Миряне

Jan 10, 2017 20:03

Среди регулярных каноников почти не бывало мирян, ввиду их клерикального характера. При этом, у многих, как и в случае с монахами и нищенствующими, имелись братья-миряне, т.е. те, кто обслуживал общину, меньше молился, больше работал, ходил в город, чтобы купить что-нибудь необходимое. Сами они не принадлежали к каноникам. Миряне, которые являются частью ордена, есть у Регулярных каноников Святого Креста, хотя опять же - сами не являются канониками по определению. Миряне в виде облатов были у Премонстрантов св. Норберта (возможно были и у других регулярных каноников, но я про это не слышал). В житии Норберта описывается белый скапулярий, который носили облаты. Белый в честь Богородицы, которая и даровала святому Норберту хабит для его ордена. Если брать шире, то у орденов, связанных с Августином, таки есть члены не-священники: августинцы, доминиканцы и ораторианцы (можно еще иезуитов приписать с натяжкой). Последние, хотя и являются обществом апостольской жизни более всего этой самой жизнью походят на регулярных каноников. Также регулярных каноников напоминают и доминиканцы, особенно если сравнивать с реформированными канониками типа упомянутых уже премонстрантов, т.к. пытались совместить апостольский и созерцательный (монашеский) образ жизни в проповеди и молитве. Но у каноников сохраняется акцент на священстве и служении литургии (в отличии от доминиканцев). Как известно, св. Доминик начинал в качестве каноника. Отсюда использование им устава св. Августина и цветов хабита, которые он взял у регулярных каноников св. Авугстина. Вообще стоит сказать, что желание приобщиться к образу жизни каноников, но отсутствие у них не-священнического служения сподвигло многих уходить к нищенствующим или монахам: уже упомянутый Доминик, Антоний Падуанский (он был каноником в португальской из ветвей каноников Святого Креста) или св. Бруно (не смог найти изображение, котороя я видел, на котором он изображен не в картезианском хабите, а в хабите каноника, когда отказывается от епископской власти). Я уж не говорю о множестве бенедиктинцев и цистерцианцев, которые были до монашества регулярными канониками. Тут связей много, не буду вдаваться в подробности. Нищенствующие августинцы появились не на этой волне, как я понял. Но интересно то, что среди людей, которых собрал Папа Александр IV была и одна община, которую (по крайней мере по их преданию) основал сам св. Августин в нумидийском городе Тагасте. Это к тому, что возможно святой все же предполагал какое-то участие мирян. Но все же регулярные каноники называют себя августинцами потому, что следуют именно апостольскому образу жизни, который основал Августин - священники живут вместе в общине, которой приносят обет стабильности, а не потому, что им просто очень нравится или их основал сам Августин. Конечно, не очень понятно чего в общине попов делать не-попам, но можно алтарничать, иподиаконствовать там...

Еще про мирян хотел добавить. До Тридентского собора, как известно, алтарь отделялся более высокой перегородкой, чем сейчас, или тяблом, или в готических храмах перегородкой, которая почти напоминает собой иконостас, и над которой возвышался большой крест. Так вот у цистерцианцев такая перегородка существовала не только для посещающих монастырь мирян, но и для братьев-мирян (т.е. перегородок было несколько). По крайней мере в Англии.

августин, регулярные каноники, ордена, монашество, архитектура

Previous post Next post
Up