Доклад об иконостасах, часть 2 - окончание.

Jan 29, 2015 05:01

Альтернатива высокому иконостасу - низкая алтарная преграда. Эта форма храмового убранства исторически существовала гораздо дольше: от раннехристианских базилик до древнерусских храмов домонгольского периода, а в Византии и того более.




Алтарная преграда в базилике 6 века.

Важно понять, по каким критериям сейчас следует выбирать между алтарной преградой и иконостасом.

Нередко алтарная преграда воспринимается просто как неполный иконостас, который пишется ввиду недостатка времени или средств. В этом случае он может ничем не отличаться от местного ряда высокого иконостаса.




Современный низкий иконостас в московском храме, построенном по программе 200.



На самом же деле византийские алтарные преграды обладали собственной архитектурной выразительностью. Такие преграды не закрывали обзор алтаря: эту функцию выполняла завеса-катапетасма. Иконы не заполняли все пространство преграды. Были выделены два больших поклонных образа, фланкировавшие алтарь. Важную роль играла сень над престолом - киворий.




Интерьер церкви св. Пантелеймона в Нерези. 12 век. По сторонам от алтаря расположены написанные фреской иконы Богородицы (повреждена) и святого Пантелеймона.




Церковь Капникарея в Афинах. 11 век. Современная алтарная преграда, выполненная по старому образцу.




Киворий над престолом. "Служба святителя Василия Великого". Фреска Софийского собора в Охриде. 11 век.

Таким образом, в Византии сохранялось единое пространство алтаря и храма (наоса). Это было необходимо для цельного восприятия настенной живописи, имевшей стройную богословскую программу. Образ Богоматери в алтаре был зрительно связан с образом Христа Вседержителя в куполе.




Интерьер Софийского собора в Киеве. Мозаики 11 века.

Следовательно сейчас при выборе между высоким иконостасом и преградой следует учитывать архитектурные особенности интерьера храма и его настенную роспись. Именно так поступили создатели нового Покровского храма в Ясеневе. Его интерьер оформлен мозаиками в византийском стиле. Важнейшую роль играют образы, расположенные в алтарной апсиде - реплика знаменитых византийских мозаик Сицилии 12 века.




Интерьер недавно построенного храма Покрова Богородицы в Ясеневе.

Интересный пример грамотного решения дает недавно завершенное убранство восстановленного Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. Нижний храм оформлен в духе ранней Византии с алтарной преградой в форме парапета, выразительным киворием и открытой для обзора росписью апсиды. Верхний же храм, изначально построенный по образцам русского 17 века, оформлен высоким пятиярусным иконостасом. В таких церквях изначально строилась глухая восточная стена, отделяющая алтарь и прорезанная лишь небольшими проемами царских врат и диаконских дверей.




Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Нижний храм. Роспись архимандрита Зинона (Теодора).




Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Верхний храм. Иконостас, восстановленный по проекту начала 20 века, ориентированному на допетровскую Русь.

Играет роль и назначение храма. Так невысокая открытая преграда уместна в небольших домовых храмах при учебных заведениях или больницах с тесным пространством и ограниченным кругом прихожан.







Низкие преграды в форме ограды-парапета используют также в монашеских скитах. Таково современное убранство крошечной по размеру древней церкви Перынского скита под Великим Новгородом. Храм, устроенный в собственном скиту архимандритом Зиноном, напоминает даже не столько раннехристианские базилики, сколько кубикулы римских катакомб. Иконы Спасителя и Богоматери написаны с опорой на образцы 6 века. Образ Богородицы повторяет одну из известных икон того времени, хранящуюся в Риме.







Разумеется алтарные преграды способствуют тому, что миряне и служащий священник лучше связаны друг с другом во время богослужения. Лучше слышны произносимые в алтаре молитвы. При проектировании высоких иконостасов эта проблема решается увеличением проема царских врат, который вовсе не обязательно должен полностью закрываться створками.




Иконостас 14 века в соборе сербского монастыря Высокие Дечаны.

В целом в настоящее время создано уже немало современных алтарных преград, которые можно разделить на два основных типа. Оба они представляют собой индивидуальные авторские решения. Но в первом случае в них явно присутствует ориентация на классические византийские образцы, которые не копируются буквально, но имеются в виду. Такие проекты стремятся достаточно точно воспроизвести обстановку византийских храмов.




Храм, построенный по проекту А. Анисимова при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре.







Придел преподобной Марии Египетской в соборе московского Сретенского монастыря.

Другие же проекты представляют собой оригинальные авторские решения, совмещающие разнообразные приемы прошлого и использующие самые разные материалы: камень, дерево, металл, иконы, фрески, мозаики и рельефы. Разумеется, граница между двумя названными типами не может быть строго обозначена. Так, убранство нескольких подмосковных храмов, созданное о. Зиноном, опирается на византийские и отчасти раннехристианские образцы, но по новому их интерпретирует.




Храм Нерукотворного образа Спасителя в селе Усово Одинцовского района.




Храм преподобного Сергия Радонежского в поселке Семхоз на месте убийства о. Александра Меня.

Алтарная преграда храма в Усове превращена в монолитную каменную стену с выделяющимися на ее фоне образами икон и декоративными ажурными вратами, читающимися на фоне красных завес.

Иконостас Сергиевской церкви написан в технике фрески прямо по стене. Местный ряд декорирован камнем. Его образы, как и иконы Спасского храма, содержат детали, отсылающие к раннехристианской иконографии - Христос Космократор сидящий на сфере. Деисус же ближе византийской живописи 11-12 веков. В целом подобные проекты тяготеют к максимальной лаконичности. Это строгое, нередко суровое искусство, не лишенное однако тонкой эстетики.

Совершенно иной мир создают работы мастерской А. Лавданского. В церкви св. Антипы на Колымажном дворе рядом с ГМИИ им. Пушкина им были созданы несколько иконостасов, каждый из которых решен индивидуально в зависимости от характера интерьера, где он располагается. Центральный объем храма 16 века украшает иконостас, по своей композиции восходящий к большим поясным деисусам 14 века, таким как Высоцкий чин из собрания Третьяковской галереи. Однако, сама живопись икон исполнена в духе совершенно другой эпохи - византийского 12 века с небольшими включениями русского 17, что является авторским почерком Лавданского.




Иконостас центрального придела церкви св. Антипы на Колымажном дворе. Мастерская А. Лавданского.




Деисус 14 века - "Высоцкий чин" - в экспозиции ГТГ.

Двухэтажный же барочный придел оформлен иконостасами, включающими в себя архитектурные элементы и скульптурную резьбу, ориентированную на античные и раннехристианские образцы.










В приведенном примере речь шла о созданнии нового убранства для старого храма, являющегося памятником архитектуры. В таких случаях нередко рождаются оригинальные творческие решения. Так, в московском храме св. Николая в Кленниках на Маросейке местный ряд иконостаса решен в виде каменной византийской преграды, верхние же ряды иконостаса написаны прямо на стене фреской так, как это делалось в некоторых русских храмах 17 века.




Главный иконостас ц. св. Николая в Кленниках на Маросейке.




Иконостас, написанный на стене фреской. Церкви Ростовского Кремля. 17 век.

На самом деле употребление настенной живописи в составе иконостаса имеет давнюю традицию и встречается в различных формах как в византийских, так и в древнерусских храмах. Этот прием также может давать новые выразительные решения иконостаса. Так в приделе церкви Космы и Дамиана в Шубине все внимание молящегося сосредотачивается на огромном образе Тайной вечери - Евхаристии, написанном фреской над царскими вратами.




Боковой придел ц. Космы и Дамиана в Шубине.

Необычные иконостасы могут создаваться в новых, непривычных условиях. Таков иконостас А. Солдатова, созданный для православного храм св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.




Православная церковь св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.

Храм этот, построенный около 100 лет назад для армянской общины, совмещает в себе средневековый романский стиль и некоторые черты архитектуры Закавказья. Поэтому иконостас здесь был устроен каменным и расписан фреской.




Проект иконостаса. А. Солдатов.

Его образы опираются как на византийскую иконопись, так и на западноевропейскую романскую живопись 12 века. Изображение Христа во славе одновременно напоминает икону «Спас в силах» и знаменитые алтарные росписи Каталонии. Образы местного и праздничного ряда следуют православной традиции.




Икона "Спас в силах" из деисусного чина иконостаса. Андрей Рублев.




Роспись алтарной апсиды церкви Сан-Клементе в Тауле. Каталония. 12 век.

Пожалуй самый строгий и даже спорный пример - убранство придела московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Решение иконостаса чрезвычайно смело, я бы сказал авангардно: каменные рельефные иконы обрамлены кованным металлом. Это работа скульптора Сергея Антонова. Сам же алтарь расписан его супругой - замечательным современным иконописцем Ириной Зарон. Все ее росписи отличаются изысканным рисунком и мягким, намеренно приглушенным колоритом. В целом убранство придела - на грани возможного. Это глубоко продуманное, но трудное для восприятия искусство. Однако, по мысли духовенства этого храма, подобное искусство полезно людям, живущим в современном мегаполисе. Оно лучше помогает настроиться на духовное, намеренно уходя от всего аляповатого.




Иконостас придела преп. Серафима Саровского храма преп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Скульптор Сергей Антонов.







Росписи алтаря придела, исполненные Ириной Зарон.

Ирина Зарон известна и как автор чрезвычайно выразительных высоких иконостасов. Благодаря тщательно отобранным художественным средствам в них преодолевается разнохарактерность образцов. Создается ясный и цельный образ. Именно такие редкие произведения лучше других создают ощущение, родственное древним памятникам иконописи.







Иконостас Ирины Зарон в надвратном храме Андреевского монастыря в Москве.

В качестве заключения хочется подчеркнуть, что создание иконостасов неизбежно требует от современных иконописцев творческих решений. Здесь невозможно простое копирование. Речь не идет и об удачном комбинировании старых элементов. Иконостас, как и весь храм, должен быть цельным образом, являющим существо Церкви - тела Христова. Это церковное творчество, основанное на традиции. Оно требует от иконописца очень многого. Обязательной опорой в нем должны быть богословские знания, художественное чутье и живой церковный опыт.

иконостас, икона, Искусство, иконопись, храмы

Previous post Next post
Up