Mar 05, 2015 16:16
Удивительно, что в 1917 г. в России не только делались революции, но и снимались фильмы, да ещё такие, как „Отец Сергий“ Протазанова. Считается, впрочем, что именно „смутное время“ и позволило ему затронуть религиозную тему, которая при царе была табуирована в кино (во избежание кощунства), а потом и тем более. Так что снова вернуться к ней стало возможным только через полвека - в „Андрее Рублёве“ Тарковского… Но для меня „Отец Сергий“ (как Толстого, так и Протазанова) в первую очередь не о религиозном чувстве, а о становлении выдающейся личности, для которой религия только одна из возможных тропинок к самореализации. Поэтому и соблазн, с которым борется Касаткин до конца своих дней, лишь на первый взгляд исходит от женской плоти. На самом же деле его соблазняют не плотские утехи, а сам процесс борьбы, из которой он каждый раз выходит победителем, даже когда, казалось бы, терпит поражение, как в случае со страдающей припадками купеческой дочерью. Эта девушка появляется в его жизни именно тогда, когда он чувствует, что прежние упражнения в святости не дают уже желаемого результата и жаждет перехода на качественно новую ступень. С упоением припоминает он случай с заезжей „блудницей“, который сразу вознёс его на небывалые моральные высоты (пусть и ценой отрубленного пальца). Теперь же его душа жаждет чего-то другого, ещё более отчаянного, но и более возвышающего. Необъяснимое и внезапное соитие с купеческой дочерью и оказывается тем испытанием, которое накладывает на себя уважаемый всеми старец. Только упав в такую пропасть, можно снова подняться во весь рост, покинув уютный монастырь и превратившись в смиренного, нищего странника. Что ж поделаешь? Иные амбиции бывают так велики, что удовлетворить их можно, только перешагнув через собственную славу... Или, по крайней мере, воплотив эту фантазию в тексте. А это ведь почти то же самое, что и пережить!
литература,
кино