Как строят ледоколы...

Aug 31, 2017 17:11

Библиотекари школьной, районной, имен Маяковского и Горького библиотек в один голос скажут, что с обязательностью у Бочарова проблемы. Сделать что-либо вовремя - непосильная задача, книжки сдать в срок в том числе.Теперь из библиотек хожу только в Публичку, там с этим проблем никак быть не может, поэтому трабла вылезла с другой стороны. Весной, благодаря сообществу spbblog попал на Выборгский судостроительный завод. Попал с фотоаппаратом и единственным условием: сделать пост-отчёт в течение недели или двух. Вернулся домой, картинки с фотика слил, чуть подразобрал, сунул на флешку с мыслями доделать всё на след.день на работе. В результате ни флешки, ни файлов. Потом вообще забыл. Через пару месяцев флешка нашлась под сиденьем в машине, но всё равно что-то мешало исполнить обещанное. Но сегодня утром встал и решил: надо разобраться с этим весенним долгом не позже лета, а то осенью и так головняка всякого хоть отбавляй. То есть сегодня. Извольте...
Недавно, в снежном нашем апреле случилось оказаться в незнакомой доселе мне части Выборга. Да ещё какой!
Дело было на неделе, собрались изучать завод кучка блогеров, за ними из Выборга пригнали заводской микрик-мерс. И вот мы летим по ЗСД и Скандинавии на запад. Не успели опомниться, как уже останавливаемся перед воротами заводской территории. И сперва отправляемся в административный корпус:


Там с нами побеседовали и рассказали о предприятии, которому скоро семьдесят, представители средне-высокого начальства. Показали короткий фильм о заводе, похвастались успехами верфи, нынешними делами и заказами, состоянием социальной сферы на заводе и т.п. Потом вручили буклеты о предприятии и отправили бездельников-блогеров-нас на территорию.

Краткая история завода. Основан в 1948 году. Строительство небольших корабликов для ВМФ, и судов гражданского флота. Но позже пришло главное - буровые платформы и ледоколы. То, что ходит по нашим ледяным просторам с атомным сердцем, строилось на Балтийском заводе в Ленинграде-Петербурге, а значительная часть судов ледового класса с традиционной силовой установкой - родилась здесь, в Выборге. В девяностые у завода проблемы как и у всех юридических и физических лиц нашей страны в то время. Но потом наладилось. Случались и серьёзные иностранные заказы. Работа в кооперации с западными судостроителями, в первую очередь с норвежцами и финнами. Возрождение строительства нефтедобывающих платформ. Пик этого направления - участие в международной программе «Морской старт». Тогда на заводе перестраивали нефтяную платформу в морской космодром. И таки перестроили. Потом её довооружили необходимым оборудованием, отбуксировали на экватор и начали почём зря посылать оттуда ракеты в космос. Круть, в общем. В настоящий момент на заводе в постройке пять ледоколов. И кое-что из этого великолепия нам показали!
В общем, повели нас к достроечной набережной на достраиваемый ледокол. Завод, как бы банально это не звучало, это целый город. Широкие улицы, не один и не два перекрестка, огромные дома-цеха, краны, много транспорта и т.п.






Смешавшись с бодрой толпой служащих и рабочих мы проследовали к ледоколу на набережной. Звать судно - «Александр Санников»:


Вот ракурс вдоль набережной в нос ледокола:


Товарищи в белых касках - это блогеры, пробираются на ледокол предводительствуемые девушкой из пр-службы завода.
Как достроят, водоизмещение у ледокола будет без малого 9000 тонн, силовая установка начнёт выдавать 22 МВт, а ломать он будет лёд толщиной до двух метров. Длина судна 122 м, ширина 26 м, осадка - 8 с мелочью. Громадина. И нас туда ведут!
Поднимаемся на борт. Показать нам что-как на строящемся Санникове назначили самого главного для судна человека - специального начальника, ответственного за всю реализацию проекта ледокола. Он постоянно на борту, смотрит и контролирует как монтируют оборудование, нормально ли приварены части корпуса и обработаны швы, в любой момент может ответить на вопрос что последнее погрузили на судно и что будут подавать с берега следующим. Очень важный человек. Очень тяжелая и ответственная работа. Видимо, поэтому он был серьёзен и мрачноват: этих ещё блогеров ему только не хватало. Если работы на борту выполнены хорошо, на стенке пишут мелом «норм», если что-то надо доработать - другую соответствующую случаю надпись.






Это всё я углядел на переборках, пока мы шли от трапа в нос судна. Помимо всего прочего поражали гирлянды проводов, змеистые трассы всевозможных трубопроводов и головоломки металлических конструкций.



Наконец, добрались до носа судно. В этом объёме под верхней палубой будут обитать якорные цепи.


Огромное пространство! Вперёд же, наверх. А там открывается вид на надстройку:


Много этажей под верхней палубой, ещё четырехэтажка сверху - это и есть ледокол! А какие оттуда виды на Выборг!


Холодные воды Балтийского моря.


Выборг. В печальном состоянии элеватор и складские корпуса постройки 1930-х гг. Чистое белое здание,виднеющееся вдали между - это дом, постройки Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, где теперь расположен местный Эрмитаж.


Перпендикулярно набережной. Между жел.дор.путями и краснокирпичными домами - Интендантская гора, где русские укрепления 1860-х и финское Певческое поле 1930-х гг.


В сторону порта и исторической части города. Узнаются затянутые в зеленку башни замка и крепости. Буксир Крепыш.
Пора дальше, спускаемся с борта ледокола. На берегу - бак «КАБЕДЬ». Пригляделся, точно кабедь!



Обожаю эти детсадовские игрища с глубиной резкости!


Во-первых, это красиво! (с)
Рядом с ледоколом на берегу обнаружились диверсионные подводные лодки, суперсекретный проект под девизом "НАТО, дрожи!":


На самом деле, конечно, минобороны здесь не причём. Эти штуки называются азиподы. Или винто-рулевые колонки. Они делают корабли и суда сильно более маневренными. Эти две штуки предназначены Санникову в корму. Две носовых уже на месте.


кругом продолжает бушевать завод. Цеха, краны.. И ларёк. Люди ведь не железные!


Дальше нас повели по цехам. Сперва туда, где режут металл и собирают из него фрагменты корпусов.


Там имеется огромный гидравлический пресс.


И ещё - рабочие. Было время обеда, поэтому стояла тишина, а судостроители разбрелись кто-куда по своим обеденным надобностям.


А вот этой штукой магнитами подцепляют из стопки лист металла и тянут на резку.


Вообще, когда металл каким-либо образом обрабатывают, от него летит разнообразная дрянь во все стороны - искры, крошки, кусочки покрупнее. Чтоб не летали «шальные пули» по цеху, место работы обставляют такими щитами с натянутой тканью. То есть многочисленные дырки - это не последствия стрельбы и пневматической винтовки, а производственный процесс.


Цех смотрится сильно! Огромный, конструктивный. Сами собой в голое всплывают слова "индустриализация", "пятилетка", "стахановцы". Красиво!


Ещё ракурс.
Вот тут нам встречается фрагмент корпуса судна в процессе сварки:


А здесь, очевидно, наказывают нерадивых работников. Но таких кажется нет: все колья пусты!


Можно встретить в цеху и свидетельства художественного таланта судостроителей. Как известно из Довлатова, в любой профессии есть место творчеству:





После нас отвели в цех покраски получаемых в предыдущем месте фрагментов корпусов. Общий вид покрасочной камеры. Мерой берем человека, сравниваем с окрашиваемым фрагментом и оцениваем объём всей камеры. Это грандиозно.


Для оценки грандиозности ещё:


Пока идём из покрасочного в следующий цех, успеваю щёлкнуть ворота соседнего корпуса. Человечек в углу для масштаба.


В следующем цеху, куда нас привели, на различных стадиях сборки стоит целых три ледокола. Один из них - «Андрей Вилькицкий», однотипный с уже освоенным у достроечной набережной Санниковым.


Пака блогеры рассматривали строящиеся суда, открылись малые ворота в больших воротах цеха и въехат хитрый транспортер: привезли какое-то оборудование для насыщения корпусов ледоколов. А транспортер немецкий, в меру старенький, но тем не менее, перемещает более ста тонн груза. Есть на заводе ещё один, итальянский, новенький, тот может тягать триста с лишним тонн. На таких перемещают части корпусов из цеха в цех и на сборочную площадку. Кабины и спереди и сзади, все тележки поворотные, мощность - формула один позавидует)


Переходим на другую сторону помещения, а там змеюка, а позади ещё одна, в процессе изготовления:





Потом их прицепят к бортам ледоколов, для швартовки. На судах поменьше, на буксирах, например, для этой же цели служат подвешенные на цепях старые шины.
Но - снова на воздух мимо цехов и кранов..



Возвращаемся в первый за наше путешествие цех. Там закончился обед и работа кипит. Сразу стало громко, ярко, динамично и несколько пугающе:



В заключение нас отвели в специальную диспетчерскую в торце помещения, вдоль всей стены на некотором возвышении проходит балкончик, с которого мы-блогеры ещё поснимали общих видов царства металла и его обработки:








После всего этого великолепия нас, голодных и уставших, покормили в столовой заводоуправления, рассказав, что питаются рабочие хорошо. Обед был вкусный, не поспоришь. Ну а дальше - в уже знакомый мерс, и в Питер. Но так просто заканчивать индустриальную экскурсию нельзя, поэтому мы попросили водителя сперва заехать на противоположный от завода берег Выборгского залива, где яхтклуб, и там ещё поснимали территорию верфи и панораму Выборга. Но начался дождь и ничего хорошего из этого не вышло:


Завод. Плавдок Антлант. Левее вдали - ледокол "Александр Санников".


Выборг в мареве дождz. Вода сверху и снизу, впереди и позади.


Яхтклуб, фрагмент.
На этом уже хочется и закруглиться. Ещё раз спасибо spbblog за возможность попасть, спасибо Выборгскому судостроительному заводу за желание пустить и показать, спасибо рабочим судостроителям за их вдохновляющий труд и ребятам-блогерам за прекрасную компанию и отлично сложившийся день!

Все-все сколь-нибудь осознанные фотографии из поездки - в альбоме.

блогерство, Выборг, флот

Previous post Next post
Up