Былинный Киев и современная российская анимация

May 04, 2017 00:26

Я люблю наблюдать за тем, как в кино изображается древнерусская архитектура и вообще памятники искусства. Иногда это делается очень грамотно, иногда абсолютно неправдоподобно, но очень выразительно. В любом случае это всегда интересно. И даже такой материал как мультфильмы студии «Мельница» могут дать обильную пищу для ума.




Посмотрим как в мультике «Три богатыря. Ход конем» изобразили былинный Киев. При внимательном разглядывании рисунка можно хотя бы примерно догадаться, на что смотрели его авторы.



В центре кадра мы видим большой внушительных форм собор с колокольней и маленькой главкой на отдельном возвышении. Общий вид храма конечно фантастичный, так как колокольня поставлена на него со стороны алтаря, а несоразмерно маленькая главка вырастает с запада. Нижняя часть храма из-за своей тяжеловесности и приземистых закомар напоминает проекты К. А. Тона «русского стиля». Верхняя часть искусственно прилеплена к ней, напоминая развернутую на 180° церковь с колокольней.







Звонница также похожа на произведения русского стиля, только более поздние конца 19 - начала 20 века. Низкий сомкнутый свод с кокошниками и главкой также был прямо срисован с какого-то из образцов церковной архитектуры 19 века - не важно, с какого храма именно.







Реалистичнее выглядит пятиглавый храм с золотыми куполами. Пропорции его барабанов - большого среднего и широко расставленных тонких угловых - похожи на Покровский собор в Великом Новгороде (или на какой-нибудь другой храм, построенный по похожему проекту). Совпадают прямой карниз стен и арочки на малых барабанах.




Безошибочно определяется небольшой шатровый храм с выразительным красно-зеленым рисунком на стенах. Это очень точно изображенная надвратная церковь Саввино-Сторожевского монастыря. Отличается лишь число кокошников с раковинами: два вместо трех на каждом фасаде.




Какой-то конкретный прототип стоит и за двойным храмиком с левого края кадра. Он напоминает, например, звонницу Успенского собора Великого Устюга, но в действительности может оказаться и каким-то другим храмом с формами украинского барокко. Мне кажется, что покатая форма кровли слева и двойная арка на здании справа были срисованы точно.







Но главная бомба - это постройка в правой нижней части кадра. Как вы думаете, что это за диковинный дворец с флажками? Не знаете? А вот вам - это София Киевская. Да, София Киевская собственной персоной с апсидами, с древними византийскими и новыми барочными украинскими главными, с контрфорсами и зелеными крышами слева.




Дальняя часть ее растворилась в пестрых теремах, а центральная глава по прихоти художника приобрела черты псевдоготики 18 или начала 19 века. Тут уж невозможно сказать, на какую конкретно церковь или колокольню он посмотрел. К удивлению, мне не удалось найти храм с точно такой же кровлей с плоскими "полями", поэтому как аналогию привожу башню Старо-Голутвина монастыря в Коломне.







архитектура, кино, история искусств

Previous post Next post
Up