Sep 17, 2024 23:26
(Кубе А. Н. История фаянса / А. Н. Кубе. - Берлин ; Петербург, 1923. с. 57)
...весь этот спор о времени изобретения непрозрачной поливы, являющейся существенным признаком настоящих фаянсов или майолик, совсем не так важен. С точки зрения истории искусства, собственно говоря, довольно безразлично, когда именно в Италии появляются непрозрачные поливы. Важно знать, когда именно эта техника стала применяться для изготовления действительно художественных произведений. Ибо не технические усовершенствования вызвали расцвет итальянской майолики, а общий дух Возрождения; одних технических усовершенствований мало для создания художественных произведений. Многие величайшие памятники искусства были созданы при весьма примитивных технических средствах и, наоборот, величайшие технические усовершенствования очень часто сопровождают упадок художественного творчества.
-------------------------
Можно и порассуждать. Оно конечно, как сказал Альфред Николаевич, взлеты технологии и творческие успехи друг от друга не зависят. Напрямую не зависят. Но взаимосвязаны. Технология позволяет расширить диапазон приемов. Хотя также верно, что не так инструмент важен, как умение им пользоваться. Впрочем, это я не про майолику, а про североевропейские каменные массы, которые в классическом своем виде являются сочетанием трех именно технологий: высокого обжига, накладного рельефа и соляной глазури. Вот из этих ингридиентов гончары выпекали замечательные сосуды. Извлекать схемы из клубка возможностей неблагодарное в целом дело, и не всегда нужное.. Но иногда..
steinzeug,
книги-журналы,
керамика