Иерусалим - большой город, достопримечательностей которого хватит на недели, если не месяцы вдумчивого изучения. Что я хотел успеть за два дня, запланированные на его посещение? Да ничего, в общем-то. Посмотреть старый город, Стену Плача, пройти улицами, которыми нес крест Иисус Христос. И, пожалуй, главное - почувствовать атмосферу древнего и неспокойного места, понять - хочу ли я вернуться сюда еще раз когда-нибудь.
1.
Пятнадцать минут от отеля и мы входим в Ворота Ирода, сразу попадая в мусульманский квартал. Пройдя лабиринтами улиц, выходим на Виа Долороза, и это обстоятельство определяет стержень самой прогулки по Иерусалиму. Так, двигаясь от одной точки к другой, мы прошли все 14 Стояний Крестного пути, о которых речь ниже и пойдет. Текст ниже частично написан мной, но в основном надерган в интернете...
2. Стена Старого города.
3. Улицы мусульманского квартала Старого города.
4.
Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
5. Когда-то здесь находилась резиденция римского прокуратора, где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Тоже самое произошло и с другими памятными местами на Крестном пути. На месте Стояний появились церкви и часовни. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа.
6. Напольные плиты, сохранившиеся с того времени. Чуть позже на древности подобного рода, пресытившись, я перестал реагировать.
Второй станцией Виа Долороза считается церковь Бичевания, купол которой украшен мозаичным терновым венцом.
7. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он взял свой крест. От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"
8.
9. Сувениры на соответствующую тематику.
В этом месте мы прибились к группе паломников из России, и часть пути следовали с ними, попав в греческую церковь, построенную на месте, где находилась темница Христа и разбойников.
10. Подворотни.
11. Темница Иисуса Христа.
12. Место не было упомянуто в путеводителе.
Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса. Сейчас здесь небольшая армянская часовня, снаружи которой за баснословные деньги предлагают свежевыжатые соки.
13.
Чуть дальше - четвертой остановка - встреча с Матерью.
14. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном из Евангелий, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской церковью Богоматери Великомученицы.
Вокруг - бесконечная торговля сувенирами и околорелигиозной символикой.
15.
16. Древнейший житель Иерусалима.
На углу улиц Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.
17.
18. В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену. Ясер Арафат смотрит на место, которого касалась рука Христа.
19.
Шестая станция Скорбного пути - Святая Вероника вытирает лицо Иисуса.
20. Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.
Дальше улица Виа Долороза пересекается с шумной базарной улицей Сукхан-эз-Зайн. Здесь седьмая остановка - второе падение Иисуса под крестом.
21. Выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.
По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороза, где произошло обращение Иисуса Христа к плачущим женщинам.
22. За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.
23.
24. Торговля не отстает от религии.
Девятая станция - место третьего падения Христа. Я нашел его лишь на второй день, но что бы не нарушать хронологию приведу сразу.
25.
У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.
Так, мы дошли до
Храма Гроба Господня, где находятся остальные пять Стояний. Площадь перед храмом полна народу, легко оказаться в давке. Несколько израильских полицейских покуривают в стороне от площади. На противоположной от них стороне ждет своего часа металлический шар, в который поместят гипотетическую бомбу, найдись она здесь. Настроение, впрочем, вокруг царит приподнятое, люди преклоняются перед святынями. И среди групп паломников нам встретились и совсем экзотические, например, из Нигерии и откуда-то из Юго-Восточной Азии. Единственное, что с трудом получается в подобной обстановке - это сконцентрироваться на собственных молитвах и ощущениях. Поэтому идея прийти в Храм утром следующего дня оказалась верной. Приход в храм в разгар дня позволяет ощутить всю мощь Христианства и важность событий, предшествующих его появлению. Посещение Храма утром открывает детали и дает возможность в тишине и спокойствии проследовать за Христом в последние его минуты. Впечатления разные.
26. Бомбо-ящик.
Иерусалимский храм Воскресения Христова стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города Титом в 70 году. По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века). (В Мадабе мы окажемся через несколько дней.)
27. Площадь перед храмом в разгар дня.
Часовня справа - Предел Деления Риз, где с Иисуса сорвали одежду перед распятием. Это - десятая станция.
28. Площадь перед храмом в семь утра. У окна справа видна приставленная лестница, это -
"Недвижимая лестница". Лестница опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Лестница является одним из символов межконфессиональных разногласий в христианстве. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, - не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.
В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания - место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ снятое с креста тело Иисуса.
29. Камень Миропомазания днем.
30. И утром.
31.
По правую руку от входа небольшая лестница ведет на Голгофу, оказавшуюся в результате постройки комплекса внутри Храма. Вопреки фильмам, картинам и расхожему представлению - это небольшая возвышенность. На Голгофе три алтаря. На месте правого алтаря - одиннадцатая станция - прибитие к кресту. Слева еще один алтарь, отмечающий двенадцатую станцию - смерть на кресте. В дневное время к нему тянется длинная очередь. Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском. Через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы и нащупать куб ниши, в которой был установлен крест.
32. Лестница на Голгофу.
33. Одиннадцатое стояние - прибитие к кресту.
34. Двенадцатое стояние - смерть на кресте.
35. Прихожанин трогает нишу, в которой стоял крест.
Между 11 и 12 стояниями - место снятия с креста - 13 стояние, также обозначенное небольшим алтарем.
Под Голгофой еще одна часовня, в ней можно увидеть трещину, образовавшуюся в результате землетрясения, произошедшего сразу после смерти Христа. Согласно преданиям под горой был похоронен Адам, и кровь Иисуса, попав в образовавшуюся трещину, протекла до черепа Адама, смыв первородный грех. Поэтому на изображениях распятия под крестом часто можно увидеть череп первого человека.
36. Трещину видно в квадратной нише.
Напротив входа в часовню мраморным кругом отмечено место, на котором во время казни стояла Дева Мария.
37.
Главное место Храма - кувуклия над Гробом Господним - последнее четырнадцатое стояние. В обычный день чтобы попасть в нее придется отстоять приличную очередь. Даже в утреннее время нам не удалось оказаться первыми. К моменту открытия кувуклии у входа скопилось много людей. Здесь под мраморной плитой находится место, на котором было погребено тело Христа, здесь же он и воскрес.
38. По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.
39. Кувуклия.
В состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям. В одном из таких углов - бывшие каменоломни, где был найден крест и гвозди. Чтобы попасть в них нужно спуститься в армянскую церковь и от нее последователь узкой лестницей в еще одно помещение.
40. Капелла Св. Елены. Справа - лестница в Капеллу Обретения Креста.
41. Капелла Обретения Креста.
42. Место, где был найден крест и гвозди..
43. Еще из интересного в храме - граффити, оставленные крестоносцами и многочисленными посетителями храма.
44.
45.
_______
Выйдя из Храма, мы углубились в лабиринты улиц. После нескольких нападений, совершенных палестинцами на евреев, в мусульманском квартале была усилена охрана. Некоторые переходы оказались перекрытыми. Стена Плача, впрочем, была доступна. И не увидеть ее было никак нельзя.
46. Ну что ж - увидели.
Историю этого места пересказывать бессмысленно, кто хочет - найдет. Для меня же было открытием, что сама стена является лишь укрепительной частью места, где стоял знаменитый Храм, разрушенный в 70-м году н.э. Подпорка так называемой Храмовой Горы, на которой стоял Храм. Сейчас на вершине горы - мечеть Купол Скалы и доступ евреев туда невозможен. Стена же в течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв.
47. Редкое зрелище - солдаты регулярной армии Израиля приносят присягу у Стены Плача.
На подходе к стене ко мне обратились с вопросами о моем происхождении и убедившись, что ни мама, ни бабушка еврейками не были потеряли интерес. Мне же стало любопытно, а если бы еврейская кровь во мне нашлась, что тогда? В какую иудейскую организацию меня бы затащили?
...Некоторые записки засунуты с таким мастерством, что кажется, будто они провели в стене несколько десятилетий. Хоть туристическая брошюра и уточняла, что туристам не стоит писать записки (записки от неиудеев рассматриваться Господом не будут), я свою оставил...
Самое, на мой взгляд, интересное происходит в закрытой части стены. Там в очень колоритной обстановке можно наблюдать, как молятся иудеи.
48. Бойцы и бомжеватого вида мужичок.
49. Селфи на фоне.
От стены плача можно отправиться на две экскурсии: в подземные лабиринты, обнаруженные под старым городом, и на Храмовую гору, куда всегда приличная очередь. Для нас же день подошел к концу: ребенок устал, требовал воды, еды, мультиков и киндер-сюрприз, поэтому пришлось сворачиваться и возвращаться в отель. К тому же налетел сильный ветер и хлынул дождь. Покинув старый город через Яффские ворота, известные тем, что последний завоеватель Иерусалима войдёт через них, мы пошли вдоль восточной стены. К югу от ворот располагается Геенна огненная - овраг, в котором впавшие в идолопоклонство евреи Иудейского царства приносили в жертву детей.
50. Мечеть аль-Акса, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих.
Если двигаться на север вдоль стены старого города, то по левую руку будет Масличная гора - впечатляющее и очень живописное место благодаря гигантскому древнему еврейскому кладбищу, быть похороненным на котором считается большой честью. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых. А мне запомнилось утверждение в одной "желтой" телепередаче в начале или середине 90-х о том, что местечко на этом кладбище купила себе Алла Пугачева.
51. Замусоренные кварталы восточного Иерусалима, плавно переходящие в кладбище.
52. Блатные захоронения.
53.
54.
55. Золотые купола принадлежат церкви Святой Марии Магдалины (Гефсимания), недалеко от нее находится гробница Богородицы. В этой части города, к сожалению, побывать не удалось, хотя такие планы были.
Самое важное место в этой части старого города - Золотые ворота. Старейшие ворота Иерусалима. Существующие ворота построены в районе 520 года, рядом обнаружены остатки существенно более древних ворот. Распространённое представление о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. (Как указывает Книга пророка Иезекииля (44:1-3) «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».) Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом. Я также слышал, что чтобы помешать вхождению Мессии через ворота, после которого оживут все, кто здесь похоронен, мусульмане стали хоронить возле ворот своих лучших воинов, чтобы те, ожив вместе с остальными, устроили неправоверным "разбор полетов".
56.
Больше про Иерусалим мне сказать нечего. За пределами старого города я почти ничего не видел. В памяти остались лишь шумные торговые улицы, которыми чокнутый водитель маршрутки вез нас к отелю. И стоит отметить, особо они не отличались от мусульманского квартала, в котором мы жили. А современная часть города, куда я наведался, чтобы взять в аренду машину, мне понравилась весьма и ухоженностью и архитектурой, с удовольствием бы погулял здесь еще когда-нибудь, но не раньше, чем стоимость шекеля опустится хотя бы до 10 рублей.
57. Другой Иерусалим.
P.S. Изнанка старого Иерусалима.
29-30 октября 2015 г.
Все рассказы из этой поездки. Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через
Яндекс.Деньги или
PayPal.