Смена нынешних бизнесменов

Sep 20, 2013 13:20


Рождение нового капитализма: кто придет на смену нынешним бизнесменам


Ричард Брэнсон, легендарный британский бизнесмен, основатель группы Virgin, прославился не только рискованными инвестиционными и маркетинговыми решениями. Сегодня этот предприниматель, находящийся на 255-м месте в рейтинге богатейших людей планеты, активно занимается благотворительными проектами в области охраны окружающей среды. Forbes публикует выдержки из его книги «К черту бизнес как всегда», вышедшей в издательстве «Альпина паблишер», в которых основатель Virgin рассказывает о том, почему бизнесу придется заниматься защитой природы.
Один мудрый профессор экономики как-то сказал: «Делайте ставку на то, что люди поступят порядочно». Великолепно и точно сказано. Люди инстинктивно стремятся совершать правильные поступки. Ведь это и делает нас людьми. Слова «приносить пользу» для разных людей имеют разный смысл. В данной книге «приносить пользу» означает в том числе и заботу об окружающей среде. И речь не просто о том, чтобы не загрязнять ее, но чтобы ликвидировать последствия загрязнения двух последних веков - с начала промышленной революции. Я убежден, что новая - революционная - форма капитализма, которую я назвал «Капитализм 24902», будет направлена на защиту окружающей среды. Согласен, может, это чуточку и напоминает «Беверли-Хиллз, 90210» (известный в США телесериал), но, уверяю вас, это совершенно разные вещи. На мозговом штурме в Virgin Unite кто-то упомянул, что окружность Земли составляет 24 902 мили. Смысл прост: каждый бизнесмен отвечает и за людей, и за планету - за всю нашу глобальную деревню, за каждую из 24 902 миль ее окружности.

Цена ноутбука
Я убежден, что если планета, какой мы ее знаем, и жизнь, какой мы ее знаем, сохранятся, то лишь благодаря нашим усилиям, нашему движению вперед. Я не говорю только о катастрофе, грозящей людям и Земле из-за климатических изменений. Я говорю об одной из ключевых причин изменений климата, об одной из главных угроз, стоящих перед человечеством: ускоряющееся истощение природных ресурсов. В последующие пару десятилетий мы можем остаться без нефти, минералов, пресной воды, рыбы.

Чтобы понять, почему истощение происходит настолько быстро, возьмем простой прибор, без которого большинство людей наверняка выжили бы, - обычный ноутбук. Средний ноутбук весит примерно десять фунтов, но, чтобы сделать его, нужно вовсе не десять фунтов исходного вещества. Если вы посчитаете все, что было переработано и очищено для этих десяти фунтов, то выясните, что ваш ноутбук весит не десять фунтов и даже не сто. Суммарная цифра вас поразит: 40 000 фунтов - или без малого десять тонн. В них входят минералы, добытые в рудниках, использование огромного количества топлива, которое тоже в свою очередь есть не что иное, как продукт бурения и добычи. Год за годом наши ноутбуки становятся все легче и все мощнее, но способ добычи и очистки материалов, необходимых для создания портативного компьютера, не стал ни чище, ни технологичнее, чем сорок лет назад.

Как показали финансовые кризисы последних лет, мы способствовали тому, чтобы этот штопор становился и быстрее, и необратимее. Все мы - часть проблемы. Мы засыпаем планету мусором, мы тратим налево и направо, и - если уж говорить начистоту - мы тотально облажались. Природные ресурсы заканчиваются быстрее, чем восстанавливаются. Многие ресурсы - такие как нефть, леса, минералы - в принципе невосстановимы. Если они исчезнут, то навсегда.

Капитализм в том виде, в каком мы его знаем, развился во время промышленной революции. Да, он создал возможности для экономического роста, дал людям множество полезнейших изобретений, но все это имело свою цену, а она-то никак не была отражена в «балансовом отчете». Принцип «прибыль - это король» привел к серьезным негативным, хотя и непреднамеренным последствиям. Полтора века мизерных зарплат, угробленных жизней, разоренной планеты, загрязненных морей были ничем в сравнении с главной целью: прибылью.

Я верю, что новый тип капитализма в последние десятилетия набирает силу. В 1930-е началось движение «Вернемся к земле». В 1960-1970-е - мир, любовь, неочищенный рис и «дети-цветы». Современное движение «зеленых» началось в Германии и Скандинавии на стыке 1980-1990-х, но так и не набрало достаточной силы. Слишком малое количество людей под влиянием «зеленых» идей задавалось вопросом: «А как мы будем выживать, когда все это кончится?»

Наша планета переживала многочисленные и экстремальные изменения климата за относительно короткие промежутки времени. Люди эволюционировали и находили новые способы выживания и благоденствия. Но разница между «тогда» и «сейчас» - в историческом масштабе - заключается в том, что тогда на Земле не было семи миллиардов человек. Люди - и вполне справедливо - хотят свою долю общих благ. Они хотят автомобили и телевизоры. Центральное отопление и кондиционирование. Фастфуд и современные кухни с мойками и стиральными машинами - список можно продолжать до бесконечности. Осмотритесь в своем доме, взгляните на свою улицу, на свой офис. Все вещи до единой сделаны с использованием естественных материалов, которые надо добывать из земли или выделять из смеси. И все это выбрасывает в воздух углекислый газ - больше, чем произвела бы планета, не будь на ней людей. Если один ноутбук требует 40 000 фунтов сырья и ресурсов для его производства, то сколько, по-вашему, нужно, чтобы сделать автомобиль? А теперь экстраполируете это на то, что восемь или девять миллиардов хотели бы иметь - каждый день, каждую неделю, каждый год, - и проблема становится очевидной.

Именно люди влияют на естественные циклы планеты. Вот почему проблема настолько насущна и настолько важна. Мир никогда прежде не знал такого давления людей и непрекращающегося потребления. Вот что пишет журнал Nature Climate Change: «Исследовательские прогнозы показывают, что подъем средней глобальной температуры на 1 градус сократит на две трети площади, пригодные для выращивания маиса в Африке - даже при отсутствии засух. Добавьте засухи, и этот эффект распространится на весь континент».

Повышение температуры на каждый градус вызывает очередной разрыв экологической цепи. Возможно, мы уже видим проявления этого в нынешней катастрофической засухе в Восточной Африке. По мнению ученого, которому я доверяю, Джеймса Лавлока, четыре градуса - это окончательная «точка невозврата». Совершенно неважно, верите ли вы в изменения климата или нет, считаете ли все эти разговоры жульничеством или нет, обычный человек заметит то, что происходит, когда будет уже слишком поздно. Ущерб и негативные изменения происходят постепенно, так что на поверхностный взгляд все прекрасно. Это как тоненькая - с волос - трещина в дамбе. Никто ничего не замечает, пока дамбу не прорвет.

Вот вам пример: коралловые рифы. Более теплые, с повышенной кислотностью воды убивают их. Разрушается подводная пищевая цепочка. При отсутствии пищи стайки миллионов разноцветных маленьких рыб исчезают. Рыбы покрупнее - те, что служат пищей человеку, - также вымирают от голода. Но это еще не все. Прекращается поток туристов, приезжавших понырять возле рифов. Отели закрываются, местное население остается без работы и без денег. Рыбаки перестают выходить в море, потому что без рыбы это бессмысленно. Пугающий эффект домино.

Плохие новости? Но есть и хорошая: среди бизнеса по всему миру появляются выдающиеся пионеры, прокладывающие путь к тому, чтобы изменить взгляд на то, что дала нам природа.


Джигар Шах (слева) и Ричард Брэнсон фото East News/AFP

Энергичные «зеленые» бизнесмены
Сэм Уайли родился во время Великой депрессии в семье луизианских фермеров, выращивавших хлопок, и стал бизнесменом-миллиардером. Уайли рассказал газете The Dallas Morning News, что, когда его дочь училась в пятом классе, она задала ему вопрос: «Папа, а что ты собираешься делать со всеми ядовитыми веществами, которые выбрасываются в воздух?» Вопрос дочери посеял зерно, из которого в конце концов выросла компания Green Mountain Energy. Она была основана в 1997 году, когда Уайли увидел возможность воспользоваться отсутствием ограничений для поставщиков электроэнергии во всей стране. Он надеялся, что, предлагая потребителям энергию из чистых источников, он сможет изменить обычную технологию ее производства. После нескольких неудачных стартов в Калифорнии, Пенсильвании и Огайо Green Mountain Energy все-таки нашла поддержку в Техасе - и сейчас ее успехам можно только позавидовать.

Сэм сумел выстроить компанию, которая доставляет чистую и надежную электроэнергию более чем в 300 000 домовладений. Со времени основания они предотвратили выброс в атмосферу более 5 млн т CO2. Компания помогла в создании и установке более сорока ветряных и солярных генераторов - при этом бизнес процветает, а клиентская база увеличивается в среднем на 20% каждый год. Она стала одной из самых быстрорастущих и наиболее прибыльных «зеленых» энергокомпаний в Соединенных Штатах более чем с $500 млн годового дохода и 50 млн чистой прибыли. В 2010 году компания была куплена энергетическим гигантом NRG за $350 млн наличными. Сэм не только принес огромную пользу планете, но и доказал, что «чистая» энергия - это серьезный бизнес. И еще он доказал, что, если внимательно выслушивать вопросы, которые задают ваши дети, ответы могут привести к самым удивительным вещам.

Джигар Шах и его семья перебрались из Индии в Стерлинг, штат Иллинойс, когда ему был год от роду. Вырастая там, Джигар пропитался чувством, которое он называет «чуткостью Среднего Запада».

Джигар, вечно изучающий что-то новое, эксперт по энергии и инфраструктуре, убежден, что изменения климата - это «самая большая возможность разбогатеть в наши времена». Он считает, что чистая энергия очистит и рынок, выводя его в устойчивое низкоуглеводородное будущее. Он поставил бы на это все свое состояние. По сути дела, свое состояние он на этом и сделал.[Источник]
www.forbes.ru/sobytiya-opinion/lyudi/230552-rozhdenie-novogo-kapitalizma-kto-pridet-na-smenu-nyneshnim-biznesmenam

Продолжение уже скоро...

Ричард Брэнсон, зеленая энергия, экология

Previous post Next post
Up