Без особенных откровений, но на всякий случай вольно перевёл. Обнаружено по наводке уважаемого
ain92. Итак..
"Mortier de 280mm TR Schneider Mle 1914" by Charlie Clelland.
Артиллерия в XIX в. часто подразделялась на два типа: полевую артиллерию, которая сопровождала армию в походе, и осадную артиллерию, которая использовалась для разрушения укреплений. Осадная артиллерия, как правило, состояла из тяжелых орудий, которые требовали серьёзных материально-технических усилий для развертывания и снабжения. Поскольку основным средством передвижения орудий были запряжки лошадей, тяжелые орудия разбирались на подходящие по весу части, чтобы быть доставленными на огневые позиции.
Полезность тяжелых орудий была продемонстрирована японцами при осаде Порт-Артура во время русско-японской войны 1904-05 гг. Японцы развернули на высотах вокруг города произведённые по крупповской лицензии 28-см гаубицы и с их помощью разрушили русские укрепления и потопили военные корабли в гавани. Русские приняли это обстоятельство во внимание и заказали французскому заводу Шнейдера разработку 11-дюймовой осадной гаубицы с дальностью стрельбы в 6000 м в рамках общего перевооружения русской артиллерии орудиями новых образцов.
Шнейдер предоставил русской армии прототип для тестирования в 1912 г. Новая гаубица была испытана стрельбой по фортификационным постройкам, специально возведённым для этой цели. И хотя снаряды оказались не в состоянии пробить современные железобетонные укрепления, действенность орудия была признана в целом удовлетворительной. Русские заказали 16 шнейдеровских гаубиц со сроком поставки в 1915 г. Французская армия также проявила интерес к этой системе для замены 270-мм гаубиц Банжа обр. 1885 г. Тем не менее, французский парламент колебался до 1913 г., когда, в связи с ухудшением политической ситуации в Европе и угрозой войны, наконец, был выдан заказ на 18 гаубиц.
Изначально предполагалось, что французские орудия будут 280-мм калибра, но это требование было позже снято и все гаубицы произведены 279.4-миллиметрового русского калибра. Французские и русские орудия, чтобы не быть полностью идентичными, имели различия в казенной части. После задержки, вызванной общей мобилизацией в августе 1914 г., первые гаубицы были поставлены в конце 1915 г.
Орудие Шнейдера было снабжено традиционным для производителя поршневым затвором с обтюратором Банжа. Длина ствола 12 калибров и максимальная начальная скорость снаряда 418 м/с позволяли стрелять на дистанции до 10950 м. Тормоз отката / накатник были гидропневматической конструкции, схожей со многими другими французскими орудиями. Однако, в отличие от осадных гаубиц других стран, где высота оси цапф была достаточно велика для обеспечения отката ствола при больших углах возвышения, орудие Шнейдера располагалось на яме, вырытой под опорной плитой системы. Плюсом подобного решения было то, что гаубица не нуждалась в больших земляных «коробках», необходимых другим орудиям для устойчивости, и могла обходиться для этого парой прямоугольных пластин упиравшихся в грунт в задней части опорной плиты. Дополнительно гаубица могла быть оборудована щитом.
Гаубица Шнейдера для перевозки разбиралась на четыре части: ствол, блок противооткатных устройств, лафет и опорную плиту. Конструкция лафета отличалась от таковых у аналогичных орудий большинства других стран. Вместо того, чтобы иметь лафет в виде простой «коробки», промежутка между станинами с компонентами системы, свободно в нём размещёнными, шнейдеровский лафет использовал сами элементы системы как несущую раму с непосредственным прикреплением её к оси колёс. Это решение, безусловно, облегчило орудие, но (из-за хрупкости отдельных подсистем) лишило его возможности буксировки со скоростью выше 7 км/ч. Более поздние варианты повозки получили подвески и резиновые шины, но полностью этот конструктивный изъян искоренён не был. Во французской армии для буксировки каждой пары повозок (из четырёх) применялся тяжелый трактор, русские предполагали буксировать одну повозку отдельной упряжкой лошадей. Чаще всего применялись колёсные трактора фирмы Latil, но можно было встретить и трактора других типов.
Гаубица была разработана для применения с железноорожной линией 60-см узкой колеи. Боеприпасы подвозились на тележках из погреба, расположенного позади гаубицы. Снаряды переносились на загрузочный лоток краном, смонтированным в задней части лафета. Следует отметить, что сапёры французской армии были весьма натренированы в прокладке 60-см железнодорожной колеи .
Для развертывания гаубицы на позиции сперва было необходимо выкопать «противооткатную» яму, намеченную в соответствии с направлением стрельбы, размером 2,1х1,8х0,9 м. Затем над ямой требовалась собрать опорную плиту, лафет, противооткатные устройства и ствол. В идеальных условиях гаубица мола быть собрана за 6 - 8 часов в случае тяжелых грунтов. Хотя различными местными условиями это время могло легко увеличиться до 18 часов.
Первоначально гаубицы сводились в двух орудийные батареи, но позже переформированы в трех орудийные. Впервые в боевых условиях гаубицы были применены в апреле 1916 г. под Верденом, где они использовались в контрбатарейной борьбе и бомбардировали укрепления, захваченных немцами. Контратака форта Дуомон в мае 1916 г. показала, что 280 мм снаряды не в состоянии пробить современные укрепления, подтвердив результаты русских опытов 1912 г. Если быть справедливыми, то и немецкому 42-см снаряду не удалось пробить покрытия форта Дуомон.
Калибр: 279.4 мм L/12
Масса орудия (в сборе): 16218 кг
Углы вертикальной наводки: от 10 ° до 65 °
Углы горизонтальной наводки: 19 °
Максимальная дальность: при 418 м/с - 10950 м
при 315 м/с - 8350 м.
Гаубица могла вести огонь тремя различными типами снарядов:
Стальной НА Mle 1914 - 205 кг ( 63,6 кг ВВ)
Стальной AC Mle 1915 - 275 кг ( 51.5 кг ВВ)
FA AT Mle 1915 - 205 кг ( 36.3 кг ВВ)
Снаряды типов AT и FA (железн.) имели 13 метательные зарядов, дававших вилку скоростей от 178 до 418 м/с. Снаряды типа AC имели 9 метательных зарядов, давая вилку скоростей от 196 до 315 м/с.
За время войны 126 гаубиц было поставлено французской армии и 26 русской (до революции 1917 г.). Кроме того, ещё 25 были установлены на шасси Сен-Шамон как самоходные орудия. Гаубицы Шнейдера применялись для контрбатарейной борьбы, а также для разрушения укреплений противника. В общем, они были любимы артиллеристами, хотя и имели снаряды слишком большие для контрбатарейного огня с одной стороны, и недостаточную действенность по наиболее сильным укреплениям с другой. Тем не менее, эти гаубицы были весьма ценным активом во время позиционного этапа войны, хотя и стали менее полезными, когда война перешла в маневренную стадию в конце 1918 г.
Послевоенная служба.
Гаубицы Шнейдера оставались на службе во французской армии до 2-й мировой войны. Возможно, одним из самых важных случаев использования этих орудий в войне была операция против крепости Шабертон на франко-итальянской границе в мае 1940 г., где для бомбардирования крепости были применены четыре гаубицы Шнейдера. Немецкая армия захватила и использовала некоторые из 72 таких гаубиц как "28см Morser 601 (F)", даже в конце 1944 г. Красная Армия применяла гаубицы русского заказа, 25 из которых были в строю на июнь 1941 г. Следующие фотографии из германского Бундесархива демонстрируют службу 28-см шнейдеровских гаубиц Вермахта в 1944 г. в России.
Дошедшие до нашего времени.
Насколько известно, ни одной полностью комплектной 280-мм гаубицы Шнейдера не существует. Сохранились ствол и противооткатные устройства в музее Войска Польского в Варшаве. Маркировка на стволе позволяет идентифицировать гаубицу как поставленную по русскому заказу.
США: 240мм гаубица M1918.
Армии США во время первой мировой войны не хватало тяжелых орудий и было решено наладить производство варианта 280-мм шнейдеровской гаубицы в Соединённых штатах. Для производства был выбран меньший калибр 240 мм и более длинный (L/21) ствол. Завод Шнейдера предоставил чертежи 280-мм гаубицы и техническую помощь для приспособления французской конструкции к производству в США. Хотя первая гаубица и не была завершена до заключения перемирия, такие орудия образца 1918 г. позднее изготавливались в значительных количествах. Всего в 1920-х гг. было произведено 192 гаубицы. В отличие от орудия системы Шнейдера, они не пришлись по душе американской армии, в ходе 2-й мировой войны не применялись и в 1943 г. были заменены 240-мм гаубицами M1 ("Black Dragon").
Источники:
1. Guy François "Le Mortier de 280 TR Schneider", Histoire de Guerre, Blindés & Materiel, No. 97, pp.26 - 34. (French)
2. "The Field Artillery Journal". Vol.VII No.4. October-December 1917. The United States Field Artillery Association, Washington, D. C.
Download3. "The Field Artillery Journal". Vol.XII No.4. July-August 1922. The United States Field Artillery Association, Washington, D. C.
Download Исходный текст -
тут. В целом, материал любопытный, полагаю в значительной степени основанный на статье генерала Ги Франсуа. И естественно, имеются некоторые вопросы и комментарии. Например такие.
1. По поводу обращения русских военных к Шнейдеру на предмет разработки осадной гаубицы. Было всё-таки посложнее, был международный конкурс, но победителем и вправду был назван завод Шнейдера.
2. Упоминавшиеся в тексте стрельбы в России - это Березанские опыты 1912 г.
3. По поводу неидентичности французских и русских орудий.. Правда ли у французов калибр 280-мм вот точно-преточно 280-мм? И есть ли разница между 280-мм и 279,4 мм?
4. И на эту же тему: разница в конструкции затвора - это не различие образцов, производившихся для России и Франции, а результат модернизации, коль и в России были орудия обоих типов, как о том говорит советское Руководство к службе 1930 года издания.
5. Имеются некоторые расхождения в главных цифрах (вес, размеры, углы, дальности) по сравнению с тем, что приводит Широкорад и вышеупомянутое руководство.
6. Данные снарядов и зарядов вообще никак не бьются с данными Широкорада.
7. По фотографиям - опять видим высокую зарядную тележку, но в, кажется, довоенные времена. И видим ещё другой тип тележки, совсем низкий. А у немцев зимой - как будто сани.
8. По современным фотографиям гаубицы - неясно, оба общих вида из Варшавы? Вообще, они различаются, но этот момент никак не прокомментирован.
Что-то можно прояснить в библиотеке, об остальном без французов не выяснить.