;
  2. хотят и почти всё знают, но сталкиваются с препятствиями, которые не позволяют развиваться.
Нам нужно понимать, чтобы ситуация с молодёжным предпринимательством принципиально изменилась мы в городе должны обеспечить условия для создания не десятков, а тысяч предприятий!

Наша страна стабильно занимает одно из последних мест по уровню развития предпринимательского потенциала. Причины:
1. Последние десять лет у нас очень быстро росла занятость - в том числе с высоким стабильным доходом - на позициях высшего и среднего управленческого звена в крупных корпорациях, связанных с сырьевым бизнесом. Не менее стремительно развивался нерыночный сектор, и рост доходов там опережал рост производительности труда и рост доходов в частном предпринимательском секторе. И у людей, которые в принципе могли бы заняться бизнесом, появилась возможность хорошо зарабатывать, ничем не рискуя и не принимая на себя социальной ответственности.

2. Административные барьеры. Анализ условий ведения бизнеса в 180 с лишним странах, оценивая такие параметры, как простота регистрации, ликвидации, получения лицензии, доступ к недвижимости и т.д.) относит Россию к наименее пригодным для предпринимательства странам. В этом году мы заняли по совокупности факторов, отражающих условия для ведения бизнеса, 120 место, в прошлом году - 118-е. Эти факторы усиливаются ещё двумя бедами, которые всегда преследуют нашу страну - теперь они называются «плохая инфраструктура» и «некачественный менеджмент», особенно в госструктурах, которые должны были бы содействовать развитию предпринимательства.

Предприниматели - это те люди, которые не только снимают с государства бремя забот о собственном благосостоянии, но и создают рабочие места и таким образом решают важную социальную задачу. И, кроме того, они наряду с исследовательским сообществом играют огромную роль в формировании предпринимательского и инновационного потенциала нации.

Тормоз - сложность и страх пострадать за неверное ведение бухгалтерской отчетности, и неправильно выплаченные налоги. Быстрое Московское (не требующее изменения Федерального законодательства) решение - качественная и понятная государственная услуга - сопровождение бухгалтерской деятельности начинающего предпринимателя - что очень важно!!! Т.к. начинать с бизнесс молодому человеку с того, что начинать платить аутсорсеру или нанять бухгалтера (нести не прямые расходы, а это от 25 тыс./мес.) сложно!

Также максимальным по эффективности в этом направлении проектом могли бы стать соответствующие компьютерные игры - экономические он-лайн стратегии по виртуальному созданию и развитию в условиях конкуренции собственного бизнеса (с учетом российской спецификации этого процесса). Так в игровой форме с элементами соревновательности, с участниками в виде реальных людей, мы обучим несколько тысяч человек теоретическим и даже практическим навыкам в этом направлении.

Также полезно создать серию мультипликационных видеопособий (мултиков) о том, как создать, зарегистрировать, вести бизнес, платить налоги и т.д. Распространять их в молодёжной аудитории, преимущественно в социальных сетях, по внутривузовскому телевидению, на мониторах городской рекламы и т.п. Это недорого и несложно.
Примеры разжёвывания материяла: http://vasiliy-org.livejournal.com/27515.html, http://www.youtube.com/watch?v=YWnfdyMuwWc

Азбука бизнеса - торговля! Нужно оказывать содействие молодёжным предприятиям в сфере нестационарной мелкорозничной торговли. Молодёжным микропредпиятиям необходимо выделить дополнительные места для розничной нестационарной торговли в определённых местах. Поскольку именно такие начальные формы организации своего бизнеса позволяют получить навыки продаж и отчётности.

Если государство хочет и готово дать сигнал, что оно готово поддержать малый бизнес, показать гражданам, что малый бизнес - приоритет в его политике, то необходимо амнистировать хозяйствующие субъекты за незначительные нарушения: такие, как сданная с несущественными нарушениями сроков отчётность, и т.п.

Совершенно не раскручена возможность Упрощенной системы налогообложения на основе патента - идеальная система для начинающий молодых предпринимателей, принятая в Москве в прошлом году
http://wiki.klerk.ru/index.php/Упрощенная_система_налогообложения_на_основе_патента

Государственное финансирование только на 25-30% определяет возможности для функционирования и развития предпринимательства в целом и молодёжного в частности. Остальные 70-75% приходятся на так называемые факторы восприятия. Например, на то, станет ли человек заниматься бизнесом, кроме доступа к финансовому капиталу, влияет несколько обстоятельств: знакомство с действующими предпринимателями (возможность перенимать у них опыт, знания, навыки); уверенность в собственных силах и знаниях; понимание перспектив развития бизнеса в данной местности; отсутствие страха перед неудачами. Чтобы укреплять эти факторы, необходимо вводить еще в средней школе (в региональный компонент школьного образования!!!) программы ознакомления с предпринимательской деятельностью, а студентов вузов - обучать навыкам ведения бизнеса (к сожалению, значительная часть наших вузов, особенно инженерных по-прежнему готовит «генералов для прошлой войны» - наемных специалистов для крупных государственных заводов и фабрик, а не инженеров - технологических менеджеров для среднего бизнеса).

Важно также развивать предпринимательскую культуру в обществе. Что мы узнаем о бизнесменах из газет и журналов? Кто на кого «наехал», кого посадили, кого «заказали». Мы почти не видим хорошо написанных историй успеха - а ведь они помогают снять страх неудач. Люди должны видеть, что провал в бизнесе - это неудача не в жизни, а в отдельном проекте; что это шанс накопить полезный опыт, который поможет в будущем избежать ошибок и добиться успеха.

Мы должны знать своих звезд - тех, у кого нет провалов (или ещё не было))). Во всех успешных предпринимательских экономиках проводятся разнообразные конкурсы: на лучшего предпринимателя штата или графства, на лучшего молодого бизнесмена и т.д. (конкурс «Фонда Молодежи» больше дискредитирует такую идею, чем способствует…или проводимые под эгидой Департаментом выезды в ершово) Журналы печатают огромные репортажи, скажем, о детях, которые играют на бирже и разрабатывают собственные бизнес-проекты. Всё это не менее важно, чем строительство технопарков, бизнес-инкубаторов, прочих «силиконовых долин» - все это поддерживает предпринимательский драйв в обществе.

И еще очень важно, чтобы бизнес опирался не столько на формальные государственные институты, сколько на самоорганизующиеся структуры - микрофинансовые, «бизнес-ангельские» организации, ассоциации венчурных капиталистов. В России они существуют, но - на обочине: «государево око» их практи-чески не видит. Между тем, какие бы целевые показатели и индикаторы ни формировали чиновники, они никогда не смогут сформировать пакет инструментов, адекватный потребностям бизнесменов, лучше, чем сами предпринимательские организации.

Кроме того, и это очень важно, Москвичи на удивление креативны и предприимчивы - не верьте, что мы традиционно избегаем риска. Многие кросскультурные исследования показывают, что россияне гораздо более склонны рисковать, чем жители большинства стран Западной Европы, оно и понятно: то, что нормальный европеец считает риском, мы рассматриваем как нормальную жизненную ситуацию.

Мои рекомендации начинающим предпринимателям по теме:
  1. Программа "Время предпринимать" - www.finam.fm/broadcast/22 (есть RSS можно подписаться как на "подкасты" записать в плеер, и послушать архив, и не пропускать будущие выпуски)
  2. Журнал "Генеральный директор" - www.gd.ru/magazine/ (на сутки можно получить бесплатный доступ к материалам журнала!!!)
  3. Журнал  www.hbr-russia.ru (На торрентах есть архивы журнала)
  4. Почти все первые книжки издательства "Манн, Иванов и Фербер" -  mann-ivanov-ferber.ru  (также на торрентах есть аудио-книги и PDF версии для электронных читалок)

социология, Москва, выступления, молодежная политика, бизнес, предпринимательство, правительство москвы, молодежь, рекомендации

Previous post Next post
Up