Рождение нового капитализма: кто придет на смену нынешним бизнесменам
«Вот что вы видите в своих счетах за электричество. Примерно 50% ваших денег оплачивают оптовое производство энергии - то, что традиционные энергопроизводители используют как основу для сравнения со стоимостью других форм энергии. Остальные 50% оплачивают фиксированные расходы электрических компаний, включая зарплату менеджеров. Бывает, что часть ваших счетов даже покрывает ошибки компании. Например, ваш поставщик электричества решает строить атомную электростанцию. Однако деньги на проект кончаются, и станция так и остается недостроенной. Кстати, такое случалось на самом деле. Но за эту наполовину выстроенную станцию все равно надо платить - и электрокомпания перекладывает расходы на плечи потребителей». Волшебство солнечной энергии состоит в том, что она, эта энергия, прямо на вашей крыше. Солнечная энергия имеет потенциал переиграть в эффективности все остальные источники, кроме «оптовых» цифр. «Вот почему я уверен, что солнце станет первым широко употребляемым источником энергии, эффективным, не требующим налогов, субсидий или стимулирования, по меньшей мере для 20% населения Земли», - говорит Шах.
Компания Джигар Шаха SunEdison стартовала в 2003 году. Принцип работы компании основывался на бизнес-плане, который он разработал еще в 1999 году, учась в университете. Его модель вдребезги разносила обросшее мхом убеждение, что если вы хотите пользоваться солнечной энергией, то сначала должны потратить бешеные деньги на установку батарей. Сказав «бешеные», я нимало не преувеличил: для коммерческого здания среднего размера комплекс батарей, установленный на крыше или на земле, может стоить от $10 000 до $10 млн! Это и вдохновило Шаха на решение. «Вы хотите быть в бизнесе по производству солнечной энергии? Или вы просто хотите покупать электричество, произведенное энергией солнца?» (Вы хотите дорожное покрытие? Или вам хватит того, что вам его предоставляют в пользование? Вы хотите купить гигантский Boeing Dreamliner - или просто авиабилет?)
Клиенты компании SunEdison не платят за солнечные системы заранее. SunEdison собирает, управляет и владеет солнечными генераторами. Клиенты подписывают с компанией договор на приобретение электроэнергии, или PPA, соглашаясь покупать электричество, производимое солнечными генераторами, по фиксированной минимум на 10 лет цене. Любой бизнес придет в восторг от предсказуемости цен на энергию год за годом. Одним росчерком пера бизнесмен избавляет себя от необходимости оплачивать непредсказуемо растущие счета на рынке энергии, что усугубляется еще и тем, что расценки за электричество, производимое на крупных станциях, постоянно колеблются, а сама энергия передается по стареющим и перегруженным электромагистралям.
Когда Джигар собрал достаточно PPA, он обратился в банки, инвестиционные компании и к частным инвесторам, используя эти PPA как залог, под который он брал деньги для расширения компании. Доходы, полученные впоследствии этими PPA, вернули кредиты, выданные инвесторами SunEdison, - и с лихвой. Сейчас SunEdison имеет больше солярных энергетических систем и больше мегаватт, чем любая другая компания, - а Джигар Шах помог превратить услуги по поставке солнечной энергии в мультимиллиардную индустрию.
Такие истории возможны только на Западе? Нет, не так.
Один из китайских бизнес-лидеров Инь Гуоксин излучает почти гипнотическую силу смирения. Он настолько скромен, что даже неловко. Ему сразу хочется помочь, поддержать - и это чувство только усиливается по мере того, как с ним знакомишься ближе. И это несмотря на все его немалые достижения. За последние тридцать лет он вырос от продавца в маленьком китайском магазине одежды до главы группы компаний Chen Feng, которая производит около 400 млн единиц одежды в год для ведущих брендов в Европе, США и Японии. Создать бизнес такого масштаба - это уже поразительное достижение. Когда-то Инь Гуоксин с небольшой группой единомышленников выкупил маленькую фабрику, на которой работал. Ныне Chen Feng - глобальный игрок в производстве одежды. Меня, однако, ошеломил не только его невероятный успех, но и экологическое отношение Ина Гуоксина к собственному бизнесу.
Он начал собирать дождевую воду и очищать использованную задолго до всех фабрик в Китае - и задолго до того, как этого стали требовать заказчики продукции. То же самое касается электроэнергии. Инь начал контролировать энергопотребление, сокращая его на всех своих фабриках. Сейчас он опережает все контрольные цифры энергосбережения, установленные в его стране. Да, нынче это модная штука, но для Иня и Chen Feng это просто норма, которой им и в голову не придет хвастаться.
Йохен Цайтц очень любит Африку и считает в деньгах все влияние, которое его компания оказывает на природу фото East News/AFP
Подсчитайте все
Но не все упирается в новые источники энергии и их эффективность.
Другой пример нового отношения бизнеса к природе - Йохен Цайтц, президент Sport & Lifestyle Group, директор информационной безопасности компании PPR и председатель директоров PUMA, где до того он восемнадцать лет был президентом. Йохен точен, и остер как бритва, и очень умен. После того как он решил, что медицина не для него, и бросил учебу в медицинском (его родители оба врачи), он переключился на то, чтобы получить степень в одной из лучших бизнес-школ Германии. Он стал самым молодым президентом ОАО в немецкой истории, когда возглавил PUMA в возрасте тридцати лет. Его космический взлет к вершинам остановил семилетний период убытков, а PUMA с годами стала самой прибыльной компанией в отрасли, продолжая набирать обороты. Продажи к концу 2011 года должны превысить €3 млрд - это в 15 раз больше, чем в тот момент, когда Цайтц стал во главе компании. Цена акций поднялась с €8,6 в первый год его президентства до исторического максимума €350, прибавив 4000% за тринадцать лет.
Между нами много общего. Мы оба влюблены в Африку, только мой любимый заповедник расположен в ЮАР, а Йохен вот уже шесть лет имеет свой в Кении. В 2008 году он основал собственный фонд - Zeitz Foundation - для поддержки креативных и инновационных проектов, которые бы балансировали охрану природы, развитие общин, культуру и коммерцию.
PUMA недавно объявила о концентрации на «честном балансовом отчете» - то, как они называют свой Environmental Profit & Loss (EP&L) Account. Эта программа родилась из понимания Йохеном того, что источником многих проблем, существующих в мире, являются те сферы бизнеса, которые используют природные ресурсы для обогащения и считают их не имеющими реальной ценности, поскольку эти ресурсы традиционно использовались и воспринимались как «бесплатные». PUMA стала пионером в этой области - первой транснациональной компанией, которая в денежном выражении стала оценивать экологическое влияние, оказываемое ее производственной цепочкой. При этом компания исходила из того, что поместить ценники на природные ресурсы - это лучший способ их сберечь.
Крис Килхэм - харизматичный этноботаник, которого The New York Times описал как «наполовину Дэвида Аттенборо, наполовину Индиану Джонса», - проделал путь от хиппи в Массачусетсе, питавшего страсть к йоге и йогурту, до человека, раскрывшего лечебные секреты растений и превратившего это в приличный бизнес.
Его страсть к оздоровлению человечества и познанию таинственных качеств малоизвестных представителей флоры привела к тому, что он провел годы в путешествиях по всему миру, выискивая растения и прочие целебные вещества, которые могли бы помочь людям. И он нашел их - тонны и тонны. Его первая поездка была в Индию тридцать лет назад, где он пытался найти экзотические растения, упоминавшиеся в древних рукописях. Он учился у знахарей, шаманов и обычных людей, использовавших эти целебные вещества и растения в повседневной жизни. Потом Крис писал книги, читал лекции - в университете Массачусетса, в Амхерсте, он вел курс холистического подхода к здоровью, который он назвал «Аптека шамана», сейчас Крис уже постоянный преподаватель университета. Эти поездки и исследования в течение стольких лет, конечно, стоили кучу денег. Но Крис - умный ход! - нашел способ, делая добро, одновременно финансировать свою работу. Он заключил контракты с транснациональными фармацевтическими компаниями, выплатившими ему очень весомые предварительные гонорары, - чтобы привлечь их внимание к его новым открытиям. Но еще важнее для него была возможность дать достойный заработок людям, живущим в отдаленных уголках Земли и выращивающим целебные травы, которыми они пользовались тысячи лет.
- Тебе ведь знакомо выражение, - говорил Крис, - «ничего личного, это чисто бизнес»? Это просто смешно. В бизнесе все и всегда - лично.
На сегодняшний день рынок лекарственных растений составляет около $100 млрд, но с растущим интересом к натуральным продуктам и с такими людьми, как Крис, готовыми поделиться своими находками с миром, этот рынок практически безграничен. Многие, подобно Крису, убеждены, что мы слепо миримся с синтетическими лекарствами, которые фармацевтические компании сбывают нам по завышенным ценам, в то время как чисто натуральные целебные вещества могли бы работать и более безопасно, и с большей эффективностью.
- Более 62% всех лекарств в онкологии, - говорит Крис, - созданы благодаря открытиям таких биоразведчиков, как я. И все они получили одобрение Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США.
Меня радуют открывающиеся возможности в этом направлении - и в основном потому, что нам необходимо спасать тропические леса. Если развитие коммерческого рынка может заплатить нищим обитателям тех мест за их древние секреты, поможет спасти леса и девственные земли от нашествия «цивилизации», рыщущей в поисках нефти и уничтожающей миллионы акров леса для расширения пастбищ, - значит мы должны идти в этом направлении.
Многие из целебных растений, открытых Крисом, растут в этих волшебных лесах. А леса - особенно тропические - играют жизненно важную роль, сохраняя жизнь на Земле, потому что они поглощают огромные количества углекислого газа и перерабатывают его в кислород. Примерно 20% кислорода на планете производится лесами Амазонии. Когда-то эти великолепные леса покрывали 14% суши, но в наши дни из-за безжалостной вырубки их доля составляет уже менее 6%.
Многие ученые опасаются, что тропические леса могут исчезнуть уже в ближайшие сорок лет, и тогда станут бесполезными все усилия по борьбе с глобальным потеплением. Сегодня вырубка лесов уже привела к увеличению глобального выброса парниковых газов, ответственных за изменения климата, на 25%. Масштабная вырубка леса на древесину и массовое выращивание генетически модифицированных соевых бобов - вот главные причины уничтожения тропических лесов. Это нужно остановить, если мы хотим сражаться хотя бы за один процент леса, не говоря уже о четырех. И один из путей к этому состоит в том, чтобы дать местному населению возможность защитить среду его обитания, работать вместе с ним, чтобы создать справедливые рынки продуктов и услуг, источником которых могут стать тропические леса. Читать первую часть >>> http://vasiliy-83.livejournal.com/188464.html[Источник] forbes.ru/sobytiya-opinion/lyudi/230552-rozhdenie-novogo-kapitalizma-kto-pridet-na-smenu-nyneshnim-biznesmenam?page=0,1