Этот пост я решила проиллюстрировать одним из моих любимых натюрмортов - "Суетой сует" Юриана ван Стрека, хранящейся в Пушкинском музее. Но речь в нём пойдёт совсем не о живописи, а о театре и литературе, на что указывает несколько потрёпанная книга у правого края картины - "Электра" Софокла.
Именно на эту трагедию мы недавно ходили с друзьями, углубляя тему античного театра, заинтересовавшую нас в греческих залах Старого музея. К сожалению, это оказалась не очень выдающаяся постановка, но всё-таки услышать со сцены живое слово Софокла было для меня совершенно особенным переживанием! К тому же, после спектакля мы единодушно сошлись во мнении, что пьеса до сих пор очень актуальна, ибо повествует о неудовлетворённости человека своей ситуацией и отчаянном желании её изменить. Можно, конечно, рассматривать её как историю оскорблённой гордости главной героини, которая готова положить всю жизнь на то, чтобы отомстить обидчикам. Но трагического размаха этот сюжет достигает, лишь выходя за пределы личной эмоциональный травмы: задеты не только лучшие чувства Электры, но под вопросом и весь мировой порядок. Правда, тут возникает (вечная) проблема: а кто гарантирует этот порядок, тем более в политеистической культуре, где, как известно, сколько богов, столько и мнений? Ещё Сократ пытался выяснить у своих оппонентов, является ли добро тем, что угодно богам, или богам угодно то, что считается добром? Не случайно для Электры главная этическая инстанция вовсе не равняется божественной. Как только ей кажется, что боги благоволят её врагам, она продумывает личный план спасения, рассчитывая исключительно на собственные силы. Где она черпает уверенность в своей правоте, однако, остаётся непонятным. Но именно эта непоколебимая позиция и поднимает её до небывалых высот над прозаической реальностью, повышая для зрителей вероятность катарсиса. В конце концов готовность Электры пойти на любые жертвы ради своих принципов и становится главным гарантом её морального превосходства над теми, кто, хоть и противопоставляет ей своё собственную оценку событий (подчас довольно искусно аргументированную), однако преследует довольно приземлённые цели, вписанные в принцип (личного) удовольствия.
Квинтэссенцией всей трагедии, на мой взгляд, является финальная реплика Ореста, помогающего своей сестре отомстить обидчикам. Он произносит её непосредственно перед тем, как убить ненавистного Эгиста:
Не так умрешь,
Как хочешь сам. Конец тебе готовлю
Горчайший. Всех карать подобной карой
Нам надлежит, кто преступил закон,-
Всех умерщвлять.
Злодейства будет меньше.
Кажется, её пропустили в нашей постановке. А зря! Потому что та мораль, которую проповедует - нет, не проповедует, а буквально практикует - Электра действительно требует жертв.