Sep 17, 2024 14:02
Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVII вв. - М,: Наука, 1968. С. 70-71
Кроме восточной керамики, в Москву привозилось много европейской керамики. Особенно много ее в слоях XVI-XVII вв. Это сосуды с бурым плотным тестом и разноцветной поверхностью, называемые «каменным рейнским товаром». Для них характерно хорошо спекшееся тесто, на поминающее камень. Наиболее распространенной формой сосудов были бутыли с ручками. Тулово их почти шаровидное, плавно переходящее в короткое горло, ручки овальные в сечении; на тулове в округлой или подпрямоугольной рамке рельефом изображались гербы городов. На горле отштамповывалась обычно голова бородатого человека. Поверхность бутылей окрашена в различные оттенки коричневого, серого, желтоватого цвета, на ней обычно видны цековые трещины. Сосуды изготовлены на ножном гончарном круге. Кроме бутылей, служивших сосудами для вина, в той же технике изготовлялись и кувшины с шаровидным туловом, коротким широким горлом цилиндрической формы без слива, переход от горла к тулову - с уступом. На некоторых кувшинах такие же гербы, как и на бутылях. У кувшинов небольшие поддоны. B той же технике делали кружки с туловом цилиндрической формы. Кувшины и кружки иногда имели оловянные крышки. Сосуды эти хорошо изучены и намечены эволюционные ряды отдельных их типов. Установлено, что приземистые бутыли с отношением высоты к максимальному диаметру тулова как 3 - 4:3 датируются XVI в., а бутыли более вытянутых пропорций, с отношением высоты к максимальному диаметру тулова как 5:3, датируются XVII в.
Много обломков сосудов, выполненных в этой технике, собрано в Зарядье в 1954-1957 гг., одни из них являются обломками бутылей, а другие - кувшинов. На отдельных обломках видны остатки гербов, изображения барсов в геральдических позах, лилий, зубчатые обрамления и картуши, щиты и цветы. Сосуды датируются XVI-XVII вв. В слоях XVIII в. в Москве также встречаются обломки сосудов, выполненных в той же технике, но по внешнему виду они отличаются от сосудов ранних. Поверхность их, обычно густо-синего и желтого цвета, покрыта широкими плоскими каннелюрами, отштампованными розетками, круглыми медальонами с изображениями ваз с цветами.
------------------------------------
Вот такое обобщили в шетьдесят восьмом в Москве. К сожадению сносок у конкретно этого фрагмента текста нет, наверняка Ростислав Леонидович знакомился с литературой по рейнкой керамике, до революции не так уж и мало книг в Россию было закуплено, не только же в Ленинграде им быть. Во всяком случае, без этого допущения выделенный мной курсивом оборот "сосуды эти хорошо изучены" вызывает вопросы. В первом абзаце шаровидные бутыли с бородатыми личинами и гербовыми композициями - это, очевидно, фрехенские бартманскруги. Покрытые кобальтом кувшины из второго абзаца происходят из Ререна и Зигбурга.
В разделе иллюстративных таблиц автор черепков этих сосудов не привел. Плак-плак.
steinzeug,
книги-журналы,
керамика,
Москва