Предыстория опиумных войн

Oct 07, 2023 13:47

В июне 1635 года испанские цирюльники Мехико обратились к вице-королю с протестом против нечестной конкуренции со стороны китайских мигрантов (via Splendid Exchange by Bernstein). А откуда в Мексике в 17 веке взялись китайцы?

С незапамятных времен Китай импортировал большое количество серебра. Отдельные не шибко умные индивидуумы даже используют этот факт для обоснования какой-то невероятной экономической мощи Китая - дескать никаких нормальных товаров у европейских варваров не было, так что приходилось оставлять себя без штанов, отправляя последнее серебро на восток.

По оценкам историков порядка в 1800 в Китае собралось порядка трети мирового серебра. Но и население Китая составляло порядка трети мирового (300 млн из миллиарда). В общем без штанов себя явно не оставляли. Да и альтернативы китайским товарам вполне себе существовали. Скажем шелк вполне себе производили в Европе еще с раннего средневековья.

Просто из-за определенных геологических и культурных факторов серебро в Китае поначалу ценилось в разы дороже золота по сравнению с остальным миром (1/5 vs 1/15).

Именно поэтому было выгодно сразу везти серебро из Испанской Америки в Китай через Тихий океан, покупая там золото и товары. С обратным рейсами в Америку попадали и китайцы, мечтавшие вернуться домой с мешочком драгоценного металла.

Естественно торговля приводила к выравниванию курсов и к концу 18 века ввоз серебра в Китай начал терять свою привлекательность.

Впрочем сначала вспомним некоторые события 17-го века. Опиумные войны были страшным преступлением европейского колониализма, но при обсуждении этой темы почему-то забывают что Китай с этому моменту давно был завоеван и колонизирован.

Манчжурами.

После манчжурского завоевания Китая (1644-1683) за победителями, составлявшими порядка 3 процентов населения, была зарезервирована половина чиновничьих постов. Манчжуры также поначалу являлись основной военной силой.

Манчжуры помнили о судьбе предыдущих завоевателей так что они взяли решительный курс на изоляцию и консервацию своей культуры, пытаясь сохранить свое военное превосходство над коренными китайцами. Но, естественно, шел обычный эволюционный процесс упрощения паразита. Надежно присосавшиеся к казне нахлебники к началу девятнадцатого века начали забывать не только умение стрельбы из лука, но и даже искусство езды на лошадях.

Как обычные китайцы относились к привилегированному и культурно изолированному меньшинству которое больше не оправдывало свое существование даже на поле боя? Вопрос риторический.

Немного о китайских финансах. Некоторые не шибко умные считают что нет ничего лучше золотых денег, потому что правительство не может выпускать их в неограниченных количествах.

Но представим что в стране с финсистемой, основанной на золоте, начался экономический рост. Увеличение спроса на золотые деньги вызовет их подорожание и затруднит выплату кредитов промышленниками - выгоду получат те кто сложил деньги в кубышку. Массовая паника опять таки вызовет накопление и дефляцию, обогащая впавших в панику.

Разумеется это не значит что печать денег на удовлетворение прихотей фаворита или развязывание маленьких победоносных войн полезна. Но как минимум печать денег это относительно равномерно распределенный налог с минимумом транзакционных издержек. Ну а если печать денег просто удовлетворяет повышенный спрос на них, сохраняя пресказуемое поведение цены денег для заемщиков и кредиторов то и вовсе замечательно.

Китай издавно лидировал на почве финансовых суррогатов - можно вспомнить и печать бумажных денег и отливку монет из чугуна. Но под "умелым" управлением степняков все полимеры были утрачены - страна полностью перешла на использование меди для повседневных расчетов и серебра для оплаты налогов / выплат госслужащим.

Причем отливка серебряных слитков была децентрализована. А значит власть лишилась даже возможности ухудшения пробы серебра - выброс ухудшенных слитков подконтрольными императору печатными дворами привело бы лишь тезаврированию населением качественных слитков и оплаты налогов ухудшенными.

Последним вариантом регулировки экономики было бы прямая компенсация дорожания серебра уменьшением налогов и зарплат чиновников, но качество управления манчжурского Китая закрывало и эту возможность.

По мере начала использования приведенных из Нового Света с/х культур, вроде кукурузы и картошки, население мира вообще и Китая в частности начало быстро расти. А значит рос и спрос на серебро.

Все вышеперечисленное значило что теперь финансовая система Китая висит на тоненьком волоске импорта серебра и выравнивание курсов с каждым годом делало этот импорт все менее выгодным для иностранцев.

Между тем потребление опиума росло по экспоненте. Депрессивная ультраконсервативная культура Цинской династии делала эскапизм самой привлекательной из возможностей. Начальник таможни назначался из числа манчжуров по указу столицы на три года и взятки от торговцев "запрещенным" опиумом набивали его карманы (начальник таможни 1834 года оценивал свое состояние в 6 миллионов фунтов - цифру сравнимую с годовой внешней торговлей Китая).

Опиум растили и на территории Китая (после второй Опиумной он вообще начнет вытеснять импорт), но в основном ввозили. А значит теперь серебро утекало из Китая.

Именно надвигающийся серебряный кризис принудил власти к решительным действиям - так то до первой опиумной наркомания была в разы меньше "нормальных" сегодняшних значений.

К сожалению, манчжурские элиты получали твердые выплаты из казны серебром, поэтому поначалу подорожание серебра их только обогащало. Забеспокоились власти лишь в последний момент, когда начали резко учащаться бунты крестьян и начала худеть казна.

Если бы китайцы прикрывали опиумный вентиль заранее и постепенно то им бы может и удалось бы решить дело миром.

В начале 19 века уже было несколько вооруженных столкновений между китайцами и торговцами. Китайцы обычно сливали на поле боя, но угроза эмбарго заставляла иностранцев идти на любые уступки.

В связи с этим у китайцев даже появилась теория ресурсной товарной сверхдержавы - дескать, европейцы замерзнут умрут от запора без нашего чая.

Но китайцы тянули резину до последнего и начали в самый неподходящий момент - на дворе была рецессия 1837-1839 годов. И прикрыть опиумную торговлю решили одним махом, не считаясь с проблемами "партнеров".

В таких условиях начало войны было практически неизбежно.

При этом вооруженные силы Китая застряли где-то в 16 веке.

Для того чтобы понять состояние ВМС достаточно вспомнить единственный китайский корабль европейского образца Cambridge - купленный накануне войны 40-летний старичок с 4 12-фунтовками, 28 6-фунтовками и полудюжиной карронад на голову превосходил любой остальной китайский корабль (строго говоря корабль продали без пушек, но уж таких пукалок, в том числе и европейского производства, у китайцев было в достатке).

Артиллерия состояла из набора музейных образцов с типичным зазором порядка 10% (даже в донаполеоновские времена использовались 4-5, а к первой опиумной оставляли считанные миллиметры, просто для компенсации нагара). Отвратный чугун заставлял китайцев обливать пушки предохранительным слоем меди, о производстве бомб не было и речи.

Типичный станок имел три возможных положения по высоте подъема ствола. Применять копеечный угломер с отвесом для измерения возвышения китайские артиллеристы начали лишь после первой опиумной - в Европе угломер использовали на 2-3 столетия раньше.



Порох могучая китайская экономика производила в сотнях кустарных мастерских, совершенно отвратного качества и в ничтожных количествах (типичные поставки провинции порядка десятка тонн, вполне возможно что все производство Китая уступало производству крошечных американских колоний во время войны за независимость).

Китайцы не удосужились снабдить мушкетеров хотя бы штыками вставляющимися в ствол. Хотя учитывая моральные качества китайских войск от штыков вряд ли был толк.



В принципе побороться можно было и с таким вооружением. Но почему то ни манчжуры ни тем более простые китайцы не горели желанием умирать за императора.

Главной возможностью китайцев была береговая оборона - в те времена пушка береговой батарей считалась в десять раз сильнее пушки на корабле. Перекрой устья рек и спускай по ним войска и припасы к побережью... Но китайские солдаты оставлял укрепленные толстыми каменными стенами батареи после минимального сопротивления, иной раз через считанные минуты после начала обстрела.

Тот же Cambridge был брошен командой при первой же угрозе абордажа. Характерный эпизод - в конце войны во время последней попытки китайского наступления на корабли погрузилась морская пехота, никогда не видавшая моря. После этого корабли осторожно плавали у берега, посылая донесения о сокрушительных победах над варварами до самого конца войны.

В общем для войны, как и для танца, нужны двое. И китайцы сделали и не сделали все необходимое для своего соокрушительного поражения.

история

Previous post Next post
Up