Примерно год назад, рассказывая как я в 2016-м посетил итальянскую Красную Горку, т.е. местечко
Monterosso на берегу Лигурийского моря, пообещал буквально на днях продолжить рассказ и закидать всех картинками Генуи. Так вот: "буквально на днях" наступило. В компьютере обнаружились картинки путешествий следующих лет, поэтому 2016-й пора кончать.
Итак, Генуя:
Население около 600 тыс. чел., шестой по величине город Италии, один из главнейших промышленных центров и крупнейший морской порт страны. Несмотря на это, прибыли мы туда на поезде. Вокзал, Пьяцца Принчинале, т.е. Главная площадь - старый, об этом намекают хотя бы перроны с металлическим штампованным декором родом из рубежа XIX/XX веков.
Где промышленность, там пролетариат. Где-то в окрестностях вокзала:
Наши в городе!
И тут наши. Ну.., как смогли. Кстати, на стенах оч.много надписей. Примеры - впереди.
В целом Геную я не понял, не было возможности: очень неудачно вышло по времени. В середине дня, уже подуставшие, приехали мы с прекраснейшей Эмилией в этот город Колумба, потупили с поиском нашей гостиницы, чуть отдохнули и только как стемнело отправились обозревать окрестности. А с утра было хорошо, светло, но быстро, в час дня нужно было уже откатывать дальше. В итоге впечатления - как от этой фотографии: очевидно, что очень красиво, но что это и даже где решительно теперь непонятно. Вывод один, в Геную надо будет приехать без спешки и специально. Потому что у города есть дух и перчик, это ощущаешь сразу, как втянешь здешнего воздуха, а это далеко не везде так. А вторая фотография - как раз про перчик. На набережной Генуэзского залива зашли в книжный магазин Feltrinelli, а там на стенку прицеплена газетная полоса. "У порно тоже есть душа", читается издали. По тексту - про книжку современного итальянского автора, можно ознакомиться, но заголовок огонь!
Заселились, отдохнули, а дальше - темень и прогулка.
Одна из главных достопримечательностей - кафедральный собор Св. Лаврентия,
San Lorenzo, освящен, между прочем, в 1118 г., примерно как Юрьевский собор в Новгороде, времена Владимира Мономаха, так сказать. Конечно, собор достраивался, перестраивался, отделывался, но - готика, в целом не стопроцентно характерная итальянской земле. Входные порталы фланкируют оч.трогательные львы:
Один из них, оч.милый.
В плане мимимишности ещё более острый ракурс. У камня тоже есть душа!
Лестница. О, это колдовство черных и белых полос! Непередаваемо!
Полотно створки центрального портала. Видно, что старый.
Фрагменты портала. Черно-белое черезполосие, колонки прямые и крученые, рельефы и орнаменты.
Второй лёвик. Он до слёз растрогался, что северная Эмилия его погладила. Я тоже гладил, но лев порадовался только чуть-чуть. Но фото видно - удивительно живые скульптуры. К слову сказать, эта львиная парочка выполнена относительно недавно, в 1840 г. скульптором-генуэзцем Карло Рубатто.
Кругом собора узенькие улочки, на одной из них обнаружилось такое граффити:
Не знаю, что это значит. Узких улочек много - город-то старинный, поселение лигуров тут существовало ещё во времена Римской республики. Помимо граффити на стенах, на этих узких, даже узеньких vicolo в изобилии располагаются магазинчики, овощные лавки, встречаются проститутки, сутенеры и вообще малосимпатичные товарищи. При них фотоаппаратом размахивать не хотелось. Узость улиц иногда такова, что не просто машина не заедет - но заехваший в такую мотороллер глухо заблокирует пешеходное движение. Чтоб такого не случалось, входы в узости дополнительно ограничиваются, чтобы только пешеходы могли туда проникать.
Иногда на таких улочках дома чуть расступаются и получается маленькая площадь. Да, площадь, piazza, вернее pizzetta, т.е. площадочка, в уменьшительно-ласкательной форме. У нас в Петербурге такое называется двором-колодцем и без каких-либо сантиментов. Вот одна такая пьяцетта, габариты где-то 5х6 метров, что при высоте домов в семь этажей смотрится эффектнейше. От прямоугольника неба справа отходит узкий хвостик - это и есть те узкие vicoli, о которых речь.
Разобравшись, где здесь лавки, а где бордели, и закупившись продовольствием и питьём ночную прогулку мы прекратили, отправились потреблять добытое и спать.
А с утра - всё тоже самое. Снова в узейшие виколи и малюсенькие пьяцетты. Вот ещё одна из таковых, название читается на стане, тоже интересно - площадь жертв мафий, всех видов мафий. Это интересно, не все знают, но это для американцев, русских, других мафия - она одна, ОПГ, а в Италии в каждом из южных регионов она своя, не только мафия, но ндрангета, каморра, коза ностра и др. Вот их всех жертв и площадь. Логично, что именно тут разместилось одноиз отделений карабинеров.
И, как я говорил, много-много-много надписей на стенах. Всяких. Вот возмутительная, здесь всё понятно, но избыточно даже для местного хулиганья.
Снова наши: "Меньше законности, больше правосудия". И хулиганы с характерной ремаркой тут же.
"Сi hanno insegnato la meraviglia verso la gente che ruba il pane. Ora sappiamo che è un delitto il non rubare quando si ha fame", F. De André; "Нас научили удивляться людям, которые крадут хлеб. Теперь мы знаем, что это преступление - не красть когда голоден". Ф. Де Андре. На этой же картинке видно некоторое уширение и табличку площади. Уширение по местным меркам достаточно крупное, поэтому не piazzetta, а полноправная piazza. Коровья, что-ли, площадь.
А почему на стене эта фраза и кто такой этот F. De André? А это Fabrizio De André, автор-исполнитель и поэт местный, бард по-нашему, маргинальной направленности, вроде Башлачева, Дыркина и Цоя (прошу не пинать, сравнение крайне условное). Недалеко от надписи, аккурат на площади, имеется про этого
Фабрицио (годы жизни 1961-1999) мемориальная доска, под ней ещё цитата: "Dai diamanti non nasce niente. Dal letame nascono i fiori..." Из алмазов не родится ничего, из навоза родятся цвета. Изящно говоря, "когда б вы знали из какого сора.." Втотое фото - в противоположную сторону площади, перпендикулярно улице. Тут достопримечательность столб с надписью на латыни, что-то про коровник, тех самых коров, отчего площадь, лень разбирать. Датировано - 1708 г.
Пример лавки в таких узких улочках.. Стоит отметить, что туристических магазов там в недрах нет, только свойское, для местных, одежные, продовольственные, хозяйственные магазы.. Или нечто странное - какая-то такая антикварная (?) лавка-музей со специализацией на печатных машинках..
Но выныриваем из переулков на широкий проспект набережной вдоль портовых сооружений, морского профиля музеев и всяких развлекаловок. Трафик там более чем внушительный. Желания перебегать нет, только через светофор, что в целом для Италии не характерно. Но это за спиной меня, пока я снимал этот вид в сторону залива. Тут - яхты.
А тут - яхты покрупнее, док и его створки.
Позади же - та самая широкая улица. Плотный трафик постепеннь уходит на эстакаду (не знаю как у них там с урбанистикой, но эстетику места этот второй ярус автодороги портит, пальмы почти не спасают), а за ней - вполне симпатичные домики.
Под эстакадой - парковка, устои конструкции для социальногоых граффити и рекламы. В данном случае с видами спереди и сзади явлена дева, купающаяся в дивного средиземнорского цвета воде среди мусора, потому что земляне в мусоре знают толк. Не бросайте мусор в Средиземное море, и вообще в море мусор не бросайте, берегите ресурс из которого все мы вышли!)
Ну а что тут ещё? Очевидно, что в краю знаменитых генуэзских адмиралов - всё, что связано с морем.
Например, Морской музей. GALATA Museo del Mar.
К музею же относится и подводная лодка. Называется S-518 "Nazario Sauro", в честь морского
офицера времен первой мировой. Тип Саура первой серии. Служила в итальянском флоте с 1980 по 2005 год? c 2010 - музей. Помимо Морского музея набережная знаменита недавно построенным большим океанариумом. И хватит об этом.
Между домами и тут встречаются разрывы и отступы. По питерским меркам не ахти какие, но тут получаются пьяццы, например вот, Площадь Св. Елены, Piazza di Sant'Elena. Из окон торчат цветы или сушащееся бельё. Заложенные оконные проёмы и цвет штукатурки до боли напоминают Петербург!
Также площадь Св. Елены известна секс-шопом.. И отсюда же начинается очередная узкая улочка, вон, за зонтиком под вывеской траттории. Тут кстати не просто улочка, но лестничка, по местному scalinata. Смысл в чём? Генуя - город природно-разноуровневый, причём один из склонов прямо от набережной и начинается. И улочки, которые туда ведут являются не столько улицами, сколько действительно лестницами, буквально, со ступенями.
Например, вот. Очень характерный пример! И граффити на стенах, куда без них.
А вот и сувениры! Но не только. Точка не без сувениров, магнитиков, фигни всякой, флагов тех же, но скорее что-то, напоминающее Апрашку и Уделку, то есть тогруют сувенирами, чем-то малопонятным, одежной, обувью и немного водой и орешками всякими.
В общем, нагулялись впопыхах мы с Эмилией по индустриально-историческому городу Генуе и побежали в гостиницу за чемоданами. Гостиница - на улице Андреа Дориа.
Ведёт из района жд-вокзала в сторону большого порта, где пассажирский терминал, знаменитый маяк и т.п. Дом вдали, светленький, там вывеска "отель Шопен", в качестве рекламы - гостиница норм. И кстати. Словосочетание "
Андреа Дориа" я знаю с детства, в какой-то книжке пароход так назывался, позже про линкор такой узнал. Произношу примерно так: АндреадориА (одним словом, ударения выделены большими буквами). Но когда я впервые спросил местных где тут вИаАндреадориА, они посмотрели на меня удивленно. Тут я понял, что называть адмирала надо только "андрЕадОриа"
Схватили вещи, с вИаандрЕадОриа дошли до вокзала и под колоннадой присели испить последнего генуэзского кофе.
Прекраснейшая Эмилия со своей дивной флорентийской сумкой бросает последние взгляды на привокзальную площадь:
Вот меж колонн эта Главная площадь, Piazza Principale. Белый мужчина на постаменте -- естественно Кристобаль Колон.
Ну а я в это время...
... наслаждался кофе с круассаном, тут надо говорить "cornetto". Это самый вкусный круассан, что я ел в Италии, с кремом, удивительного, всепоглощабщего вкуса, такого, что когда я побежал к стойке за следующим - кремовых больше не было, оставались только пустые. А к кофе в Италии в принципе сложно высказывать претензии.
После мы скрылись в дверях вокзала и были таковы.
В итоге - в Геную надо ехать ещё и, думаю, ещё и ещё. Продолжение будет, раньше, чем через год.