Блистательный Пьеро у нас в гостях до марта, надо спешить!
Собственно, вот. Несколько дней назад, благодаря
spbblog и
Гос.Эрмитажу, оказался в лучшем музее страны в, казалось, неурочный час - в районе семи вечера. Как так получилось -- ближе к концу поста, а пока -- в соответствии с хронологией. Сотрудники Эрмитажа решили показать блогерам две выставки:
эту и
ту. По ссылкам - анонсы на сайте музея. "Та" мне не очень понравилась, про неё будет ещё на днях, "эта" же, с живописью и книгами Пьеро делла Франческа - просто блеск, про неё сейчас.
Нашими проводниками по кругам искусства были эти двое Вергилиев. Бородатого многие узнают, это знаменитый эрмитажный фотограф Юрий Молодковец, заваливающий в свободное от работы время
инстаграм ассортиментом Уделки. Другой Вергилий менее известен в широких кругах, но больше в узко-искусствоведческих, как научный сотрудник и куратор множества оч.хороших выставок -- Наталья Дёмина. Под их комментарий я и рассматривал выставку.
Один из общих видов. Выставку разместили в Пикетном зале музея. Чтобы ампирная величавость архитетуры Василия Стасова не спорила с возрожденческим великолепием живописи Пьеро делла Франческа, художники-оформители убрали пространство лёгкой белой тканью, сформировав отсеки отдельных работ матера своеобразной итальянской аркадой. Идея которой родилась, несомненно, из перспективно сокращающейся аркады одного из самых известных экспонатов. То, что по центру -- крупнее:
В обратную сторону:
За святыми просвечивает ампир. В целом оформление белыми плоскостями создаёт светлое мягко освещённое пространство. Картины отделены от зрителей специальными поручнями, тонкими и графически разбивающимими белые плоскости. На них же смонтированы таблички этикетажа.
Ещё вид.
Вводная текстовка. Кому информации мало - пожалуйте на википедию
отеч. или
итал., и там дальше по ссылкам.
Выставка уникальна по нескольким причинам. Во-первых, это очень, очень красиво. Во-вторых, в российских музейных собраниях произведений этого художника нет. И в-третьих, как говорят, это первая за всю историю выставка, не у нас, а вообще, когда были вместе собраны пятнадцать вещей делла Франческа. Вроде бы не много, но раньше получалось не больше шести! Так что, как ни крути, кто ещё на выставку не ходил -- сам себе злобный буратина. Исправляйтесь.
Из привезенных в Петербург вещей две -- фрагменты фресок.
Святой Людовик Тулузский,
San Ludovico di Tolosa, 1460, фреска, переведенная на дерево, из Городского музея Сан Сеполькро (Museo Civico di Sansepolcro). Изначально создана для Дворца старейшин города.Это самое
Борго Сан Сеполькро, городок в Тоскане -- родина художника, он там родился и несколько позже умер.
Святой Юлиан,
San Giuliano (l'ospitaliere), 1453-54, так же фреска, переведенная на дерево из того же музея. До музейной поры украшала стену церкви Св. Августина там же, в Сан Сеполькро.
Дальше - живопись темперой на доске.
Оч.эффектно решен торец выставочного зала. Там собрались три доски из полиптиха, теперь хранящиеся в разных музеях и разных странах. Последний раз эти святые виделись три с половиной века назад, когда полиптих был разделен.
Это створки алтаря Св. Августина из того же имени старой церкви в Сан Сеполькро. Атлетичный юноша слева -- Св. Михаил,
San Michele, 1470, дерево/темпера/масло, из лондонской
Национальной галереи. По центру -- Св. Августин,
Sant'Agostino, те же год и техника, ныне проживает в Лиссабоне в Национальном
музее старинного искусства. Следующий -- Св. Николай Толентинский,
Nicola da Tolentino, год и техника -- ясно, прописка миланская,
Музей Польди-Пиццоли.
В 1470-м полиптих выглядел примерно так (картинки с просторов):
С левого края - Св. Августин, затем Архангел Михаил. С другого - Св. Николай и евангелист Иоанн ближе к центру. А посередине между этими парами должна быть Дева Мария. Но теперь все разъехались, только эти трое встретились на время. Про полиптих можно посмотреть
тут. Удивительно писан Архангел Михаил. Как выписан нагрудник (!!!):
Как у скульпторов-соцреалистов: сперва лепим тело, потом на нём одежду!)
Поверженный змей-дракон в двух частях.. И сапожки у архангела хороши!
Рамы у всех трех святых не родные, одевали их уже раздельно. На лиссабонской доске имеется табличка на португальском:
Франческа (Пьеро Делла), итальянская школа, Борго Сан Сеполькро, 1416-1492. Старая школа этикеток!
Дальше.
Дальше - Св. Иероним с донатором (
San Girolamo), 1450-е, дерево/темпера/масло, Венеция,
Галерея Академии.
Ещё дальше - портрет Гвидобальдо да Монтефельтро, герцога Урбинского (
Guidobaldo da Montefeltro), ок. 1483, дерево/темпера, Мадрид,
Музей Тиссен-Борнемисса.
И - портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, кондотьера и правителя Римини (
Sigismondo Pandolfo Malatesta), ок. 1450-51, дерево/масло, Париж,
Лувр.
Жестко и сурово, одно слово: кондотьер.
И - Мадонна с Младенцем, 1430-е, дерево/темпера, США, штат Делавэр, Ньюарк, Коллекция Алана.
Фрагментик. Младенец-Христос: коралл на шее, птица в кулачке.
И - Мадонна из Сенигаллии (Madonna di Senigallia), 1470-1485, дерево/масло, Урбино, Национальная
галерея Марке. Потрясающая вещь, решена буквально в два цвета!
И, наконец, - Благовещение (навершие алтаря Св. Антония), 1460-70-е, дерево/темпера/масло, Перуджа, Нициональная
галерея Умбрии. Помимо прочего - гимн перспективе, даже так: Гимн Перспективе.
К слову, доска, на которой живопись более чем пятисотлетнего возраста. Не знаю, изначальная, или живопись переносили, но тем не менее.
И после живописи -- трактаты Пьеро делла Франческа, а тот много размышлял о математике, перспективе и вычислениях. Поэтому к выставке были привлечены четыре манускрипта из итальянских библиотек.
Разворот "Трактата о перспективе", в оригинале "De prospectiva pingendi", творчески переводя - о перспективе для художников. Датировка манускрипта 1472-81, хранится в
Библиотеке Паницци, Реджо Эмилия. В принципе разрешение картинки позволяет желающим поразбирать вольгару, раннюю форму итальянского языка, на которой написан трактат. У меня что-то получилось, но туго, я, помню, и на истфаке с вопросом древнерусских текстов был не на высоте((
Дальше - разворот "Трактата об абаке", который содержит тексты о коммерческих вычислениях и задачи по алгебре и геометрии. В оригинале -- "Trattato dell'abaco", или "De abaco". Конкретно этот экзмепляр книги создан в конце XV -- начале XVII века по заказу семьи Строцци. Хранится в Национальной центральной
библиотеке Флоренции.
Отдельно текст для поразбирать. Тоже вольгара.
А это - Трактат Архимеда, на его полях Пьеро делла Франческа оставил более двухсот рисунков. Манускрипт происходит из Библиотеки
Риккардианы во Флоренции.
Разворот поближе для почитать Архимеда.
Штампик библиотеки.
Спиралька, рисунок Делла Франческа.
И ещё экземпляр "Трактата о перспективе", этот манускрипт дотирован 1480-ми годами и происходит из пармской Библиотеки
Палатины.
Полоса текста для почитать.
И рисунки головы.
Итого пятнадцать вещей: две фрески, девять произведений живописи на доске и четыре манускрипта. И ещё от итальянцев на выставке крутят фильм о росписях Пьеро делла Франческо в Ареццо. А теперь -- почему осмотр выставки происходил в неурочный час.. Из-за огромной ценности и важности выставки, именно ради неё, Эрмитаж продлили работу до девяти часов вечера почти каждый день. То есть до шести вечера Эрмитаж работает штатно и целиком, а после, до девяти - с входом через Малый Эрмитаж и только на две выставки, эту и ту, ссылки на которые повешены в начале поста. Спешите видеть, потому что такого больше не повторится. А времени осталось не так и много, только до 10 марта. Так что снова: СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ!!!