Сегодня будет обзорный пост о поездке в Европу, главной целью которой был BRBF-2012 - Бельгийский ритм-энд-блюз фестиваль, проходивший в городке Пир 15 июля: маршрут, нюансы и бытовые детали - все то, что будет неуместно в основных постах. Как я уже писал в Европу меня потянуло с целью увидеть живьем короля блюза мистера Би Би Кинга. Повествование будет написано в виде не свойственных этому журналу путевых заметок, поэтому слов под катом необычно много.
1. Фото снято во второй день поездки при переезде из Брюсселя в Маастрихт. Снимал сам на скорости 116 км/ч.
Итак, утро 14-го июля, день 1-й. Норильский аэропорт "Алыкель". На стоянке обнаружился бизнес-джет Челленджер, это значит, что какой-то большой босс прилетел осматривать свои владения. Первый раз вижу в Норильске что-то подобное.
2.
Перый сегмент я пролетел на Боинге 737-500 авиакомпании Нордавиа. Я люблю Нордавиа за то, что у них есть на сегменте Норильск-Москва код-шер с Аэрофлотом, что позволяет покупать недорогие трансферные перелеты. (В Брюссель и обратно через Москву я слетал за 24000 рублей, что очень не дорого.) И не люблю за старые грязные салоны и продавленные кресла в самолетах. Но это точно лучше, чем Як-42 Грозный-авиа, на котором я летел спустя 10 дней в Чечню. Кстати, только что проверял расписание, с ноября на направлении Москва-Норильск ни Нордавиа ни Аэрофлота нет. Неужели прикрыли лавочку? О том, как я выбирал базовую страну и покупал билеты можно прочитать
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ.
3.
В нашем аэропорту стоят вот такие динозавры авиакомпании КрасАвиа. Раз в две недели они совершают рейсы в Хатангу и Диксон. Мне кажется, что каждый раз экипаж специально под рейс привозят из Красноярска.
4.
Взлетаем. Путешествие началось.
5.
Как будто облака кто-то вспахал:
6.
Между рейсами у меня был целый день, проводить его в аэропорту было бы глупо, и я уехал в Москву. Гулял по центру, купил гитару, встретился с другом... Москву не спутаешь ни с одним другим городом на свете. Это квинтэссенция нашей родины. В какой еще европейской столице в самом центре города терминал оплаты закрыт на два навесных замка?
7.
Или где еще можно увидеть столько объявлений? Интересно, их кто-нибудь читает?
8.
Разговор возле метро полиционера и бомжа:
- Иди отсюда.
- Куда?
- Домой.
- Я здесь живу. Это мой дом.
- Здесь нельзя. Иди вон туда. (Машет дубинкой в сторону забора).
- Да некуда мне идти.
И т.д. Кончилось тем, что бомж откровенно послал мента на х...р, правда отошел на 10 шагов, но вскоре снова вернулся на свое место. Удивило то, что дубинка не пошла в ход. Я бы сам, наверное, не выдержал такого хамства.
9.
Вечером я улетел в Брюссель. В аэропорту европейской столицы в ночное время необычно мало народа, несколько бортов у телетрапов, никакой толкотни, не то что в Домодедово, где основная масса рейсов приходится на ночное время. В общем, никакого впечатления, что ты находишься в крупном авиационном хабе. Да и само здание аэропорта невзрачное, покрытое черным, словно закопченным стеклом. При получении багажа оказалось, что мой чемодан не выдержал перелетов и от него откололся кусок, это была первая ласточка в череде мелких невезений...
Остаток ночи я провел в отеле Holiday Inn Express (такси обошлось в почти 20 евро за 5 километров), который забронировал заранее. Первые бельгийские особенности бросились в глаза уже при заселении. Вроде обычная трешка с натягом, но зато есть ванная, а не душ как обычно, что после долгой дороги всегда кстати. На стойке регистрации висит прайс, на котором написано (я не поверил сначала - несколько раз подходил убедиться), что ночь в этой ничем не примечательной гостинице на городских задворках возле аэропорта - 550 евро. Позже такие же ценники я встречал и в других отелях, при том, что цена по предварительной брони - в 7-10 раз ниже. Получается, не любят они незваных гостей. Неприятно удивило отсутствие интернета, причем поездка показала, что это проблема не отдельного отеля, а распространенное явление. То есть он везде есть, но по цене 5 евро за час или 20-25 евро за сутки, что, конечно, очень дорого. Так что повсеместный бесплатный вай-фай в Европе - это миф. И чем дальше от столиц, тем меньше возможности найти халявное соединение. Только МакДональдс спасает своим бесплатным вай-фаем по всему миру, наверное, поэтому он такой популярный. Последнее наблюдение - во всех гостиницах, где я был, отсутствовал унитазный ершик, видимо, здесь это считается не гигиенично.
День 2-й. Утро оказалось богатым на всякие раздражающие мелочи. Для начала что-то случилось с флешкой, а на ней среди прочего были путеводители и карты для навигатора. Затем таксист (на цвете кожи не буду акцентировать внимание, хотя и так все догадались, что это был негр) забыл свернуть в нужном месте и сделал огромный крюк, не забыв при этом не отключить счетчик. На этом слава Богу черная полоса почти закончилась. А "почти" потому, что практически всю следующую неделю Бенилюкс заливало дождями, в то время как у нас в Сибири горели леса от страшной жары.
Итак я приехал в Budget. Это был не самый выгодный вариант взять в аренду машину, но единственный работающий в нужное мне время в воскресенье. С этими режимами работы просто напасть какая-то. Конечно, местные привыкли, но для нас, избалованных круглосуточно работающими палатками, это всё дико и непривычно. Отмечу, что в проверенных мною трех городах - Льеже, Маастрихте и Брюсселе - среди всех прокатных контор, только Budget оказался работающим в воскресенье. Первый раз в жизни я брал в аренду машину один, да еще и в Европе и был удивлен тем, что это заняло всего пару минут. Мне дали ключи и документы и сказали, что ничего отмечать не будут, потому что машина новая. "И все?" - спросил я. "Счастливого пути," - ответили мне. Новенький (пробег 5791 км) Форд Фиеста обошелся мне в 200 евро за шесть дней, еще 50 евро пришлось заплатить за навигатор Гармин, потому что мой остался без карт. Отмечу, что без навигатора мне пришлось бы очень тяжко, особенно на автобанах, где пропущенный поворот означает потерянное время в поисках разворота, которого может не быть еще с десяток-другой километров. Также стоит сказать, что мысль взять в аренду авто была верной, я сначала колебался между арендованной машиной и общественным транспортом, так вот, без своей машины я не увидел бы и половины посещенных мест.
10.
Дороги идеальные, водители наидружелюбнейшие. Средняя скорость передвижения 120-130 км/час, при этом я постоянно боролся с желанием поддать газку. За 6 дней проехал 739 км и не испытал даже намека на усталость, хотя не очень люблю долго находиться за рулем. Для начала мне предстояло совершить переезд в Маастрихт, возле аэропорта которого у меня было забронировано жилье. Думал, что в дороге буду любоваться видами, но оказалось, что места здесь довольно скучные (или с автобана не видно всех красот). Единственное, что разбавляет унылый пейзаж - громадины ветряных генераторов.
Эко-мост:
11.
Погода не радовала, периодически дорогу заливало сильным дождем, потом вновь выглядывало солнце. В такие моменты мне хотелось только одного, чтобы хотя бы во время концерта (в поле под открытым небом) не было дождя, но шансов было мало.
Мой отель Tulip Inn должен находиться в нескольких километрах от Маастрихта где-то недалеко от аэропорта - это все, что я знал. Еще был адрес, но он только вносил путаницу, потому что обозначенная улица тянулась на много километров, прерываясь и начинаясь вновь. Я долго не мог найти свою гостиницу, несколько раз проехал мимо аэропорта, а в итоге оказалось, что она находится чуть ли не в самом аэропорту. Tulip Inn представляет собой скорее мотель, то есть парковка расположена прямо возле номеров. Из всех номеров есть выход на общую территорию, где можно даже загорать. За зеленым забором - аэропорт.
12.
Каждое утро на травке обнаруживался серый заяц.
13.
В один из дней я прогулялся по территории аэропорта, но чтобы не рвать потом рассказ нарушу хронологию и покажу, что он из себя представляет прямо сейчас. Аэропорт называется Маастрихт-Аахен Эирпорт. Это междунарожный аэропорт, обслуживающий преимущественно чартерные направления на курорты. Пару раз я видел здесь самолеты лоу-костера Райанэир. Странно, но отсюда нет рейсов в аэропорты Амстердама и Брюсселя, но есть рейсы в Берлин и Стамбул.
14.
Обойдя аэропорт, можно пройти на смотровую площадку и снимать пока не сядут батарейки, никто тебе не закричит, что это стратегический объект. Пару раз посетила мысль заняться споттингом, но рейсы настолько редкие (около десятка в день), что ради нескольких фотографий пришлось бы провести здесь весь день. Ограничился фотографированием самолетов, стоящих на перроне.
15.
Только один раз поймал в кадр взлетающий джетик:
16.
Внутри. Никакого досмотра на входе.
17.
Разместившись в гостинице, я отправился назад в Бельгию. В это время снова пошел дождь, и я решил пока не ехать на фестиваль, а проехаться по бельгийскому захолустью, чтобы потянуть время. Заглянув в ничем не примечательный город Генк, переместился в Бокрейк - этнографический музей под открытым небом, в котором собраны исторические здания со всех концов Бельгии.
18.
Место оказалось очень интересным, подробнее о Генке и Бокрейке я расскажу в следующем посте. Скажу лишь, что погуляв по музею на парковку я вернулся продрогший и насквозь мокрый. Оставшуюся дорогу до Пира я ехал с включенным на полную мощность обогревом и успел немного просушить вещи и согреться.
Когда я въехал в Пир накрапывал дождик. По обочине, от кемпингов, расположенных на окраине города по направлению к его центру брели посетители фестиваля. Все они были одеты под стать погоде в дождевые плащи. У меня же не было даже кепки. Дороги города и подъезды к нему были перекрыты, пришлось делать крюк. Показав свой билет, я въехал в охраняемую зону, но где находится вип-парковка никто не знал, поэтому я бросил машину в первом удобном закоулке и пошел в сторону, откуда доносилась музыка. На входе мне нацепили "золотой" браслет, и вот я попадаю в толпу из нескольких тысяч подпитых граждан евросоюза, одетых в косухи, банданы и резиновые сапоги. И тут я в белой курточке и спортивных тапочках-кедах, которые после этого фестиваля и развалились, стою, как Марти МакФлай из "Назад в будущее", попавший на дикий запад. Помните в какой он одежде заявился в бар? Ну и ладно, это же не трэш-фестиваль "Железный марш", здесь все вежливые и доброжелательные.
Хорошо, что сама площадка перед сценой оказалась закрыта навесом, потому что вся остальная территория выглядела так:
19.
Перед хед-лайнером этого дня Би Би Кингом я успел послушать только группу EL FISH.
20.
Мало известная (я точно про них ничего не слышал) бельгийская группа выступила просто шикарно. Особенно порадовал музыкант, игравший на губных гармошках. В конце выступления к музыкантам присоединился какой-то старик, восторженно встреченный залом, и группа стала выглядеть совсем колоритно.
21.
У меня был вип-билет. Я не совсем понимал преимуществ такого билета, покупая его через интернет, прочитал лишь, что владельцы таких билетов имеют возможность тусоваться за сценой среди музыкантов и важных гостей, пользоваться специальной парковкой и получить лучшие места. Я долго думал, а нужно ли мне тратить такие деньги (180 евро против 50 за обычный) на какой-то особый билет, но решив, что раз уж я все равно так вложился в эту поездку, пусть главное ради чего я еду будет по высшему классу, купил его. Теперь я начал понимать правильность своего выбора в пользу вип-билета. Он позволил находиться в промежутке между основным залом и сценой - в месте, где тусовались еще человек 30 "випов" и фотографы. Отсюда был лучший вид, было не так тесно, ну и под ногами была пусть мокрая, но трава, а не лужи и вспаханная каблуками грязь. У меня, кстати, к этому моменту ноги замерзли настолько, что я как цапля стоял то на одной, то на другой ноге. Впервые в жизни я подумал, что в таких условиях реально подхватить что-нибудь вроде воспаления легких, но слава Богу обошлось. Во время перерыва я сходил в организованный за сценой ресторанчик, оказалось, что в стоимость билета входит ужин и даже вино в неограниченном количестве. Рядом с рестораном был бар, на стенах которого висели фотографии именитых музыкантов, выступавших на фестивале в разные годы и не доживших до этого дня.
22.
Я не фанат блюза и даже меломаном меня вряд ли можно назвать, но несколько лет назад взял и купил DVD Кинга "Концерт в Африке". Даже не помню, что меня заставило это сделать, может, слово Африка (к которому я испытываю непреодолимое влечение) в названии. Концерт проходил году в 74-м где-то в Конго, самой Африки там не видно, не показывают даже публику, но сам еще относительно молодой Би Би Кинг творит там настоящие чудеса. Столько позитива я не видел ни от одного другого исполнителя. Вот, наверное, тогда и зародилась во мне отчаянная мысль, что короля блюза я должен увидеть живьем. Я периодически посещал сайт bbking.com, смотрел график гастролей, но все что-то не складывалось, то король гастролирует только в США, то у меня что-то не клеится со временем... Но однажды все встало на свои места и вот я здесь.
На сцене появились музыканты Би Би Кинга, отыграли разогревочный номер. И на сцену вышел восьмидесятишестилетний маэстро. Здесь нужно сделать небольшое отступление и рассказать о моих собственных ожиданиях и эмоциях. Буквально за несколько дней до отлета я посмотрел DVD с записью его прошлогоднего концерта на каком-то опен-эире. И концерт оставил тяжелое впечатление. Играя, Би Би Кинг часто ошибался, было видно, что многое ему уже не под силу, на протяжении концерта он даже не улыбнулся. И я, конечно, боялся, что меня может ожидать разочарование. И тут Би Би Кинг начал бросать в зал медиаторы. И представляете, они не долетали даже до нашего кармана для блатных гостей и фотографов. То есть, он их бросал буквально себе под ноги. Это все, конечно, оставляло неприятный осадок, я начал готовиться к худшему. Вспомнился прошедший день, погибшая на флешке информация, промочивший меня насквозь дождь, и настроение упало в самые глубины. Но тут он заиграл, запел, сначала немного вяло и острожно, потом как будто зарядившись от публики ожил, зашутил, стал заигрывать с девчонками в зале. И так почти два часа. Один раз сказал, что завтра уже улетает домой, хотя у него еще был в графике концерт в Германии. В конце он уже подшучивал, что сколько можно, он уже стар и устал, отпустите мол. И это, похоже, было правдой, потому что после концерта он не смог сам подняться со стула... Когда шоу закончилось, стало ясно, что все эти мелкие недочеты сегодняшнего дня ничто в сравнении с тем, чему я стал свидетелем. Наверное, еще никогда концерты не оставляли во мне столько позитива...
Ниже несколько снимков с концерта, но фотографировать разрешили только во время первых трех песен, то есть самые яркие моменты, конечно, произошли позже.
Вот его первые минуты на сцене. B.B. King пытается бросить в зал медиаторы:
23.
"Передайте подарок этой девочке," - говорит музыкант. Прямо напротив него стоял мужчина, на шее которого разместилась маленькая дочка. Не знаю, есть ли у Кинга внуки, но он весь концерт ей подмигивал, махал и, наверное забывая, подарил не меньше пяти медиаторов. Девочка тоже под конец уже начала кричать: "Ай лав ю Биби!" Так что налицо была обоюдная любовь... Вот вырастет ребенок, к тому моменту музыканта уже, вероятно, не будет, а ей останутся такие воспоминания.
24.
Просто фотографии:
25.
За свою жизнь музыкант дал свыше 15'000 концертов.
26.
В феврале на блюзовом концерте в Белом Доме музыканту подпел Барак Обама. (Оказалось, что американский президент поёт, да и вообще выглядит на сцене лучше, чем его россйский коллега.)
27.
Музыканты в группе Би Би Кинга тоже все колоритные. Чето только стоит гитарист, у которого гитарный ремень сделан из змеи.
28.
И снятое мной видео.
Click to view
Концерт закончился в полночь, на час позже анонсированного времени. Мне оставалось только сесть в машину, выехать на трассу Е314, пересечь ганицу Бельгии с Нидерландами и вернуться в свой отель.
Маршрут первого дня. Для пояснений можно нажать на иконки.