Размышления о мышлении (советских обществоведов) и книги Л.А. Вознесенского в честь его дня рождения

Apr 26, 2020 23:24

Сегодня исполнилось 94 года Льву Александровичу Вознесенскому, с которым я имею удовольствие быть знакомым ( Read more... )

зарисовки, общественное, книга

Leave a comment

Comments 110

az_from_belarus April 26 2020, 20:58:16 UTC
Да. А всего лишь дело в маленькой детали ( ... )

Reply

k_r_k May 2 2020, 10:38:29 UTC
Коммунизм - это общественное устройство первобытного общества, причём на его ранней стадии.
Более-менее развитые первобытные общества уже не были коммунистическими.
Спрашивается - почему к коммунизму должны привести усложнения и совершенствования, а не примитивизация и деградация? Логичнее так.

Reply

az_from_belarus May 2 2020, 14:08:56 UTC
Не логичней.
Даже если с точки зрения формальной логики.
Вы дали одно утверждение-посыл из которого не следует Ваш вывод.
Вывод получается, при соединении с еще одним утверждением, о котором Вы забыли, приняв его как самоочевидное. Утверждение о том, что историческое развитие (и всякие разные характеристики общества) описывается монотонными функциями (т.е. или равномерно возрастающими или равномерно убывающими). Но такое утверждение не только не очевидно, но и неверно.

Reply

k_r_k May 2 2020, 14:17:12 UTC
Утверждение о том, что историческое развитие (и всякие разные характеристики общества) описывается монотонными функциями (т.е. или равномерно возрастающими или равномерно убывающими)
Я утверждал совершенно не это.
Я утверждаю и утверждал, что более сложный и совершенный характер коммунизма по сравнению с капитализмом не вытекает абсолютно ни из чего. Это, по крайней мере, требует доказательств. Впрочем Маркс и его адепты никогда ничего и не доказывали.

Reply


ziavra April 26 2020, 21:08:37 UTC
возможно, оффтопик, но вопрос вызван упоминанием религии в посте
можно ли сказать, что во второй половине жизни СССР коммунизм стал похож на религию для определенной части населения: оброс догмами, ересь каралась(причем речь не идёт о борьбе за направления развития страны как в 20-х, например, а о толковании "священных текстов"), большое внимание уделялось соблюдению ритуалов, а не смысловому наполнению. обычный обыватель верил(или не верил) в наступление коммунизма как во второе пришествие.
и то, что должно опираться на материализм и научный подход, выродилось в полнейшую противоположность

Reply

ziavra April 28 2020, 16:28:14 UTC
> можно ли сказать....

Осталось только "посмотреть правде в глаза" и признаться самим себе, что в результате катавасии реформ 50--60-х - к началу 80-х получили не недоделанный коммунизм , а недоделанный капитализм.
Андропов только попытался обозначить комплекс мер необходимых для того чтобы развернуть вектор развития общественно-политической системы - в результате среднее и высшее звено КПСС "обосралось" так, что в конце концов согласились даже на "михалсергееича" (на котором ещё со времён работы на Ставрополье клейма негде было ставить) из принципа "этот уж точно никого "репрессировать"(tm) не будет"(с).
Почему в итоге система разродилась "михалсергееичами" и "perestroika"(tm) - отдельный вопрос.

Reply

ziavra April 28 2020, 16:54:50 UTC
нет, не хочу смотреть правде в глаза. и я писал не о высшем и среднем звене, а о низшем и среднем. беспартийных, рядовых коммунистах и уровне райкомов-горкомов-обком. кто не принимал решения о судьбах страны, но так или иначе взаимодействовал с коммунистической идеологией. например, что из себя представлял процесс приёма в партию/комсомол.

Reply

ext_3851190 April 28 2020, 17:18:00 UTC
обоком - это уже как минимум среднее звено, если же горком такой как московский то это уже уровень политбюро и т. д.
Собственно вы правильно обозначили проблему для основной массы коммунистов и беспартийных советских людей начала 80-х : ни те ни другие толком не понимали в каком направлении развивается Союз и развивается ли он вообще , а с учётом того ,что отрицательные тенденции в социально-экономической сфере имели вполне "положительную" динамику , соответственно в отсутствии достоверного понимания оставалось только верить в истинность теории.

Этим партия качественно отличалась от партии образца 30-50-х, те не просто верили , та партия знала как строить социализм и строила социализм на практике.

Reply


laertan April 26 2020, 22:34:17 UTC
Да, в рассуждениях о неизбежном социализме прийти к необходимости солидаризма - это надо уметь. Видимо, не только с марксизмом было плохо в позднем Союзе.

Reply


anonymous April 26 2020, 22:36:22 UTC
>Я вижу трагизм этих людей в том, что они из лучших побуждений помогли разрушению того, чем дорожили. "Не ведали, что творят"

Смирнова прочитал с огромным удовольствием, но не мог не задаться вопросом "как он мог не ведать?". По книге видно, какой он весьма неглупый и талантличвый человек, да и директор ИМЛ, можно сказать, общепризнанный "главный марксист". И в какой-то момент он включает риторику обиженного обывателя, который шел голосовать за партию популистов, а те, придя к власти, не воздали ему по потребностям.

Иначе говоря, если он такие люди не ведали, то кто вообще мог ведать? Знающие Маркса и все актуальные направления гуманитарной мысли, приближенные к руководству и конфинденциальной информации (Смирнов без всякого удивления воспринял разговоры с Яковлевым о многопартийности еще задолго до того как тот заявит об этом публично). И ничего не ведали. После того вообще не видишь смысла изучать что-либо, они то ничего не поняли, а я то с дивана с книгами что смогу?

Reply

wazawai_n2 April 27 2020, 08:24:33 UTC
Полагаю, всё они ведали. Но считали, что будет так, как хочется им.

Reply


yury_st April 26 2020, 23:43:06 UTC
"...с чего это вдруг те олигархи и чиновники, которых он ругает за "пир во время чумы", должны вдруг одуматься и начать жить по социальной справедливости, а тот народ, который все эти годы пребывает в состоянии раскола, должен вдруг сплотиться вокруг этой идеи ( ... )

Reply

ziavra April 27 2020, 00:01:55 UTC
>А вот на Западе это давно уже многие поняли - потому там и живут люди в массе своей лучше.

а где именно на Западе это поняли, можно пример конкретной страны? например, если посмотреть на долю оплаты труда в США, то, на первый взгляд, такого понимания не прослеживается.

Reply

yury_st April 27 2020, 00:12:35 UTC
Везде поняли. Ни в одной стране мира - из развитых - никто не собирается начинать классовую борьбу.
И доля оплаты труда в США гораздо выше, чем была в СССР. И не долю в капитале надо смотреть, а долю оплаты труда в добавленной стоимости.

Reply

wazawai_n2 April 27 2020, 08:27:02 UTC
Ещё один верующий.

Reply


Leave a comment

Up