Вы не пожалеете

Nov 27, 2013 14:47

Оригинал взят у willie_wonka в Вы не пожалеете
Не первый год задаю подворачивающимся мне под руку студентам (русским) составлять речевые портреты кого угодно. Поскольку они не филологи, они не умеют ни правильно записывать речь, ни тем более её анализировать. Тем не менее, смысл в этом задании есть.

1. «Я решила сделать речевой портрет своего преподавателя по высшей математике, потому что я считаю его интересным объектом для изучения русского языка и коммуникативного поведения отдельной личности.
[Сведения об информанте: ФИО, возраст, образование и др.].
NN считает, что любой уважающий себя человек должен знать и понимать математику, так как это «царица наук». А те, кто не понимает его предмет (заучивает), - это просто посредственные люди, которые будут вынуждены вести жалкое существование всю свою сознательную жизнь. Хочется добавить, что вышесказанная характеристика - это не жалоба на тиранию преподавателя, это характеристика человека, благодаря которой будет проще воспринимать его речь.
NN часто произносит фразы с содержанием таких слов, как «Горе тому…» (например: «Горе тому, кто не раскроет такую неопределённость», или «Горе тому, кто не знает определения предела на эпсилон и дельта языке», или «Горе тому, кто не помнит тригонометрических формул», «Горе тому, кто не усвоил свойство инвариативности интеграла»).
NN имеет чётко выраженную гражданскую позицию, поэтому в момент диалога с каким-нибудь студентом на лекции он часто восклицает: «Кто верит на слово, тот ходит в церковь и голосует за Путина!», а также «Прохорову нужны дебилы!», «Прохоров - образцовый паразит и Медведев ничем не лучше». Нетрудно догадаться, что нынешнюю политическую элиту NN воспринимает, мягко говоря, не очень дружелюбно. А вот советскую власть одобряет: «А вот при советской власти все знали формулу бинома».
Также в речи преподавателя заметную роль играет непрямая коммуникация при разговоре с самим собой: «Куда воткнёте пальцем? Сюда воткнёте пальцем!»; «Вот вы подумали? Ну подумайте!»; «Имеем право? Имеем право!».
Также понятно, какое мировоззрение имеет NN, потому что он как-то сказал на лекции, обращаясь к аудитории: «Я атеист, но чёрт возьми!» Трудно не заметить, что в моменты особой ярости NN восклицает: «Я вижу разговоры, чёрт возьми!», «Чёрт возьми! Вы будете смотреть на доску или нет?», «Я удивляюсь, как быстро всё летит к чёртовой матери», «Какого чёрта!» Упоминание чёрта всуе - ещё одна отличительная черта речи преподавателя.
NN часто употребляет в своей речевой практике обращение на «вы», но это вежливое обращение вовсе не говорит об уважительном отношении к студенту, оно носит скорее язвительный, а порой даже уничижительный оттенок: «Вы примитивный человек, если вам не интересна аналитическая геометрия», «вы не студенты, вы просто изображаете из себя студентов», «Значит, вы глупая»», «Да вы просто формалист и зубрила!», «Вы похожи на простака из сказки братьев Гримм».
Особое место в речи NN занимают слова пересдача («Буду рад вас видеть на пересдаче», «Учи, пересдавай») и школа («В какой школе вы учились, в балетной?», «Как не было математической индукции? У вас недоразвитая школа!», «Вы прекрасно знаете это из школьной программы, если, конечно, учились не в сельской школе»).
Многие студенты перестают ходить на лекции по высшей математике, потому что боятся услышать такие страшные слова в свой адрес (произнесённые с особой непередаваемой на бумаге интонацией), как: «Вот вы… Да, да, именно вы!», «А вон тот молодой человек напомнит нам определение производной?», «Я чувствую, что вы сейчас импровизируете».
Встречаясь с преподавателем только на территории места учёбы, естественно, я не могу уловить многих других его интересных речевых конструкций, так как тематика встреч сугубо деловая, поэтому припомню несколько коронных фраз, произнесённых на лекциях: «Девушка, не знающая теорему Вейерштрасса, не может быть интересна молодым людям», «Вторая теорема Вейерштрасса - вы не пожалеете», «Вы хотите опровергнуть теорему Лагранжа?», «Не умеет брать производную… для жизни не годен», «Сила воли - это производная от разума», «Ваш блок памяти неисправен», «Изгоним отсюда х1», «Когда мы встретимся на коллоквиуме, настанет момент истины», «Это очевидно», «Без пределов можно жить, но примитивной жизнью».
Как бы страшно ни звучали слова NN, на самом деле он просто хочет, чтобы мы пристрастились к науке, которой он посвятил жизнь. Это довольно благородно, если закрыть глаза на некоторые речевые методы воздействия».

2. «Информант: мой папа, Ш*** В.И., 59 лет. Родился в городе Перми, закончил филологический факультет Пермского государственного педагогического института, после окончания которого некоторое время работал по распределению в посёлке Чусовской при колонии строгого режима на севере Пермской области. Затем учился в аспирантуре Ленинградского педагогического института имени Герцена. В настоящее время доцент кафедры русской и зарубежной литературы Пермского государственного педагогического университета, к.ф.н.
Его отец Ш*** И.Ф. родился в Пермской губернии, работал на заводе, его мать Черепахина Галина Ивановна также родилась недалеко от Перми в деревне Черепахи, работала учителем начальных классов.

Речь моего папы очень богата, он использует самые разнообразные лексические единицы, умело применяя их как в бытовой речи, так и на лекциях. Мой информант ведёт лекции на филологическом факультете Пермского педагогического университета. Зачастую его цитаты передаются из поколения в поколение:
Маразм в моём возрасте только украшает мужчину!
Я уже в таком возрасте, когда голосуют за коммунистов.
Ну, Белинский был так себе критик, оно и понятно - он же не слушал мой курс…
Часто он позволяет себе некоторые вольности. Например:
Почему Онегин не связал себя с народом? Что, ему нужно было организовать колхоз имени декабриста Пестеля?
Русским за границей делать нечего - там нет солёных огурцов.
У Пушкина физиономия какая-то эфиопская…
Грандисон Грандисоном, а замуж выходить надо. Жених - это вещь деликатная. (О Татьяне Лариной).
Папа любит цитировать стихи; например, когда во время последнего звонка пошёл снег с дождём, он немедленно вспомнил строки из пушкинской поэмы «Граф Нулин»:
Погода становилась хуже:
Казалось, снег идти хотел.
Вдруг колокольчик зазвенел…
Также он любит повторять:
Я каждым утром пробуждён
Для сладкой неги и свободы…
Или:
Уж полдень мой настал…
Среди любимых фраз моего информанта можно отметить: Божественно, Это что-то, Это песня!, Жизнь налаживается!, Роскошь!.. Из выражений с отрицательной коннотацией можно отметить: дофездюпендился (довыделывался), профурсетка (студентка-двоечница), гламурятина, День жестянщика (о гололёде). Также он часто использует выражение рамолик времён очаковских (в тех случаях, когда что-то едет медленно, например, лифт или общественный транспорт). Любит папа использовать и другие гиперболы. Например, За это время можно было постричь целое стадо овец!.. (когда информант ждал мою маму из парикмахерской).
Интересно, что папа почти не использует англицизмы и американизмы, не прибегает к молодёжному сленгу и компьютерной лексике. Многие его коллеги (даже те, что старше его) любят слово файл (в контекстах типа: У студентов информация откладывается в разных файлах и нет единой картины мира). Для информанта такие метафоры неприемлемы.
То, что папа хорошо владеет всеми стилями речи, хорошо видно по его стихам. Несколько лет назад он написал оду «На смерь малиновки» после того, как наш кот поймал на даче птицу:

Ужель Малиновка отпрыгала свой век,
Что по утрам в саду изрядно распевала?
Хоть не была пичужка человек,
Однако ж и она о счастии вздыхала,

Что будет и у ней гнездо и кров,
И голосистый внук хвалебну песню сложит,
Но мир природы к юности суров,
И тело бренное её котяра гложет.

Ты на крыльцо с утра с надеждою слетела
Отбросы поклевать и хлеба съесть кусок,
Но смерть мохнатая всей тушею насела,
И смолк навеки дивный голосок.

Почто, почто слеза моя катится?
Почто мне жаль Малиновку мою?
Ведь может птаха в псину обратиться,
И Кот в зубах ея обрящет смерть свою.

Нельзя не заметить, что данное стихотворение - подражание одам XVIII века. Информант использует лексические единицы, свойственные тому времени: ужель, изрядно распевала, хвалебна песнь, обрящет и проч. Присутствуют здесь и реминисценции из других произведений: отпрыгала свой век (Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? - «Горе от ума» А.С. Грибоедова), почто, почто слеза моя катится? (Пошто, мой друг, пошло слеза из глаз катится?.. - А.Н. Радищев). В то же время папа намеренно использует разговорные слова (котяра, насела), что создаёт комический эффект. (...)».

юмор

Previous post Next post
Up