В четверг на секции Рождественских чтений я прочел доклад о современных иконостасах. Секция была посвящена проблемам современного церковного искусства. Как всегда много говорили о негативном. Я разумеется тоже не обошелся без отрицательных примеров. Однако основную часть анализируемого материала составляют неоднозначные произведения, которые нельзя так просто отнести к положительной или отрицательной катерогии. Это современные попытки создавать новые формы в русле традиции (а не против нее).
Вообще в церковном искусстве сами по себе появляются новые формы, которые входят в церковный обиход и не всегда осознаются как именно новые. Современные иконостасы неизбежно оказываются не совсем такими, как старые, даже если стремятся их копировать.
Какими же бывают иконостасы?
Иконостас - характерная особенность именно русских храмов. Существует по сути верный стереотип, что иконостас должен быть пятиярусным.
Проект восстановления иконостаса 17 века в Покровском соборе Измайлова. Н. Нужный.
Действительно, пятиярусный иконостас заключает в себе законченную богословскую программу, раскрывающую домостроительство спасения человека от Адама до второго пришествия Христова. Программа пятиярусного иконостаса изучается в курсе Иконоведения - ее должны уметь изложить все студенты, окончившие первый курс Свято-Тихоновского университета. Напомню, что программа иконостаса прочитывается сверху вниз от пятого праотеческого чина к Деисусу.
Посмотреть устройство иконостаса. На самом деле пятиярусный иконостас существовал сравнительно небольшой период времени с конца 16 по конец 17 века. Впервые высокие многоярусные иконостасы возникают в эпоху Андрея Рублева на рубеже 14-15 веков, и по созданным им образцам пишутся в течение всего 15 века и большей части 16-го.
Иконостас церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре. 16 век. (Местный ряд вынут.)
Рублевские иконостасы имели четыре ряда икон. Ветхий Завет в них был представлен фигурами пророков с образом Богоматери в центре. Лишь в середине 16 века появляются первые небольшого размера иконы праотцев, которые в эпоху Годунова начинают писаться в полный рост.
Так возникает пятиярусный иконостас. Фактически его самые совершенные образцы - это памятники 17 века. В них ряды икон приобретают согласованность: организуется общий вертикальный ритм, связывающий в цельную композицию три яруса ростовых фигур, многофигурные праздники и местный ряд.
Иконостас Успенского собора Московского Кремля. 1653 год.
Но уже к концу 17 столетия эта система деформируется, обрастая дополнительными ярусами икон в нарышкинском стиле, а затем наоборот сокращаясь до 1-2 рядов изображений во многих памятниках последующего синодального периода.
Таким образом, высокий иконостас связан с вполне определенным периодом в истории иконописи. Его образцы относятся к определенному стилистическому кругу. В наши же дни пятиярусные иконостасы пишут и в стиле 15 века, и в стиле 14 и иногда даже 12 столетия.
Например, в византийском стиле 12 века - комниновском - мастерской «Киноварь» написан четырехъярусный иконостас московской церкви Троицы в Хохлах. Состав иконостаса следует русским памятникам 16 века, но сама живопись ориентирована на совершенно другую эпоху.
Иконостас церкви Троицы в Хохлах.
Это не значит, что в комниновском искусстве не находится никаких прототипов будущих чинов иконостаса. Напротив они есть и активно используются современными иконописцами. Это и иконы меньшего масштаба, и фрески, и книжные миниатюры. Прототипом же всей композиции иконостаса в целом можно считать такие произведения, как знаменитый Золотой алтарь Пала д'Оро.
Пала д'Оро. Византия 12-13 веков. Хранится в соборе Сан-Марко в Венеции.
В недавно построенном соборе Зачатьевского монастыря в Москве деисус скопирован со знаменитых икон Феофана Грека, к которым добавлены верхние чины иконостаса, написанные с других более поздних образцов. (Часть из них - это иконы 16 века из того же иконостаса, находящегося в Благовещенском соборе Кремля.)
Интерьер собора Зачатьевского монастыря в Москве.
Интерьер Благовещенского собора Московского Кремля с иконами Феофана Грека.
Таким же образом создан даже стилистически цельный иконостас, написанный выпускниками Свято-Тихоновского университета для храма в Катыни. Образцом для его икон послужил иконостас собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Однако, верхний праотеческий чин, не существовавший в храмах 15 века, является авторской разработкой, опирающейся в частности на существующие в том же Кириллове иконы 17 столетия, добавленные к более ранним.
Иконостас написанный иконописной мастерской ПСТГУ для храма в Катыни.
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря с иконами 15 и 17 веков. Рама 19 века. (В настоящее время иконы в музее, в соборе репродукции.)
Нередко в наши дни иконы в византийском или древнерусском стиле вписываются в рамы эпохи барокко или классицизма, соответствующие архитектуре самого храма.
Иконостас Богоявленского собора бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе.
Софийский (Вознесенский) собор Царского села (Пушкина).
Здесь нельзя однозначно сказать, плохо это или хорошо. Следует анализировать каждый конкретный пример. Однако, на мой взгляд, византийские иконы в храмах классицизма выглядят убедительно. Они уверенно вписываются в классицистическую архитектуру, как это происходит и с традиционной православной фреской. Один из лучших примеров: церковь Троицы в Вишняках на Пятницкой.
Все это касается стилистической цельности иконостаса: его живописи и декора. Но при проектировании современных иконостасов встают и более существенные богословские проблемы - проблемы содержания.
Иконостас 17 века в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме.
Одна из них связана с центральным образом праотеческого чина. Так как пятый завершающий ряд иконостаса сформировался только к концу 16 века, в его центре практически сразу стали помещать «Отечество». Этот образ, содержащий аллегорическую фигуру Бога-Отца в виде старца с отроком-Христом на коленях и Святым Духом в виде голубя, вошел в русскую иконопись, несмотря на неоднократную критику.
"Отечество" в иконостасе 17 века.
В свое время Седьмой вселенский собор ясно высказался по поводу неизобразимости Бога, который стал изобразим только в лице воплотившегося Христа. В живописи 18-19 веков эта норма была как-кажется совершенно забыта. Поэтому, когда в начале 20 века в храмах эпохи модерна старались возродить формы древнего церковного искусства, «Отечество» воспринималось как традиционный сюжет и помещалось в высокие иконостасы.
Иконостас начала 20 века в Феодоровском соборе Царского села.
В наши же дни, когда богословская сомнительность этой иконографии более ясна и понятна, «Отечество» нередко заменяют иконой Святой Троицы в традиционном древнем типе, изображающем явление трех Ангелов Аврааму. Этот образ указывает на предвечный Божественный совет о спасении человеческого рода и содержит прообраз евхаристической жертвы. Он как нельзя лучше подходит на роль образа, которому предстоят праотцы.
"Троица" преподобного Андрея Рублева
Однако, на практике видно, что многие иконописцы с трудом вписывают три сидящие фигуры в ряд стоящих ростовых. Если композиция иконостаса с «Отечеством» давно уже найдена, то изменение иконографии влечет за собой новую композиционную задачу. Так желание точнее следовать канону вызывает необходимость новых творческих художественных решений, так как древних образцов такой композиции практически нет.
Иконостас храма святого Иоанна Предтечи в Волгограде.
Мне известен лишь один пример. Это иконостас новгородского Софийского собора, в состав которого входят крошечные по масштабу фигуры праотцев, в центре между которыми поставлена икона Святой Троицы. Возможно, это самый ранний праотеческий чин в истории иконописи.
Верхние ряды иконостаса Новгородского Софийского собора. 16 век.
Изменения, правда, не столь значительные, происходят и в других рядах иконостаса. Приведу один лишь пример. В следующем пророческом чине в наши дни нередко стали помещать образ стоящей Богородицы с воздетыми руками - Оранты.
Иконостас церкви Космы и Дамина в Шубине на Тверской в Москве.
Исторически здесь располагалась либо поясная икона «Знамение», либо Богородица, сидящая на престоле. Теперь же фигура Оранты напоминает о росписях алтарной апсиды, некогда открытых для обзора и привлекавших внимание молящегося. Это изменение не затрагивает сути образа, но привносит в него новые оттенки смысла - исторические аллюзии.
Интерьер Софии Киевской. 11 век.
Это положительные примеры. Но нередко в иконостасах происходит произвольная перестановка и замена икон, приводящая к замутнению и утрате его содержания. Этот процесс начался еще в 18 - 19 веках. Вот, например, большой иконостас собора Задонского монастыря. Здесь икона Христа на престоле - центральный образ деисуса - перемещена наверх вместе с изображениями предстоящих Богородицы и Иоанна Предтечи. Иконы апостолов, которые также должны предстоять Христу, остались ярусом ниже. По центру же между ними помещена икона с двумя святыми, держащими на руках Владимирскую икону Божией Матери.
Иконостас Владимирского собора Задонского монастыря.
Это полное разрушение всей иерархии образов и уничтожение смысла иконостаса как такового. Такой образ должен был бы располагаться в местном ряду, который для этого и предназначен. В центре иконостаса необходим образ Христа - Вседержителя и грядущего Судии. Почитание же иконы Богоматери, благочестивое само по себе, не может подменить эсхатологическую сущность христианства.
Альтернативой высоким иконостасам являются алтарные преграды...